Управляющий отделением «Банк Татарстан» ПАО «Сбербанк» Рушан Сахбиев

В СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЕ СИДЯТ ПАРНИ, КОТОРЫЕ МЕЧТАЮТ СЪЕСТЬ НАШ ЛАНЧ

— Рушан Флюрович, как банку поддержать малый бизнес?

— Вообще-то я считаю, что малый бизнес не надо поддерживать, — ему не надо мешать.

— Точно! Сами предприниматели тоже так говорят.

— Это ключевой фактор. Когда какой-то госорган, скажем, налоговая инспекция, вдруг объявляет, что хочет поддерживать малый бизнес, – малый бизнес пугается. Так что мы хотели бы не поддерживать малый бизнес, а стать для него незаменимыми, разговаривать с ним языком выгоды. И не просто рассказывать, какие услуги предлагаем – это скучно и неинтересно, – а показывать, что это дает предпринимателю, какие возможности для его развития… Сегодня банковское сообщество, самым крупным в котором является наш Сбербанк, все больше и больше отходит от образа такого места, куда можно лишь положить деньги, провести расчеты, взять кредит. Сегодня это только небольшая часть тех услуг, которые предоставляет Сбербанк. Причем у нас есть клиенты во всех социальных группах, в том числе это и малый бизнес, и крупный бизнес, и крупнейший бизнес. Наша задача – помогать им расти вверх. И мы действительно говорим с бизнесом языком выгод, а не только языком надежности.

— Но к вам многие обращаются, как раз потому что надежно!

— Не секрет, что первая ассоциация со словом «Сбербанк» именно такая – надежность. Когда я беру кого-то на работу, спрашиваю: «А почему хочешь работать в Сбере?» 80 процентов отвечают: «Потому что это надежно, стабильно». Я предупреждаю: «Насчет надежности, это так, а вот насчет стабильности – нет». Потому что мы настолько бурно развиваемся, что не стоит искать в нашем банке стабильное прибежище. Дескать, пришел работать экономистом, а уйдешь на пенсию главным экономистом. Это уже абсолютно устаревшая модель. За время работы в нашем банке каждому придется сменить множество профессий и направлений. Причем если раньше между изменениями в банке проходило несколько лет, то сегодня – несколько месяцев, а то и дней. Быть в тренде, успевать – это огромная и очень серьезная задача. И не только для сотрудников банка, но и, конечно, для предпринимателей, для тех, кто крутится в бизнесе. Один известный американский банкир как-то сказал: «В Силиконовой долине сидят парни, которые мечтают съесть наш ланч, и они его съедят!» В мире из-за цифровизации все больше рушатся барьеры, стираются границы. Сегодня цена входного билета на рынок малого бизнеса стала гораздо ниже.

— Не нужен большой первоначальный капитал?

— Раньше, чтобы начать свое дело, нужен был стартовый капитал. Он и сейчас нужен. Но раньше что подразумевалось под стартовым капиталом? Снять помещение, купить оборудование, нанять персонал. Сегодня многие предприниматели начинают свой бизнес, имея в руках смартфон и профиль в «Инстаграме». Это тенденция современного мира. На самом деле стартовым капиталом являются знания. А сегодня ценность знаний стала гораздо более существенной, чем деньги. Это уникальная особенность современного мира. Чтобы предприниматель понял, как этим правильно воспользоваться, наверное, здесь можем пригодиться мы. Именно для этого мы создаем наш сервис, наши услуги – для того, чтобы дать необходимые знания клиентам, и настоящим, и будущим, тем, кто только задумывается об открытии своего дела. Как им избежать ошибок на старте? Как правильно развивать свой бизнес? Как вырасти из малого бизнеса в средний и крупный? И так далее… Еще лет 15 назад – а в финансовой сфере я тружусь уже 25 лет – важной функцией банка считалось предоставление денег на развитие. Это остается — но остается наряду со множеством других факторов. Потому что ты можешь привлечь кредит в банке, да. Но если у тебя нет представления о том, как правильно строить бизнес, развиваться, то, к сожалению, успеха ты не достигнешь…

НЕ ТОЛЬКО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НАДЕЖНОСТИ СБЕРА, НО И КАЧЕСТВЕННЫЕ СЕРВИСЫ

— И что же предлагает предпринимателям Сбер?

— Прежде всего, хочу напомнить, что любой предприниматель – от новичка до «акулы бизнеса» – может получить у нас полный спектр услуг. Это РКО, кредитование, депозиты, инвестиционные продукты, дистанционное обслуживание, небанковские сервисы… Мы создаем вокруг клиентов некое «ожерелье» – экосистему Сбербанка. Это позволяет бизнесу решать не только финансовые, но и многие другие задачи, причем в режиме «одного окна». Для предпринимателей этим «окном» стал наш интернет-банк «Сбербанк Бизнес Онлайн». То есть если раньше надо было с платежкой идти в банк, то сегодня из любой точки мира наши клиенты имеют доступ к своим счетам, могут управлять ими. У нас есть сервисы, связанные с электронным документооборотом, через который можно выставлять счета-фактуры. Есть возможность страхования, возможность проверки контрагентов – не находятся ли они в стоп-листе и каков уровень их благонадежности. Как видите, клиент получает в Сбербанке целый пакет уникальных предложений. Может дистанционно платить налоги, отслеживать финансовую аналитику, продвигать компанию в интернете, совершать защищенные сделки, покупать валюту по индивидуальным курсам… Может даже вести бухгалтерию и сдавать отчетность.

— То есть малому предприятию даже не надо нанимать бухгалтера?

