Создание первого российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 оказалось под угрозой, сообщают «Ведомости». По словам источников издания, причиной этого стало предложение Китая о раздельных продажах лайнера.

Собеседники издания уточняют, что китайская корпорация «COMAC» еще в конце 2018 года предложила Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) разделить продажи совместно разрабатываемого самолета. В частности, Китай хочет сам продавать лайнер на внутреннем рынке, а Россия предлагает продавать самолеты и у себя, и на мировом рынке. Кроме того, РФ рассчитывала разделить расходы на создание самолета и получить доступ на китайский рынок — это бы обеспечило достаточный уровень продаж.

Кроме того, у Китая и РФ есть разногласия по поводу того, в какой стране будет получен сертификат на CR929: каждая из сторон рассчитывала, что сертификат будет получен в их стране.

Источник «Ведомостей», близкий к ОАК, сказал, что президент корпорации и представитель минпромторга хотят обсудить вопрос разделения расходов с китайской стороной. Еще два собеседника предположили, что ОАК может отказаться от паритетных партнерства и разделения расходов: в таком случае российская корпорация станет просто подрядчиком для китайской СОМАС. «С китайской стороной ведутся переговоры, в том числе по выработке модели кооперации», — сказали изданию в минпромторге. В ОАК заявили, что им «не известно ни о каком предложении по разделению продаж».

Страны начали работу над самолетом в 2016 году, стоимость проекта оценивается в $ 20 млрд, из которых $ 13 млрд пойдет непосредственно на разработку лайнера, $ 7 млрд — на создание системы постпродажного обслуживания и финансовые инструменты стимулирования продаж. Поставки самолета предполагается начать уже с 2026 года. Лайнер в базовой версии сможет принять 280 пассажиров, дальность его полета составит 12 тыс. километров.