Сутки напролет будет работать в этот уик-энд жюри Международного конкурса вокалистов им. Глинки — за три дня именитые певцы и педагоги должны прослушать 234 (!) претендента на выход во второй этап Сутки напролет будет работать в этот уик-энд жюри международного конкурса вокалистов им. Глинки — за три дня именитые певцы и педагоги должны прослушать 234 (!) претендента на выход во второй этап

«НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ, ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ»

Вчера днем пространство перед театром им. Джалиля было оккупировано десятками молодых людей, так что кто-то из прохожих мог решить, что публика собралась в надежде купить билет на какой-то дефицитный концерт или спектакль. Кстати, в эти выходные казанская опера как раз наконец-то спустя полгода после премьеры вновь покажет «Сююмбике» Резеды Ахияровой.

Но нет, все это были участники международного конкурса вокалистов им. Глинки — главного культурного события столицы Татарстана на ближайшее время, и они пришли сюда на жеребьевку первого тура. Перед жюри стоит, конечно, неимоверно сложная задача на первом этапе: дело в том, что во второй тур (а потом будет и третий) необходимо отобрать порядка 40 претендентов из 234 участников, представляющих 14 стран мира, включая США, Китай, Монголию и Израиль. На выступление каждого из них отведено всего 5 минут. Именитое жюри будет работать в пятницу с 12 до 22 часов, а в субботу и воскресенье и вовсе с 11 до 22 с двумя часовыми перерывами. «Я не знаю, как вы это сделаете, это очень страшно и очень ответственно», — искренне переживала за именитых артистов и педагогов уже вечером на церемонии открытия вокального состязания министр культуры РТ Ирада Аюпова.


Кстати, некоторые из конкурсантов все-таки связаны с «Сююмбике». «БИЗНЕС Online» обнаружил сразу четверых казанских певцов — это Артур Исламов, Сервер Кадиров, Ярамир Низамутдинов и Ирек Фаттахов, — которым в этот уик-энд придется и поучаствовать в конкурсе им. Глинки, и выступить в национальной опере на сцене театра им. Джалиля. Хорошо еще, что время, которое им выпало для прослушивания, если верить графику, не совпадает с вечерними спектаклями.

Обилие участников из Татарстана, а их порядка трех десятков, заставило нас ненадолго забыть о международном статусе конкурса и вновь вспомнить о проблеме оттока вокальных талантов из Казани, которые почему-то оказываются не нужны на малой родине, но делают успешную оперную карьеру за ее пределами. Благо выпускник Казанской консерватории, тенор Рузиль Гатин, рассказывавший «БИЗНЕС Online» о своих неудачных попытках пробиться в театр им. Джалиля, как раз выложил очередное фото из Большого театра, где он поет сейчас графа Альмавиву в «Севильском цирюльнике». Об этой проблеме мы и спросили на пресс-подходе саму Альбину Шагимуратову, которая в свое время также сначала уехала в Москву, а потом оказалась большой звездой в Казани. «Нет пророка в своем Отечестве, что я могу сказать. У каждого певца своя судьба, кто-то уезжает на Запад и строит карьеру там, а потом его признают в России. Я не единственная, к сожалению, такое встречается», — дипломатично ответила оперная прима и председатель жюри 26-го конкурса им. Глинки.

Альбина Шагимуратова, это было видно, очень переживает за то, как пройдет конкурс, она даже отказалась от запланированного концертного выступления на церемонии открытия Альбина Шагимуратова, это было видно, очень переживает за то, как пройдет конкурс, она даже отказалась от запланированного концертного выступления на церемонии открытия

«ШАГИМУРАТОВА — ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ПОТОМУ ЧТО ОНА ЛИЧНОСТЬ, КОТОРАЯ ПРОДОЛЖИТ ЖИЗНЬ ЭТОГО КОНКУРСА»

Вообще, Шагимуратова, это было видно, очень переживает за то, как пройдет конкурс, она даже отказалась от запланированного концертного выступления на церемонии открытия. А до того певица вышла к журналистам с глазами, которые блестели от волнения и возбуждения: «Я очень рада, что спустя пять лет — этот конкурс не проходил в течение пяти лет — наш любимый, мой любимый президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов так активно откликнулся на мою просьбу возродить конкурс имени Глинки. Помимо того, что это старейший конкурс в России, это конкурс с огромными традициями, и я сама являюсь лауреатом первой премии этого конкурса еще при Ирине Константиновне Архиповой в 2005 году. Я видела, как трепетно она относится к своему детищу. Конечно, для меня решение быть председателем жюри и художественным руководителем конкурса было тяжелым. Я гастролирующая артистка, и создавать этот конкурс мне было тяжело физически».

