Фото предоставлено ShoeConcept

«ЧЕСТЬ И ГОРДОСТЬ — ПРОДОЛЖАТЬ ДЕЛО СЕМЬИ»

— Рустам, как возник ваш интерес к индивидуальному пошиву обуви?

— Эта история началась еще в XIX веке, когда мой прапрадед Бикмухамет открыл в Старо-Татарской слободе небольшую сапожную мастерскую. Она располагалась на улице Братьев Петряевых, где сейчас «Нэфис Косметикс». Прапрадед тачал обувь, ездил за материалом на кожевенный завод Ивана Алафузова, обучал ремеслу сына Закира, который продолжил дело своего отца. Революция 1917 года прервала данную традицию, но память о ней в семье осталась: рассказы деда, семейные старинные сапожные инструменты. Настал момент, когда эти генетические зерна проросли. Я осознал, что обувное ремесло станет главным делом моей жизни. Для меня честь и гордость — продолжать дело нашей семьи. Отсюда и название компании — ZR Shoes: из первой и последней буквы имени прадеда Закира.

— Вы сами где-то учились мастерству?

— Конечно, на одних рассказах профессионалом не стать. Исторически обувное ремесло полноценно развивалось в Европе. Я проехал всю Италию, от Неаполя до Удине, искал выходы на хозяев семейных обувных мастерских и брался за любую работу, чтобы понять секреты их мастерства. Затем мой друг, работающий с ЮНЕСКО, неожиданно предложил организовать стажировку в парижских обувных ателье. Было непросто, так как во Франции не признают английский язык, — общались лишь на уровне взглядов и жестов. Но именно в Париже я понял, что изготовление обуви — гораздо большее, чем последовательность операций над куском кожи. В первую очередь это искусство, и в него надо вкладывать душу. Не может быть второй абсолютно одинаковой пары. Вернувшись в Казань, я уже точно знал, что хочу сделать: конкурентоспособное производство по индивидуальному пошиву уникальной обуви, которая будет цениться в мире.

Фото предоставлено ShoeConcept

— Вам сразу удалось громко заявить о себе на рынке?

 — Стартовали мы с сервисных услуг по уходу и реставрации обуви. Часто, разбирая для ремонта модель известного бренда, я понимал, что мог бы в Казани сделать гораздо лучше, качественнее, причем за значительно меньшие деньги. В 2012 году приобрели цех по индивидуальному пошиву обуви, пробовали, учились, внедряли новые технологии. Затем стали шить обувь под своим брендом ZR Shoes. Именно собственное производство в дальнейшем и стало основой нашего нового проекта Shoe Concept. Производство и шоу-рум, кстати, сейчас располагаются в историческом деревянном доме Сафы Бахтеева на Тукая. Место уникальное. По этим улицам когда-то ходили мои отцы и деды, возможно, они были знакомы с хозяином дома. Бахтеев был уважаемым человеком, купцом, благотворителем. В его доме я чувствую потрясающую энергетику, которая меня заряжает и вдохновляет.

«В ОБУВИ НА ЗАКАЗ ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ОЩУЩЕНИЕ ПОЛЕТА»

— Рустам, какие открытия вас подстерегали после старта работы мастерской?

— От индивидуального заказа люди подсознательно ожидают нечто большее, чем просто сшитую по их меркам и дизайну качественную пару. Они хотят отличного самочувствия, легкости, бодрости на протяжении всего дня: «Почему, заплатив за ботинки такие деньги, я в них не летаю?» Я начал разбираться в теме детально. Купил плантограф (с его помощью врачи-ортопеды получают отпечаток стоп, изучают, как давление корпуса распределяется на подошве) и столкнулся с тем, что более 70 процентов людей имеют с ногами те или иные проблемы. У кого-то они только начинаются, у кого-то уже есть, требуется срочная коррекция. При нарушенных функциях стопы страдает весь организм: могут беспокоить головные боли, боли в пояснице, возникать проблемы с внутренними органами… То есть именно ноги — фундамент здоровья, энергии, наших побед. Так в нашей команде появился врач-ортопед — и мы начали создавать обувь с анатомическими стельками, которые не просто повышают комфорт, но и улучшают самочувствие, дают легкость, выносливость, наслаждение от ходьбы. Опробовав такую пару, один из наших клиентов воскликнул: «Вы дарите новое качество жизни!» Теперь мы используем это выражение в качестве девиза.

Фото предоставлено ShoeConcept

— Что было дальше?

— Спрос стал превышать наши производственные возможности. Начали приходить заказы из аппарата администрации президента РФ, Госдумы, из-за рубежа... Многие мне часто задавали вопрос: «Почему у вас нет рекламы? Мы чудом про вас узнали!» Приходилось отвечать правду: у нас большая загрузка, всегда есть заказы на месяцы вперед. Я объяснял, что подготовка хорошего мастера — длительный процесс, а производственные возможности ателье ограничены. Мы поняли, что разрываемся, и нам нужно было решение, которое позволило бы охватить большее количество желающих. Над идеей работали пять лет и сегодня рады сообщить, что ее реализация состоялась.

«НАШ ЦИФРОВОЙ ПРОЕКТ ПОЗВОЛЯЕТ ЗАКАЗЫВАТЬ ОБУВЬ У ЛЮБОГО МАСТЕРА!»

— Вы меня заинтриговали, Рустам. Что имеете в виду?

