«Зашел и работай, пожалуйста, все есть», — хвалили резиденты муниципальных промпарков свои места на вчерашнем объезде с министром экономики РТ Фаридом Абдулганиевым. Укрывшись в районах, компании строят заводы за 1,5 месяца и проникают в федеральные торговые сети, некоторые даже умудряются теснить голландцев тюльпанами и экспортировать в Китай чай из промпарка «Сокуры». На пресс-туре побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
По словам Фарида Абдулганиева, в Татарстане на сегодняшний день находится 10% всех промышленных парков России
татарстан вместил 10% промпарков россии
«Если не знать дорогу, можно заблудиться», — такими словами приветствовал журналистов министр экономики РТ Фарид Абдулганиев после того, как, проехав нужный поворот и сделав небольшой крюк, автобус прессы добрались до промышленного парка «Сокуры» в Лаишевском районе. Сверхзадачу мероприятия Фарид Султанович обозначил четко — вдохнуть веру в промышленные парки, а вместо тысячи слов предложил журналистам пообщаться с их резидентами, которые «ни на минуту не пожалели, что переступили порог» этих объектов.
«Сокуры» — лишь один из 85 промышленных парков и площадок РТ, которые дали уже более 26 тыс. рабочих мест, а объем произведенной ими продукции по итогам 2018 года составил 143 млрд рублей. По словам министра, в Татарстане 10% всех промышленных парков России. К столетнему юбилею республики в 2020 году планируется довести число промпарков и площадок до 100. «Но мы не гонимся за количеством», — подчеркнул он, заверив, что потери качества в угоду количеству не будет.
Основная мера поддержки, применяемая для поощрения резидентов, — это беспроцентные кредиты до 5 млн рублей в год, которые предприниматели могут потратить на строительство, реконструкцию инженерной инфраструктуры и приобретение оборудования, не говоря уже о готовой инфраструктуре и льготах по земельному налогу. При этом вложенные в строительство «Сокуров» с 2015-го 70 млн бюджетных средств полностью окупились за счет налоговых отчислений, которых только в 2018 году было уплачено 50 миллионов. «Каждый пятый рубль налогов, который платится малым бизнесом в Татарстане, получен как раз резидентами промпарков, что говорит об их состоятельности и бюджетной эффективности», — подчеркнул министр.
«Сокуры» — лишь один из 85 промышленных парков и площадок, расположенных в Татарстане, которые дали уже более 26 тыс. рабочих мест
«Приехали, когда здесь не было ни тепла, ни света, а сейчас уже занимаем два ангара»
В «Сокурах» работают 15 резидентов, из которых СМИ представили двух. ЗАО «Автокран Аренда» — филиал финской компании Pekkaniska, сдающей в аренду подъемные механизмы для строительных работ. В России компания действует с 1994-го, в Татарстане — три года. По словам руководителя казанского филиала компании Олега Баранова, техника используется почти на всех крупных стройках РТ, включая «Казань Экспо», Haier и «Мега». При этом сама Pekkaniska технику закупает у производителей родной Финляндии, а также Франции и США. «Расположены за городом и в то же время возле дороги», — объяснил он логистический смысл выбора именно этой промплощадки.
Неподалеку находятся два ангара ООО «Поволжский Главснаб», которое развернуло здесь производство чая. «Компания существует с 2014 года, на этой площадке — с 2015-го, — рассказал Николай Афанасьев, основатель и руководитель по производству фирмы. — Приехали, когда здесь не было ни тепла, ни света, а сейчас уже занимаем два ангара и продаемся в 25 тысячах магазинов федеральных сетей X5 Retail Group и „Магнит“. Производим более 30 видов чайной продукции, у нас самая топовая позиция — „Доброе утро“, „Добрый день“ и „Добрый вечер“ (с травами, ягодами и фруктами)».
Схема производства следующая: индийский чай смешивается с российскими травами и фасуется в упаковки. Цена — примерно 75 рублей. Травы везут с Алтая, из Крыма, а также собирают в самом Татарстане: можжевельник, черноплодная рябина, листья смородины, малины. Это создает для селян дополнительный источник дохода. Например, лист черной смородины оценивается в компании от 250 до 300 рублей за килограмм, сушеная черноплодная рябина — 150, можжевельник — 180. Что касается закупки чая, то качественный индийский ассам обходится организации в среднем в 400 рублей за килограмм.
