ОЭЗ и мэрия города Иннополис подписали меморандум о намерениях с международным отраслевым инкубатором аэротакси McFly ОЭЗ и мэрия города Иннополис подписали меморандум о намерениях с международным отраслевым инкубатором аэротакси McFly Фото: Ксения Соколова

воздушное такси для пассажиров и грузов

«То, что мы видели в фильме „Гостья из будущего“, — вопрос ближайших 10 лет максимум. Летающие устройства нового типа кардинально изменят рынок доставки как грузов, так и людей. Нам интересно быть на острие атаки, видеть самые современные тенденции в этой области, пощупать их руками, быть причастными к тому, что создается», — заявил мэр Иннополиса Руслан Шагалеев в пятницу в технопарке им. Попова, куда приехали резиденты особой экономической зоны на встречу с представителями McFly.

McFly — это международный альянс воздушной мобильности, в который на данный момент входят больше 20 компаний, занимающихся созданием экосистемы для развития аэротакси в городах, для разработчиков и производителей малой авиации нового типа. Речь идет о сравнительно небольших летательных аппаратах, которые могут перевозить от двух до четырех человек и в будущем стать некоей премиальной вариацией общественного транспорта: городские мультикоптеры, воздушные аппараты вертикального взлета и посадки на электрической тяге.

Всего на сегодняшний день, по оценке сооснователя компании Bartini и исполнительного советника McFly Ильи Ханыкова, такие летательные аппараты разрабатывают около сотни компаний в мире. Темой интересуются и такие гиганты, как Boeing, Aerobus и Audi: последние два создают совместную разработку. У аппаратов похожие характеристики: скорость в районе 300 км/час, время работы от одного заряда на литиевых батареях — 30 минут, максимальная дальность полета — 150 км, вместимость — от двух до четырех человек. Относить их к малой авиации или нет — вопрос спорный: регулирования в данной сфере еще не существует.

«Сейчас отрасль очень похожа на эту стадию, — сказал Ханыков, кивнув на слайд с фотографиями первых безлошадных карет. — Мы определяемся, делать два колеса или четыре, управление рулем, или джойстиком, или рычагом». Он рассказал, что все изобретенные на данный момент разработки аэротакси разделяются  на три типа. Первый, с внешними винтами, — ховер. Он, казалось бы, самый простой: задача в том, чтобы увеличить дрон, но до сих пор дальше прототипа дело не зашло. Другой тип — конвертоплан, по внешнему виду он ближе к маленькому самолету. В развитие таких аппаратов, по словам Ханыкова, инвестирует основатель Google Ларри Пейдж, ими занимается и компания Boeing. Ну а третий тип самый экзотический, то есть наиболее инновационный. Он предполагает, что люди будут выезжать из дома в капсуле на тележке, которая прибывает к специальной площадке, где с нее капсулу подхватывает дрон и переносит на другую тележку — она и довезет пользователя к конечному пункту назначения.

Компания Bartini — американского происхождения, но с русскими разработчиками и инженерами, резидент «Сколково» — сама активно занимается разработкой аэротакси. В декабре 2018 года в «Сколково» созданный ими уменьшенный прототип электролета даже совершил первый тестовый полет. Закончился, правда, он не очень удачно — аппарат приземлился раньше времени в сугроб. Разработчики объяснили падение тем, что затянули время ожидания между зарядкой и взлетом, отвлекаясь на общение с гостями мероприятия, и устройство просто разрядилось на холоде. Но руки в компании не опускают — уже через два года в Bartini намерены поднять в воздух полномасштабный летательный аппарат с живыми людьми на борту.


«Аэротакси — революция в части транспорта. Надо возглавить ДАННЫЙ процесс»

Операционный директор McFly Артем Харченко пояснил, что первые прототипы аэротакси уже созданы, например, в Германии и Китае и даже в тестовом режиме перевозили людей, но разработчикам летательных аппаратов негде испытывать интеграцию с городскими системами. С 2018 года в «Сколково» функционирует лаборатория городских полетов McFly, в рамках которой планируется строительство площадок для аэротакси, однако там ситуация осложняется близостью аэропорта. Поэтому Харченко не исключил, что инфраструктура в Иннополисе может появиться даже раньше.

