Модернизация Заинской ГРЭС даст миллиарды экономии потребителям Модернизация Заинской ГРЭС даст миллиарды экономии потребителям Фото: «БИЗНЕС Online»

ЭЛЕКТРОМОБИЛИ НА «СОЛНЕЧНЫХ ЗАЙЧИКАХ» НАМ НЕ СВЕТЯТ

Начну с двух событий этой недели, которые мне были интересны. Во вторник в Самарской области открыли самую крупную в Приволжском федеральном округе солнечную электростанцию, которая сможет обеспечить энергией весь Новокуйбышевск. Станция занимает площадь более 2 кв. км, там стоит 265,8 тыс. солнечных батарей, ее мощность — 75 МВт. Если пересчитать на киловатт средних мощностей, с учетом того, что солнце в средней полосе России работает мало времени, то затраты будут примерно $5 тыс. за киловатт.

Одновременно я поучаствовал в дискуссии на сайте «БИЗНЕС Online» по реконструкции Заинской ГРЭС. Там на самом деле хорошее предложение, с которым вроде бы согласен немецкий концерн Siemens, поскольку он участвует в тендере «Татэнерго» на 78 млрд рублей. На реконструкцию станции планируется затратить меньше $1 тыс. за киловатт. Но Заинской ГРЭС пока ДПМ (договор о предоставлении мощности) не дают, и риск высокий, что не дадут. А в Самаре «солнечным зайчикам» ДПМ уже, естественно, вручили по аналогичному механизму…

Поскольку в «БИЗНЕС Online» у нас дискуссия про углеводороды и эти самые «солнечные зайчики» с некоторыми читателями перманентная, я им советую посмотреть вот эти данные и понять, что будет, если в России массово начнут делать солнечные электростанции. Ведь затраты на них входят в цену электричества, сказываются на нас, потребителях. К слову, в Крыму простаивает большая электростанция, потому что там надо 36 рублей за киловатт/час доплачивать, чтобы она работала.

Соответственно, это означает, что электромобили на «солнечных зайчиках» нам не светят, а будем мы ездить на бензине. Значит, все, что происходит с ним, для каждого из нас и страны в целом чрезвычайно важно. А все случается в полном соответствии с оценками, прогнозами — первый раз я их делал давным-давно, еще когда в Госдуме обсуждался вопрос о налоговом маневре. Позднее писал о нем в «БИЗНЕС Online», предупредив, что надо готовиться к поэтапному росту цен на бензин. Сегодня Независимый топливный союз сообщает, что за последние три месяца в опте они повысились на 19–23%. И авиационщики предупреждают, что вынуждены поднять цены на билеты на 7%, в основном из-за роста стоимости топлива. Ну и так далее.

Диапазон изменения цен на бензин при завершении налогового маневра. Верхняя прямая соответствует сохранению поступлений в бюджет. Нижняя — компенсации из бюджета половины роста цены. При составлении графика использованы формулы из блога Ивана Грачева в «БИЗНЕС Online». Автор графика — Грачев.

ЕСЛИ ВЫ МЕНЯЕТЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ НА ВНУТРЕННИЕ НАЛОГИ, ТО ДАЛЬШЕ ЧТО ПРОИСХОДИТ?

При этом все равно федеральное правительство категорически не соглашается, что причиной роста цен на бензин является налоговый маневр. Напомню, суть его в том, что таможенные пошлины заменяются внутренними налогами. Считается, что это сильно соответствует каким-то там либеральным ценностям.

Правительство никак не может отрицать тот факт, что данные события коррелированы — введение налогового маневра и резкое ухудшение положения дел с ценой на бензин. Но при этом оно придерживается точки зрения, что причинно-следственной связи тут нет.

Это старинный спор. Когда я только-только начинал заниматься системами измерения, приборами, метрологией, в некоторых учебниках по статистике с применением теории вероятности и статистических методов был классический пример о том, как путают корреляционную связь и причинно-следственную. В начале прошлого века в Соединенных Штатах пошел резкий рост числа сумасшедших. И нашлись ученые, которые обнаружили сильную корреляционную связь между количеством радиопередач (а оно тогда тоже сильно увеличилось) и резким ростом числа сумасшедших. Причем не только медики, но и другие специалисты предлагали управленческое решение: надо срочно сворачивать радиопередачи…

Вот и наше родное правительство утверждает, как те американские сумасшедшие управленцы, что нет никакой причинно-следственной связи между налоговым маневром и ростом цен на бензин, а есть связь чисто корреляционная.

Мы говорим: если вы меняете таможенные пошлины на внутренние налоги, то дальше что происходит? Первое утверждение — таможенная пошлина бралась с граждан, с фирм других стран. То есть, когда наша нефть проходила через границу, скачок стоимости черного золота доходил до $300 за тонну. Это включалось в цену для потребителей и фирм в других странах, и в наш бюджет собирались деньги с других государств.