Она поблагодарила министра культуры РТ Аюпову и председателя оргкомитета Валерия Гергиева, которые помогли ей привезти конкурс в Казань. «Для меня Валерий Абисалович вообще открылся с другой стороны, — сказала Шагимуратова. — Он очень тепло поддержал меня и в разговоре с министром культуры России, Владимиром Ростиславовичем Мединским». Пока певица не может сказать, закрепится ли конкурс в Казани: «Все зависит от того, каким будет уровень соревнования, как оно пройдет. Но сейчас он заложился, и мне хочется верить, что этот конкурс действительно не забыт. Когда мы закрыли прием заявок, а поступило 246 письма, я поняла, что данный конкурс необходимо возродить в нашей стране, потому что это такой же великий государственный конкурс… Конечно, масштабы конкурса Чайковского другие, но и в советское время, и в постсоветское, и сейчас существуют два знаменитых конкурса — Чайковского и Глинки».

Также с прессой пообщались и другие члены жюри. Например, народная артистка СССР, солистка Кировского и Мариинского театров и завкафедрой Санкт-Петербургской консерватории Ирина Богачева упомянула важность артистизма у конкурсантов: «Если у человека с самым замечательным голосом нет актерского дарования, он неинтересен. А нам нужны такие голоса, которые были бы интересны на долгие-долгие годы». Заслуженная артистка России, солистка Большого театра России Марина Мещерякова считает главным в конкурсе им. Глинки то, что он демонстрирует уровень вокалистов и двигает конкурсанта, дает ему новый посыл. А народный артист РФ, профессор московской консерватории Анатолий Лошак, 40 лет назад побеждавший в этом конкурсе, просто порадовался, что теперь участвует в нем как член жюри, и сделал реверанс в сторону Шагимуратовой: «Большое спасибо Альбине, студентке нашей консерватории. Я уже преподавал, когда она оканчивала, и с тех пор сделала блестящую карьеру. То, что ей доверили возглавить этот конкурс, замечательно, потому что она личность, которая продолжит жизнь этого конкурса».

Потом был концерт в Казанской ратуше, который открывала увертюра к «Руслану Людмиле» Глинки в исполнении ГСО РТ и маэстро Александра Сладковского, лучезарно улыбавшегося весь вечер Потом был концерт в Казанской ратуше, который открывала увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки в исполнении ГСО РТ и маэстро Александра Сладковского, лучезарно улыбавшегося весь вечер

«ДЕТОЧКА, ТЫ БУДЕШЬ ПЕТЬ ПО ВСЕМУ МИРУ, НО ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЙСЯ В КАЗАНЬ»

Потом был концерт в Казанской ратуше, который открывала увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки в исполнении ГСО РТ и маэстро Александра Сладковского, лучезарно улыбавшегося весь вечер. Интересно, что больше музыка композитора, чьим именем назван конкурс, на церемонии открытия не звучала.

Между тем именно это название — «Руслан и Людмила» — сыграло большую роль в карьере Шагимуратовой. В 2011 году она исполнила заглавную женскую партию в знаменитом спектакле Дмитрия Чернякова — первой премьере на исторической сцене Большого театра, открывшегося после масштабной реконструкции — и стала настоящей мегазвездой. Хотя по поводу той постановки спорят до сих пор: кто-то считает ее чуть ли не лучшим российским оперным спектаклем последнего десятилетия, а кто-то уже привычным «гнусным надругательством над прекрасным». «Еще 150 раз спела бы в этом спектакле, — призналась вчера „БИЗНЕС Online“ Шагимуратова. — Я вообще люблю Диму Чернякова, он знает, что делает. Да, он рискует во многом, но делает это оправданно. Я бы с удовольствием приняла участие в каких-то других операх вместе с ним. Он эпатажный, неожиданный, все его решения всегда вызывают вопросы. Но у него есть свой почерк, свой язык, непохожий на других, этим он и уникален. Я знаю, что на Западе  Диму очень любят и директора театров, и многие певцы, потому что он заставляет актера думать. Многие режиссеры даже не ставят таких задач, а Дима Черняков заставляет певицу быть настоящей драматической или комической актрисой, и ты даже забываешь о вокале. Ты забываешь даже о том, что ты Альбина — так погружаешься в свою героиню, что проживаешь эту роль по-настоящему, без всякой фальши».

Ирада Аюпова: «Извините, если что не так. В любом случае мы очень старались, как можно оперативнее решать все вопросы» Ирада Аюпова: «Извините, если что не так. В любом случае мы очень старались как можно оперативнее решать все вопросы»

«Когда я с ней работал, мне было жутко интересно, потому что внутри огромной певицы-звезды сидит застенчивая маленькая девочка, которую мне хотелось из нее вытащить. И я поначалу даже не верил, что это получится, что она сможет это сыграть, вот именно как актриса. А потом оказалось, что она так эмоционально возбудима — стоит дотронуться, и ее психика реагирует. Я вижу много моментов в спектакле, где она сама себя практически доводит до транса на сцене, что редко для оперной певицы. И она всегда очень погружена. Я обожаю ее за эту погруженность. К сожалению, мы только один раз работали с ней, — вспоминал сам Черняков в интервью „БИЗНЕС Online“ два с половиной года назад. — Но я хочу сказать не про „Руслана“, а про то, что в ее голосе есть что-то такое, даже если я не смотрю на нее, а просто слышу, меня это гипнотизирует! Я не могу сказать, что это такое, это какой-то дар». Интересно, что буквально в эти дни знаменитый режиссер выпускает в Берлинской государственной опере «Обручение в монастыре» Прокофьева — в главной женской партии другая певица из Татарстана, Аида Гарифуллина.

Овации сорвали прекрасно знакомый казанской публике тенор Алексей Татаринцев за арию Ромео и блестящий Фигаро монгольского баритона Ариунбаатара Ганбаатара

Если возвращаться к церемонии открытия, то на ней звучали трогательные речи. Министр Аюпова заранее просила прощения за то, что конкурс готовился в условиях временного цейтнота: «Извините, если что не так. В любом случае мы очень старались, как можно оперативнее решать все вопросы». Но, кажется, все были довольны. А еще глава культурного ведомства РТ назвала Шагимуратову, причем совершенно справедливо, «национальным достоянием республики». Та, в свою очередь, вспомнила Архипову, которая 40 с лишним лет возглавляла жюри конкурса Глинки: «Когда она в 2005 году вручала мне I премию, сказала: «Деточка, ты, конечно, будешь петь по всему миру, но никогда не забывай своих корней и всегда возвращайся в город Казань». После чего председатель жюри обратилась к конкурсантам, расположившимся на балконе Казанской ратуши. «Вам, участники, я хочу пожелать удачи! Пойте с удовольствием! Мы не монстры! И оставайтесь настоящими артистами!» — сказала Шагимуратова.

Концерт по такому случаю собрал действительно немало прекрасных вокалистов. С ГСО РТ Сладковского выступили Аскар Абдразаков, Оксана Волкова, Венера Протасова. Овации сорвали прекрасно знакомый казанской публике тенор Алексей Татаринцев за арию Ромео и блестящий Фигаро монгольского баритона Ариунбаатара Ганбаатара.

80-летняя Богачева аж трижды выходила к публике, вызвав настоящий фурор у зрителей 80-летняя Богачева аж трижды выходила к публике, вызвав настоящий фурор у зрителей

Но особняком стояли выходы членов жюри. Выдающаяся меццо-сопрано, обладательница «Грэмми» Ольга Бородина, выбрала для оперного-гала не, скажем, арии Любаши или Далилы, а Малера и Свиридова. А 80-летняя Богачева аж трижды выходила к публике, вызвав настоящий фурор у зрителей. Ну а еще в какой-то момент недалеко от первого ряда, на котором сидело жюри конкурса, с балкона с грохотом упала бутылка воды. Слава богу, никто не пострадал в результате этого случайного происшествия, но оно было лишним подтверждением того, как непросто судить подобные конкурсы.