Шагалеев выразил готовность максимально этому содействовать. По его оценке, для создания инфраструктуры заоблачных инвестиций не потребуется: объем вложений на первом этапе оценивается в миллион-полтора рублей. «Мы со своей стороны в соответствии с законом и максимальным обеспечением безопасности наших жителей будем способствовать тому, чтобы это тестирование в первую очередь состоялось у нас. Сроки зависят от участников: если появится какой-то крупный инвестор, то можно реализовать все достаточно быстро. У нас есть взлетно-посадочные площадки под тяжелые вертолеты, их можно адаптировать. Основная задача — привезти работоспособный образец. Мы можем предоставить помещение под обслуживание, зарядку, эксплуатационные нужды, плюс разместить в городе команду инженеров. Мы таким же образом работали с компанией „Яндекс“: сделали им гараж-лабораторию, разместили сотрудников. Любой тестовый образец, в котором только заложена инженерная мысль, который только обкатывается, бесконечно дорогой. Его нельзя просто купить и привезти. Пока наше участие только с точки зрения коллаборации, предоставления инфраструктуры для обкатки производителями своих технических решений», — подтвердил мэр Иннополиса в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Он же рассказал, что первый прототип аэротакси может приземлиться в Иннополисе уже в этом году.

С 2018 года в Сколково функционирует лаборатория городских полетов McFly, в рамках которой планируется строительство площадок для аэротакси С 2018 года в «Сколково» функционирует лаборатория городских полетов McFly, в рамках которой планируется строительство площадок для аэротакси Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Шагалеев подчеркнул, что, возможно, компании – резиденты ОЭЗ тоже будут заинтересованы в фактическом участии в этом проекте, поскольку им необходимы испытания своих разработок в реальных условиях. По его словам, в небольшом муниципальном образовании договориться на всех уровнях со всеми заинтересованными намного проще, чем в крупных городах, где высокая плотность населения, много освоенных территорий, мало мест, где можно тестировать систему без опасности причинить ущерб людям. «В ОЭЗ „Иннополис“ 83 компании-резидента, 6 миллиардов инвестиций, на прошлой неделе Рустам Нургалиевич утвердил еще 7 организаций на 1,17 миллиарда. Для нас очень важно, чтобы компании не просто заходили в качестве резидентов и варились в своей каше, но чтобы они были частью экосистемы. Это самое главное в истории Иннополиса. Аэротакси — следующий шаг. Это революция в части транспорта. Мы не должны быть догоняющими, надо возглавить данный процесс», — подтвердил директор особой экономической зоны Ренат Халимов.

Представители двух резидентов уже показали свои предложения по сотрудничеству в области аэротакси прямо на мероприятии. Так, технический директор ООО «Градиент Килби» и руководитель консорциума Smart City Константин Соснов презентовал разработку проекта интеграции всех систем в «Smart квартал» с технологичным энергоснабжением, мониторингом состояния окружающей среды, «умным контролем» дорожного трафика и общественной безопасностью на основе технологий big data и искусственного интеллекта, распознающего лица, автомобили и антисоциальное поведение. А презентация менеджера проектов ООО «Еора Дата Лаб» Никиты Жучкова демонстрировала голосовые технологии, которые могут применяться при управлении мультимедиасистемы в такси и быть, например, виртуальным консьержем или помощником пилота.

«Сейчас мы подготовим площадки, продолжим коридоры. Уже есть огромное количество участников индустрии, которые на эти площадки прилетят, и еще большее число членов смежных индустрий, которые на них с удовольствием приедут и привезут свои технологии. И мы будем учиться их объединять в инфраструктуру», — предвкушает Ханыков перед подписания меморандума. Он подчеркивает, что экосистема для аэротакси должна стать своеобразным, распределенным по всему городу роботом, состоящим из программного обеспечения, сенсоров, контроллеров, навигации, камер и т. д. Для ее создания требуется задействовать десятки смежных областей, некоторые из которых пересекутся впервые.

Сегодня перевозить людей беспилотниками запрещено, потому что в случае инцидента кто-то должен взять на себя ответственность Сегодня перевозить людей беспилотниками запрещено, потому что в случае инцидента кто-то должен взять на себя ответственность Фото: Hauke-Christian Dittrich/DPA/TASS

Пилотами будут все?