По словам Афанасьева, на благодатной почве промпарка компания (персонал — 60 человек) растет фантастическими темпами, ежегодно увеличиваясь в разы. Объясняя свой выбор «Сокуров», он отмечает чистоту, поддерживаемую управляющей компанией, и современное здание, что важно для производителя пищевых продуктов, ну и, конечно, недорогая аренда — 287 рублей за квадратный метр, включая «коммуналку». «Если сравнивать с Казанью, то там цены на порядок выше», — отметил основатель фирмы. Размер инвестиций, как и доходов, он назвать отказался, но подчеркнул, что на компании уже нет ни кредитов, ни лизингов, она развивается за счет собственных средств и ничего у государства не просит. «Нас все устраивает», — заверил руководитель. Товары организации два года подряд становились лауреатами премии «Лучший продукт Татарстана», а в 2018-м попали в «100 лучших товаров России». Сейчас компания ведет переговоры о поставках в Китай, а в следующем году, возможно, и в Европу.
Основная мера поддержки, применяемая для поощрения резидентов, — это беспроцентные кредиты до 5 млн рублей в год
«Развитие промышленных парков — политическая доктрина нашего региона»
Экспортную тему тут же оседлал Абдулганиев, отметив, что развитие промышленных парков — это ни много ни мало «политическая доктрина нашего региона». Он сделал акцент на «главных установках, внутри которых движемся», — импортозамещение и выход на экспорт. Последняя задача содержится в федеральном национальном проекте по поддержке предпринимательства и ставится перед всеми регионами. Но выйти на экспорт не так легко: здесь министр сослался на экспертов ведущих аналитических агентств, согласно которым это требует от компании годового оборота не менее 30 млн рублей. «То есть уже не стартап», — отметил он. Именно поэтому и необходимо создавать условия на промышленных площадках, чтобы растить компании, обладающие потенциалом выхода на экспорт и торговые сети, и в 2019 году республика в рамках нацпроекта получит еще 600 млн рублей на развитие этой инфраструктуры.
В промышленном парке «Тюлячи», несмотря на то что он вдвое меньше «Сокур», количество резидентов (9) почти в два раза превосходит по отгруженной продукции — 1,2 млрд рублей в год. Расположившееся там ООО «Кряж» было первым резидентом промышленного парка. «По идее, на базе нашего предприятия он и был построен», — говорит Марат Нуриахметов, генеральный директор «Кряжа». Свою фирму он характеризует как «большую мясорубку», в которой старые автомобильные шины превращаются в резиновую крошку, использующуюся в изготовлении асфальта или покрытии для детских площадок (они почти полностью заняты продукцией «Кряжа»). Она находит сбыт не только в Татарстане и России, но и в Казахстане, годовая выручка предприятия составляет 15 млн рублей. В переработке 1,5 тыс. т резины в год задействованы 12 человек, разбитые на две бригады. Причем, как пояснил гендиректор, за сырье компания не платит, так как по сути занимается утилизацией отходов.
«Мы одни из трех предприятий вокруг Казани, которые занимаются переработкой шин, а было их 8», — отметил Нуриахметов. По его словам, чтобы выходить на безубыточность в этом бизнесе, необходимо перерабатывать не менее 50 т в месяц. Зато и проблемы сбыта, как отмечает директор, у компании нет — успевай только выполнять заказы. «А завод мы построили за полтора месяца. В середине июля 2012 года я делал презентацию проекта, а 1 сентября премьер-министр Ильдар Халиков уже жал на кнопку, — не без гордости говорит он. — Ребята — молодцы, сделали все условия, все в „одно окно“, идут на контакт, никто никого не щемит. Зашел и работай, пожалуйста, все есть, ни о чем голова не болит».
Абдулганиев отметил, что развитие промышленных парков — это ни много ни мало «политическая доктрина нашего региона»
«НУЖНО ТЕ ЛЬГОТЫ, КОТОРЫЕ ЕСТЬ У ТОСЭРОВ, КАК-ТО СПРОЕЦИРОВАТЬ НА НАС…»
Соседнее ООО «Авангард-Строй» делает железные двери. Изначально бизнес был в Казани, но в 2014 году фирма решила перебраться в промпарк. Впрочем, все равно 70–80% продукции уходит в столицу РТ, остальное — в регионы России. «Даже в Саратов поставляем противопожарные двери, хотя там свой завод есть», — говорит технический директор компании Марат Шамсутдинов. Годовой оборот предприятия — 150 млн рублей, и емкость рынка позволяет расти еще, так что в скором времени на зеленеющем по соседству участке вырастет новый ангар.