А вот внутренний налог — исключительно с нас, россиян. Тут достаточно очевидно: при этом либо бюджет теряет деньги, либо растут цены, так как налог кладется в стоимость. Основная часть цены на бензин — это как раз налоги. Увеличил их — будут расти цены на бензин.

Вообще говоря, в тех же учебниках советуют: а как понять, связь все-таки причинно-следственная или корреляционная? Вначале нужно построить логическую цепочку, потом попробовать ее проверить — экспериментально или на модельках. Так вот, такие модельные прогнозы сбылись: в перспективе, если полностью осуществить налоговый маневр, либо бюджет обнулится, либо цены вырастут примерно вдвое.

Об этом я и писал в «БИЗНЕС Online» еще в марте: «Но тут дело не в экономике, а в политике. Налоговый маневр объективно, конечно, выгоден Западу. В правительстве РФ есть люди, которые будут его отстаивать до последнего. Станут долбить, что вот этот принцип равнодоходности, заложенный в ВТО, который на самом деле ведет к тому, что цены на бензин в Германии и России должны быть примерно одинаковыми, священный, его никак отменить нельзя. Налоговый маневр в связи с этим тоже священная корова. Соответственно, гражданам надо готовиться к поэтапному росту цен на бензин в геометрической прогрессии. Никуда от этого не денешься в рамках налогового маневра».

Еще раз повторю, что оценка моя была такая: надо либо обнулять поступления в бюджет, уменьшать в два раза на самом деле, либо нас ждет рост цен на бензин тоже примерно в два раза.

Минимум с июля снова начнется рост цен на розничный бензин. Еще появится дефицит бензина, поскольку многие НПЗ постараются летом закрыться тем или иным способом, чтобы не наращивать убытки Минимум с июля начнется рост цен на розничный бензин. Еще появится дефицит бензина, поскольку многие НПЗ постараются летом закрыться на ремонт, чтобы не наращивать убытки Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

В СТРАНЕ ПОШЛО РЕЗКОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ БОДЯЖНОГО БЕНЗИНА

Получилось ровно то, о чем говорили: да, обнулением поступлений в бюджет можно сохранить цены. Но, поскольку обнуления налогов, несомненно, не будет, ничего подобного наше правительство не может сделать и никогда не сделает, то возникнет какая-то гибридная ситуация. Станут вначале административными мерами пытаться заставить компании остановить рост цен на бензин. Но ясно, что это не получится. Так что будут снижаться поступления в бюджет от экспорта нефти, что и происходит, и одновременно расти цены на бензин, что тоже наблюдаем.

Дальше станут уменьшаться реальные прибыли компаний. Допустим, для крупных организаций это не так важно — они получают одновременно некоторое увеличение экспортных доходов и могут перекрыть потери. Но у нас примерно четверть НПЗ независимые, те, которые не могут закрыть свои убытки доходами от экспорта. Очень квалифицированный специалист, ведущий эксперт союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев говорит, что с января нынешнего года в среднем, а на данный момент уже все НПЗ убыточны. Следовательно, четверть НПЗ переходит в режим банкротств. И потенциально летом ждем большой дефицит бензина в стране. Формально будут закрывать НПЗ вроде как на ремонт. Но раз они по 2–6 рублей с литра бензина на данном этапе имеют убытка, то, естественно, все, кто не в вертикально интегрированных компаниях, будут пытаться свернуть полностью производство на внутренний рынок.

То есть тут полное и железное соответствие прогнозам. И это позволяет еще раз утверждать: если хотите нормализовать ситуацию, то надо отменять налоговый маневр.

Причем Танкаев и другие эксперты говорят, что в стране пошло резкое увеличение бодяжного бензина. Цена на хороший — 95-й и выше — порядка 52 рублей за литр в среднем по стране, а на бензин типа АИ-80, низкокачественный, — около 42 рублей. Естественно, когда мелкие компании стали нести убытки, то на АЗС увеличилась доля бензина, который делают из АИ-80. То есть под видом высококачественного продают бодяжный, «улучшая» его с помощью всяких химических присадок, крайне вредных. Танкаев оценивает, что уже вот-вот доля такого бензина станет 20%, что даже в крупных городах, где АЗС вроде бы гарантированы от бодяжного, он все равно появляется. И дальше его станет еще больше…

Если наше правительство не одумается, не отменит налоговый маневр, то летом нас ждет три крупных неприятности. Минимум с июля снова начнется рост цен на розничный бензин. Дальше доля бодяжного, по моим оценкам, может дойти до 40%, может, чуть меньше. Еще и появится дефицит бензина, поскольку многие НПЗ постараются летом закрыться тем или иным способом, чтобы не наращивать убытки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции