Трагедия в Шереметьево нанесла колоссальный удар по реноме «Сухого» и самого «Аэрофлота». Но, как это у нас часто бывает, вместо того, чтобы признать вину и ошибку, корпоративные пиарщики начинают скрывать правду, купировать проблему и переводить стрелки на ни в чем не повинных. А Росавиация сразу же заявила, что полеты SSJ 100 будут продолжены, даже не получив первичных итогов расследования катастрофы. Общественная реакция не волнует корпорации, уверен политолог Руслан Айсин.
«По реноме «Сухого» и самого «Аэрофлота» этой трагедией был нанесен значительный удар. Вместо того, чтобы признать вину, корпоративные пиарщики начинают скрывать правду»
БЕЗДНА ПРОБЛЕМЫ, В КОТОРУЮ ПРОДОЛЖАЕТ ПАДАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Трагедия с самолетом Sukhoi Superjet в аэропорту Шереметьево оголила чудовищные проблемы в отрасли самолетостроения, эксплуатации воздушных судов. Страна увидела всю лоббистскую мощь госкорпораций, которые всеми правдами и неправдами пытались уйти от ответственности.
Собственно говоря, специалисты указывают на то, что виновниками катастрофы можно считать компанию «Аэрофлот» и экс-главу Объединенной авиастроительной корпорации Михаила Погосяна. Под его руководством отечественный Superjet так и не стал прорывным проектом, о чем долгие годы рапортовал глава ОАК. Только за год самолеты Sukhoi Superjet 100 восемь раз попадали в различные ЧП. Неоднократно авиакомпании, которые закупали SSJ 100, жаловались на те или иные проблемы и технические недостатки самолета. Выводы сделаны не были.
По сути, «Аэрофлоту», как государственной корпорации, навязали покупку этих авиалайнеров. В этом году трещавший по швам ОАК был передан чемезовскому «Ростеху» с совокупным долгом в 300 млрд рублей. Было очевидно, что проект слишком дорогой, но главное не это: оказалось, что нет технологической базы для завершения этого масштабного дела. В пиаровском смысле государству надо было показать, что оно в состоянии решать такие сложные задачи по производству самолетов мирового класса. Это прерогатива нескольких ведущих держав. Но в итоге столкнулись с тем, что менеджеры некомпетентны, эксплуатация лайнера запредельно дорога, хронически не хватает деталей, самолеты простаивают, отсутствует качественная подготовка летчиков и механиков. Все это вкупе образует ту бездну проблемы, в которую продолжает падать этот национальный проект.
Наши госкорпорации, которые на деле являются теми же номенклатурными образованиями, что и многочисленные министерства и ведомства, демонстрируют низкий уровень эффективности. Тот же «Аэрофлот» за прошлый год показал снижение чистой прибыли в 10 раз, за первый квартал 2019 года чистый убыток в 2 раза превысил аналогичный показатель первого квартала 2018-го. Но это не является головной болью для управленцев крупнейших госкорпораций. Правительство всегда поддержит и выделит нужные средства — так было не раз, в руководстве госкорпораций сидят не случайные люди.
«Аэрофлот» и SSJ 100 являются национальными брендами — по крайней мере, так их позиционируют. Ведущие мировые бренды по капитализации могут состязаться с ВВП стран второго десятка. Они государство в государстве. Однако по реноме «Сухого» и самого «Аэрофлота» этой трагедией был нанесен значительный удар. Как это у нас часто бывает, вместо того, чтобы признать вину и ошибку, корпоративные пиарщики начинают скрывать правду, купировать проблему и переводить стрелки на ни в чем не повинных.
КОРПОРАЦИИ ФАКТИЧЕСКИ ЛИШЕНЫ КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
В случае шереметьевской трагедии виновными пытались сделать молнию, ударившую в фюзеляж самолета, и пассажиров, которые якобы раньше времени стали забирать ручную кладь с полок. Лишь бы не признать очевидного факта собственной халатности и безалаберности. Подконтрольные государству и этим корпорациям СМИ тут же принялись отрабатывать тему и кривить изображение. Названия «Аэрофлот» и «Шереметьево» старались не писать и не озвучивать. Картина получалась такая: в каком-то безымянном аэропорту произошло возгорание самолета неопределенной модели, принадлежащей неопределенной авиакомпании.
Сейчас вся мощь бюрократической машины работает над тем, чтобы спасти проект SSJ, избежать приостановки полетов и запрета на эксплуатацию. Несмотря на случившуюся трагедию, Росавиация сразу заявила о том, что полеты SSJ 100 будут продолжены. Они сообщили об этом, даже не получив первичных итогов расследования. Это значит, что Росавиация не выступает гарантом безопасности пассажиров. Корпоративные требования важнее человеческих жизней.
Как уже было сказано, корпорация «Сухой» с прошлого года входит в госхолдинг «Ростех», который возглавляет друг президента РФ Сергей Чемезов, а аэропорт «Шереметьево», где сгорел самолет, находится в ведении еще одного друга главы государства — Аркадия Ротенберга. Это очень могущественные персоны, которые составляют ближний круг Владимира Владимировича, и часто от их позиции или решения зависит многое в нашей стране. Не исключено, что именно им выпадет доля быть главными бенефициарами грядущего проекта по трансферту власти. Теперь понятно, что тузы (хотя «Ростех», безусловно, тут практически ни при чем — он только расхлебывает проблемы, созданные ранее тем же Погосяном и Ко, которых, кстати, опекал в свою бытность экс-министр обороны и экс- глава администрации президента РФ Сергей Иванов, ныне сосланный на экологию) не могут быть наказаны, виноватых найдут в другой колоде карт более низкой масти.
К большому сожалению, простые люди вновь оказались заложниками безнаказанности, преступной халатности и вседозволенности высоких вельмож и их окружения. Увы, всякая трагедия в нашей стране начинается и заканчивается одинаково: сначала приуменьшают масштаб трагедии, а затем пытаются вывести из-под удара ответственных лиц, сидящих на верхних этажах власти. Во всем остальном мире за подобные происшествия ответственность несет главный руководитель, а у нас — функционеры низшего порядка.
Николай I якобы как-то сказал сыну, что страной управляет не он, а 30 тысяч столоначальников. Проблема неконтролируемой бюрократии — одна из главнейших для России прошлого и настоящего. Нынешняя бюрократия прогрессирует и переформатирует себя в статус корпорации. Таков вектор России будущего. Теперь «прогрессивная номенклатура» строит корпоративное государство, где вся собственность и активы страны находятся в руках нескольких кланов. И самое важное, что они снимают с себя бремя социальной ответственности, которое есть у государства, как главного организатора и распорядителя общественных благ. Корпорации фактически лишены контроля со стороны государства и выступают как самостоятельный фактор внутренней и внешней политики. Россия окончательно из социального государства превращается в корпоративное — в страну вельмож, холопов и феодального права.
Доказательством того, что никакие общественные волнения и требования разобраться с виновниками трагедии не задевают интересов корпорации, является тот простой факт, что «Аэрофлот» принял решение возобновить 11 мая тот злополучный рейс по маршруту Москва — Мурманск на авиалайнере SSJ. Право сильного, как мы видим, выше здравого смысла!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.