— Компания ZR Shoes запустила обувной IT-проект Shoe Concept, который позволяет с помощью цифровых технологий сканировать стопы, создавать индивидуальную колодку, анатомические стельки для каждого клиента и размещать свой заказ на выбор у разных обувщиков. Ортопедический лазерный сканер производит сканирование 60 тысяч точек стопы, в специальных обувных программах на основе этих данных создаются индивидуальные 3D-модели колодок и стелек, конструируется и создается дизайн будущей модели обуви. Затем на станках с ЧПУ фрезеруются колодки, стельки, нарезаются высокоточные лекала. Колодка становится собственностью клиента, ее можно забрать домой или оставить на хранение у нас. Иметь собственную обувную колодку — это престижно, полезно, удобно и выгодно. Теперь, чтобы сшить обувь в Италии, вы можете не тратить время и деньги на поездку. Мы переправим итальянским партнерам вашу колодку в цифровом или физическом варианте, сделаем примерку макета понравившейся модели, а стоимость самой обуви от этого не становится дороже.

Фото: Сергей Елагин

 — Кто, кроме вашей компании ZR Shoes, участвует в проекте?

— С нами уже работают шесть производителей. У каждого есть свои отличительные особенности и преимущества. Начну с известной итальянской марки мужской обуви Harris. Этот бренд основан в 1913 году во Флоренции. У Bruno Famiglietti, хозяина компании, очень крутой подход к пошиву обуви. Яркость образов, качество и смелость решений мало кого оставят равнодушным к его моделям. Благодаря совместной работе с очень талантливым модельером и производителем женской обуви Chiara Cesaracio мы фактически запускаем давно ожидаемую технологию индивидуального пошива премиальной женской обуви. Chiara специально для нашего проекта доработала и изменила технологическую цепочку производства обуви. Она, кстати, лично прилетает к нам через две недели для демонстрации своей коллекции обуви. Вообще, развитие женской линии стало для нас приоритетом. Если индивидуальный пошив для мужчин существует давно и так или иначе решает задачи, то для прекрасной половины человечества заказать красивые туфли с различной высотой каблука и учетом анатомических особенностей стоп всегда было большой проблемой… С российской стороны привлечены производители обуви Cayman Brothers, Mr. Bob, Alexandre Mason, RR collection. Я очень ответственно отношусь к выбору партнеров, сам бываю на производстве, оцениваю качество их процессов. Анализирую цену, качество и ценность их обуви для наших клиентов. Благодаря нашим партнерам нам удалось значительно расширить ценовой диапазон обуви индивидуального пошива и линейку предлагаемых моделей. Так, например, в нашем пуле появились производители добротной обуви ручной работы RR collection из Нижнего Новгорода. Они механизировали многие производственные процессы, и сейчас мы можем предлагать обувь индивидуального пошива с индивидуальными анатомическими стельками всего за 19 тысяч рублей.

— А какова максимальная ценовая планка для сегмента bespoke?

 — Ее ограничивает лишь фантазия клиента. Можем сшить обувь за 200 тысяч рублей. Это будет цельнокроеный крокодил с эксклюзивным окрасом и патиной. И все равно такая пара обойдется в два-три раза дешевле, чем аналог от раскрученного бренда с серийным производством обуви. Да, стоит сказать, что мы можем взаимодействовать не только с перечисленными выше партнерами. Если кто-то из клиентов захочет заказать обувь у другого уже полюбившегося им мастера, то мы с высокой долей вероятности сможем разместить заказ и у него. Наша технология понятна многим обувщикам мира — и они с удовольствием идут на контакт. Так, например, мы дружим с маэстро Silvano Lattanzi, которого называют обувным королем Европы, а его работы — роллс-ройсом в мире обуви. Можем заказать обувь «от Латтанци», которая обойдется в среднем в 10–12 тысяч евро**. 

Фото: Сергей Елагин

— Вы ограничиваетесь только повседневной обувью?

— Нет. Три года назад у нас появилась линейка аксессуаров из кожи, которую мы активно развиваем, а сейчас начинаем заходить на территорию спорта. В содружестве с Alexandre Mason занялись обувью для конкура и выездки, готовим варианты обуви для гольфа… Спортивная обувь — это высочайшие технологии, нецелесообразно проходить весь путь в одиночку, поэтому будем искать партнеров по совместному производству обуви для футбола, волейбола и других видов спорта.

— Каковы ваши ближайшие планы?

— Этим летом запускаем франчайзинг, сейчас завершаем последние этапы по упаковке проекта. Первая студия, я думаю, откроется в Уфе. Уже поступили предложения из Перми, Екатеринбурга, Москвы. Задача — в течение ближайшего года открыться в 7–8 городах-миллионниках. Shoe Concept изначально задумывался как потенциально франчайзинговый проект. Для дальнейшего роста и развития нужно масштабировать бизнес. При этом сама франшиза Shoe Concept не будет стоить заоблачных денег и примерно равна цене трехкомнатной квартиры с горизонтом окупаемости около двух лет даже по пессимистичному сценарию. Плюс это долгосрочный проект, который станет приносить прибыль вне зависимости от дальнейшего прямого взаимодействия с клиентами. Но случайным людям мы франшизу предоставлять не будем. Ищем партнеров, близких по духу, чтобы все было сделано красиво и правильно.