Технический директор объяснил преимущество муниципальных промплощадок тем, что это оптимальное решение для малого и среднего бизнеса, который по своим масшатабам «не может зайти в Елабугу, но может сюда». «Конечно, не по всем налогам мы тут имеем льготы, — признает он. — Но зато безвозмездно дали земельный участок, подключили к коммуникациям, асфальт нам бесплатно провели. Это большие ресурсы, в Казани мы такого не получим. Представляете, сколько там стоила бы земля?» К тому же оперативно решаются все проблемы с руководством, вплоть до главы администрации. «Я не уверен, что в Казани смогу Метшину спокойно позвонить вечером и сказать: „У меня тут проблема, электроэнергию отключили“. Здесь же главе могу позвонить — и он оперативно решит вопрос», — приводит пример Шамсутдинов.
ООО «ЛМР Пласт-Фимако» — крупнейшее предприятие тюлячинского промпарка, производящее пластиковые изделия бытового назначения, которые на сегодня представлены во всех крупных федеральных сетях. Прямые договоры на поставки сырья от «Нижнекамскнефтехима» и минимальная логистика позволяют удерживать приемлемые цены, не поступаясь качеством изделий, поясняет директор предприятия Госман Кабиров. Как и у соседей, объемы продаж растут, вынуждая компанию закупать все новые станки.
Причину выбора именно этой промплощадки он объясняет тем, что удалось найти общий язык. На начальном этапе было инвестировано порядка 500 млн рублей, каждый год продолжается наращивание производства. Причем компания старается по максимуму использовать программы господдержки, льготы и субсидии, так как это помогает быть конкурентоспособными на рынке. Но даже подобного мало. «Нужно те льготы, которые есть у ТОСЭРов, как-то спроецировать на нас тоже, — вторит Кабиров коллегам. — Там есть послабление по налогу на прибыль, НДС и по заработной плате дополнительные льготы. У нас этого, к сожалению, нет».
ООО «Богородские розы теплицы» на почти 5 тыс. «квадратов» круглый год выращивает как садовые, так и комнатные цветы
«Из Голландии в наш регион цветок едет 7 дней, а у меня заказ вчера пришел — и завтра уже на месте»
Азат Муртазин владеет и руководит пятью теплицами ООО «Богородские розы теплицы», которое на почти 5 тыс. «квадратов» круглый год выращивает как садовые, так и комнатные цветы, в том числе тюльпаны. «Первый год был в убытке, на второй он сократился, на третий — небольшой плюс, а в 2019-м рассчитываю уже на прибыль», — поделился бизнесмен историей успеха, добавив, что на полную окупаемость ему потребуется 7–8 лет.
Продукцию предприниматель сбывает через торговые сети «Эссен», «Мегастрой», рассматривает договор с «Леруа Мерлен». Также подписано соглашение с X5 Retail Group, «пару нюансов осталось утрясти», а вот с ОБИ пока не вышло. «Хитрые ребята, — объясняет он. — Пока бодаемся по условиям». Среди причин, побудивших разместить производство именно здесь, Муртазин называет обеспеченность коммуникациями, лояльность администрации («один звонок — любой вопрос решается») и наличие рабочей силы. В штате компании 15 местных жителей, которые трудятся за 18–21 тыс. рублей в месяц. К слову, ранее в «Сокурах» Абдулганиев также говорил о зарплате: 7 тыс. человек, занятых на татарстанских промплощадках, получают в среднем 22 тыс. рублей, что министр назвал неплохим показателем для районов.
Расширяться Муртазин пока не планирует, предпочитая довести до ума то, что есть. «Мой регион — Поволжье, — так он ответил на вопрос о географии сбыта продукции. — В Нижний Новгород поставляем, частично в Москву, но туда снижаем, потому что логистика дорогая, плюс они давят на цены. Лучше на местном уровне поднимать качество и стараться здесь». Благодаря обширной географии удаленность от Казани особой роли не играет, говорит директор, так как, например, до Челнов или Ижевска отсюда ближе.
«Главный конкурент у меня на самом деле Голландия, а не местные региональные компании, — добавил предприниматель. — Голландцы сюда все везут, на весь мир работают». Их он будет побеждать быстрой доставкой и работой над качеством: «Из Голландии в наш регион цветок едет 7 дней. Его надо принять, развести и так далее. В итоге в магазины он попадает в течение 10 дней после заказа. У меня же заказ вчера пришел — и завтра уже на месте».
На вопрос о том, почему Муртазин решил заняться именно цветочным бизнесом, он отвечал явно уже не в первый раз: «А я очень женщин люблю». Тюлячинский ценитель прекрасного оказался последним резидентом, представленным вниманию журналистской братии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.