Пока же для производителей самих устройств остался нерешенным ряд вопросов. Во-первых, как заряжать? Ханыков продемонстрировал аудитории штепсель диаметром с трехлитровую банку. От обычной розетки такой будет заряжать автомобиль двое суток — нужно оборудование, как у Tesla. Человек в одиночку этот штепсель физически вставить не сможет, а значит, надо разрабатывать специального робота. Плюс стоит задача предусмотреть охлаждение аккумулятора во время заряда — как вариант предполагается использовать холодную воду со скоростью 2 л/c.

Предполагается, что, если вместо литиевых батарей устанавливать водородные элементы питания, время, а значит, и расстояние максимального перелета увеличатся в четыре раза. Но это пока тоже в области будущего. «Три года назад, когда мы говорили про водород, нам крутили у виска! Теперь водород — будущее энергетики: удобно хранить и перевозить энергию», — объяснил Ханыков и посетовал, что, когда в Америке говоришь слово «водород», люди слышат «вода», а когда в России — «водородная бомба»… И опять нужно специфическое оборудование: внутри Toyota Mirai  — одного из первых автомобилей на водороде — заперто давление в 700 атмосфер! А для воздушного транспорта надо еще больше.

Второй глобальный вопрос — как быть с пилотом? Сегодня перевозить людей беспилотниками запрещено, потому что в случае инцидента кто-то должен взять на себя ответственность. Несмотря на то что, по словам Ханыкова, Boeing пытается всех убедить в безопасности беспилотных полетов, так как 78% инцидентов происходит по вине человека, предпосылок к изменению ситуации пока нет. Но возможен такой вариант, что пользователи сами станут пилотами, точнее, операторами аэротакси. Ожидается, что это будет несложно, поскольку свободы полетов в городах не предвидится: технологии ограничивают воздушные коридоры произвольной формы под конкретную почетную миссию. Решается вопрос и с шумом: Ханыков рассказал, что Baldini работает над тем, чтобы звуковой дискомфорт от взлетающего электролета был не больше, чем от грузовика, проезжающего на удалении в 15 метров.

Другая проблема — где и как все это парковать? Харченко показал рендеры посадочных площадок и воздушных хабов под летающие электромобили. Где-то это модификации вертолетных площадок на крышах домов, где-то — большие гаражи (скайпорты). Он убежден: будущее — за маленькими аэровокзалами, которые должны находиться в идеале в шаговой доступности, как автобусные остановки. А для заказа можно воспользоваться технологией блокчейна.

Руслан Шагалеев: «Такие новые типы транспорта могут кардинально изменить наш образ жизни, потребление продуктов, услуг и так далее» Руслан Шагалеев: «Такие новые типы транспорта могут кардинально изменить наш образ жизни, потребление продуктов, услуг и так далее» Фото: Ксения Соколова

«Позволить себе испытать АЭРОТАКСИ сможет каждый, пользоваться ИМ регулярно — многие»

Игроки отрасли ожидают, что через 4–5 лет аэротакси станут реальностью, а лет через 7 лет их будут выпускать не меньше миллиона в год. Хотя на первом этапе летающие авто будут использоваться скорее как туристический аттракцион.

Ханыков предполагает, что через 5–7 лет во многих городах мира аэротакси будет использоваться именно в качестве транспортного средства. «Причем роскошью это никогда не станет: думаю, на старте будет сравнимо с тарифами Uber Black — дорогой тариф Uber. Позволить себе испытать аэротакси сможет каждый, пользоваться им регулярно — многие. Но это будет зависеть от развития инфраструктуры. Я приведу пример: в 1984 году компания McKinsey сделала предсказание, что к концу тысячелетия в Америке будет 900 тысяч мобильных телефонов. По факту оказалось чуть ли не 180 миллионов. Мы иногда в сотни раз недооцениваем скорость прогресса», — уверен он.

«Сейчас преодолен ряд технологических препятствий, таких как накопители энергии и сами технологии перемещения: винты и прочее. Я думаю, что аэротакси не будет полной заменой автомобилю в ближайшее время, потому что энергозатраты — чистая физика — качение тележки намного меньше требует энергии, чем преодоление силы тяжести и перемещение ее по воздуху. Но технология может себя хорошо зарекомендовать в условиях, где есть труднопреодолимые препятствия: река, овраги, скалы, а также при доставке грузов. На самом деле в электротранспорте на порядок меньше движущихся частей, отказ которых приводит к отказу всей системы. За электротранспортом, я думаю, будущее. А вот такие новые типы транспорта могут кардинально изменить наш образ жизни, потребление продуктов, услуг и так далее», — уверен Шагалеев.