— У предпринимателя не должна болеть голова из-за бухгалтерской отчетности, из-за баланса – сдали или не сдали, из-за годового отчета… Это раньше главбух был вторым человеком в компании, а сегодня функции бухгалтерского учета становятся абсолютно вспомогательными, банк берет их на себя. Так мы помогаем нашим клиентам концентрироваться на бизнесе, а не на отчетности. Этому способствует и наша платформа «Деловая среда». Еще пример ее работы – всегда был очень популярным третий человек в компании – начальник отдела кадров, даже его кабинет обычно находился рядом с кабинетом гендиректора. Но опять же сегодня функция отдела кадров больше переходит в плоскость управления человеческим капиталом – это правильный подбор, расстановка, развитие, обучение персонала. Очень большой путь в этом отношении проделал Сбербанк, и мы активно делимся этими знаниями как с крупными компаниями, корпорациями, так и с малым и средним бизнесом. На платформе «Деловая среда» есть обучающие мероприятия – как правильно подбирать сотрудников, как их развивать… Мы все время придумываем какие-то новые полезные сервисы, анализируем рынки и понимаем, что востребовано. У Сбербанка очень много клиентов, высокий уровень доверия к бренду. Соответственно, такой же высокий уровень доверия и к тем продуктам, которые под этим брендом мы продвигаем. И они постоянно дорабатываются, обновляются. Мы уверены, что выбор большого количества участников рынка в пользу Сбербанка заключается не только в исключительном уровне его надежности, но и в тех качественных, полезных сервисах, которые мы представляем.

МЫ СТРОИМ СВОИ СТРУКТУРЫ ПО ПРИНЦИПУ ДВУХ НОГ – ОДНА ВИРТУАЛЬНАЯ, ВТОРАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ

— Какие сервисы Сбера больше всего популярны у малого бизнеса?

— Их много. В этом нам помогает то, что Сбербанк тесно интегрирован с органами госвласти. Так, у нас появился сервис для начинающих предпринимателей – дистанционная регистрация бизнеса и дистанционное открытие счета. То есть теперь, чтобы зарегистрировать ИП или ООО, не нужно посещать ФНС, для открытия счета не нужно посещать банк – все это можно сделать дистанционно, либо на том же портале «Деловая среда», либо у партнеров банка. Дополнительное преимущество – отсутствие госпошлины при такой дистанционной регистрации.

Так же с самозанятыми. Татарстан – пилотный  регион, один из четырех, где регистрируются самозанятые. В «Сбербанк Онлайн» они могут зарегистрироваться, не заходя на сайт налоговой инспекции. Это наша услуга – для тех, у кого выручка 2,4 миллиона рублей в год. А это очень большой пласт жителей республики. Они могут выйти из тени, платить достаточно небольшую сумму и при этом легализовать свои источники дохода, что дает возможность получать кредиты, доступ к образовательному контенту, бухгалтерии и юридическим услугам. У нас гибкий поход к клиентам, и им это очень удобно и выгодно.

Кроме того, мы же понимаем, что не все начинающие предприниматели готовы сразу генерить доход и платить банку за услуги. Поэтому у нас есть много разных пакетов, при которых оплата ну совершенно минимальная. Так, наша акция «Тест-драйв» предназначена для тех, кто в бизнесе уже более полугода, но у него еще нет счета в Сбербанке. Так вот, при открытии счета клиент может в течение первых трех месяцев использовать пакет услуг «Удачный сезон», «Активные расчеты» или «Хорошая выручка» по цене всего 1 рубль в месяц. Тот же «Удачный сезон» привлекает предприятия с цикличной деятельностью. Известно, что предприниматели, работающие сельском хозяйстве, выручку обычно получают осенью, а зимой им платить тяжело. Они могут у нас выбрать подходящий тариф.

— Интересно, что Сбербанк неожиданно начал предоставлять услуги сотовой связи для своих клиентов. Вроде бы не банковское это дело…

— Да, со 2 апреля в Татарстане начали предоставлять услуги Сбербанк-Телеком. А насчет «не банковское дело»… Несмотря на то, что тут сферы вроде бы разные, но это очень близкий по конечному взаимодействию с клиентами бизнес. У нас огромное количество клиентов, и у сотовых операторов тоже. И сегодня в структуре оплаты, в трафике услуг сотовой связи львиная доля – интернет, а не СМС и звонки. Соответственно, интернет – это та база, на которой строятся все платформы банка.

— Сбер не уйдет окончательно в интернет, не закроет свои офисы?

— У Сбербанка очень большая история жизненного пути. И у нас очень много филиалов, офисов. При этом мы считаем, что уходить от физической сети нельзя, потому что это наше конкурентное преимущество. Мы строим свои структуры, свой бизнес по принципу двух ног – одна виртуальная, вторая физическая. Это дает устойчивость и многоканальность. Вы можете начать операции, придя лично в офис Сбербанка, а закончить ее на планшете – или наоборот. Плюс ко всему наличие филиальной сети – это возможность живого диалога, возможность консультации, возможность просто прийти пообщаться. Мы всю жизнь были в этом сильны. И вдруг позакрывать все филиалы и сказать – теперь все через интернет… Нет, это неправильно. Мы будем развивать как физическую сеть, делая ее более доступной и удобной, так и, безусловно, интернет-сервисы.

— В мае свой профессиональный праздник отмечают ваши многочисленные клиенты – предприниматели. Что бы вы им пожелали?

— Я верю, что предпринимательство – это именно та сфера экономики, которая позволит вывести нашу страну на совершенно другой уровень. Предприниматель – это человек, который берет ответственность за самого себя, за своих близких, за своих работников. И мне кажется, нашему обществу не хватает как раз таких людей, которые говорят: «Все в моих руках». Это креативный класс. И я искренне желаю предпринимателям не терять оптимизма и процветать. Чем больше людей у нас будут вести свой собственный бизнес, тем более устойчивым и благополучным будет наше общество.

18+