Эту выставку без объяснения причин запретили в Нацмузее РТ, но она нашла свой путь к зрителю благодаря казанской галерее современного искусства «БИЗON». Художник Александр Шадрин представил свое видение темы «Голос предков. Трансформация времени» и показал, насколько эволюционировал за 10 лет. О том, как автор нашел в Казани натурщицу для лика Богоматери и в какой картине начальник отдела культуры исполкома Казани увидел декорацию к балету «Шурале», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Александр Шадрин представил свое видение темы «Голос предков. Трансформация времени» и показал, насколько эволюционировал за 10 лет
«СВОИМИ СЮЖЕТАМИ ОН ПОМОГАЕТ НАМ ПОНЯТЬ САМИХ СЕБЯ»
Во всех смыслах долгожданная выставка открылась в казанской галерее современного искусства «БИЗON». Во-первых, художник Александр Шадрин не устраивал персональных экспозиций в Казани уже 10 лет — его картины показывали в Екатеринбурге, Перми, но не в столице Татарстана, где сформировалось его творческое самосознание. Год назад попытку показать Шадрина казанцам предпринял Национальный музей РТ, но отменил все в последний момент — по словам художника, «директор музея просто пряталась, не шла ни на какие контакты, дескать, уехала в Москву на неделю в командировку, никак не могла со мной поговорить». Во-вторых, Шадрин говорит со зрителями на нетипичные для современного искусства темы — поиск генетической связи с землей, познание своих корней через историю рода, возвращение к истокам. В его картинах можно найти мотивы из славянской мифологии, Евангелия, быта русского народа.
«Шадрин — художник думающий, для которого важно не просто отобразить окружающий мир в формах, пользующихся успехом у зрителей, но и осмыслить историю своего народа, народов, которые живут рядом, — отметила в разговоре с „БИЗНЕС Online“ искусствовед Ольга Улемнова. — И это то, что сейчас обществом будет востребовано все больше и больше. Уже в 90-е нам всем хотелось не идеологического искусства, а прекрасного, чувственного, эмоционального. И Саша сохранил эту чувственность и энергетику, эту удивительную живописную фактуру. Своими сюжетами он и нам помогает понять самих себя, те пути, по которым должны пойти наше общество и наша страна. Мы сейчас все на этом этапе — размышляем о том, что было, и куда идти дальше. И творчество таких художников, как Саша Шадрин, помогает глубже осознать эти вопросы и найти свои ответы на них».
О философском начале картин Шадрина говорит и художник Виталий Скобеев. «Он всегда был смелым, искренним. Вообще мало художников, которые горят так ярко и так подлинно. Хорошо, что он затрагивает народные глубины и пытается по-своему приблизиться к осмыслению истории. Каждый художник должен и обязан быть философом. Думаю, что он затронет и более глубокие вещи, если ему это разрешат. Как говорил Платон, все образы, все наши мысли спускаются с определенных слоев сознания — то ли это ноосфера, то ли околоземные эгрегоры. Насколько человек чист, настолько ему эти образы и спускаются. Высшие существа просто так никому ничего не дают, они знают чашу, в которую должен спуститься нектар. Судя по всему, у Шадрина открыт интересный энергетический канал, поэтому мы и видим такие интересные, яркие, жизненные произведения», — считает Скобеев.
Шадрин говорит со зрителями на нетипичные для современного искусства темы — поиск генетической связи с землей, познание своих корней через историю рода, возвращение к истокам
Всего в экспозиции представлено 30 живописных работ Шадрина и 10 графических, сопровождаемых отрывками из его литературных произведений, в частности, «Евангелия от ЧелоВека». Куратором выставки выступила искусствовед Светлана Кузнецова, которая отметила, что благодаря письменному творчеству Шадрина переоткрыла его для себя и порекомендовала всем посетителям выставки ознакомиться с ним.
ПЕРЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ПОИСКИ ЛИКА БОГОМАТЕРИ
Свой творческий путь Шадрин начал не в Татарстане. Он родился в 1968 году в Волгограде, а получил образование в Ижевске — на отделении живописи факультета искусств городского Государственного университета. Его собственная оригинальная манера — перцептуальное (чувственно-образное) искусство — сформировалась к 1994 году, через год Шадрин переехал в Казань. В 2000-м он начал обучаться в творческих мастерских Академии художеств России под руководством Хариса Якупова и уже в 2003 году вошел в состав союза художников России и Татарстана. В 2010 году Шадрин организовал проект «Маша остается жить у бабушки», где предпочтение отдавалось художникам, не ориентирующимся на западные стереотипы, а работающим в аутентичном направлении. Через два года Академия художеств России отметила создателя проекта серебряной медалью, и в том же 2012 году Шадрин был награжден премией им. Фешина «За пластические достоинства в академическом искусстве». Работы Шадрина любят и музеи, которые приобретают их в свои коллекции, и кураторы — картины художника экспонировались на 20 персональных и множестве российских и международных выставок. «Очень важно, что, участвуя во многочисленных престижных выставках, Саша всегда писал Казань. Это дорогого стоит», — подчеркнула Кузнецова.
Признается в любви к графическим работам Шадрина помощник президента РТ Олеся Балтусова
Объединенная одной темой, выставка затрагивает сразу несколько жанров и мотивов — городской и лесной пейзаж («В лучах заходящего солнца», «Голоса, сплетенные в молитву», «Молодая зелень»), жанровый портрет («Вышивальщица», «Журавли улетают на юг»), «Изумрудные травы»), славянская история и мифология («РаСвет. Велес в чертоге волка», «Русь»). Куратор выставки рассказала об истории создания картины «Источник», на которой Шадрин изобразил сюжет из Евангелия с Богородицей с маленьким Христом. Картина была почти готова, но художнику никак не давался лик Девы Марии. Он не мог даже прикоснуться к этой части картины, подходящих натурщиц тоже не было. Поэтому художнику пришлось на долгое время прервать работу над картиной. Прошло время, и, уже забыв об этих поисках, он случайно увидел ту самую — с которой можно было написать лик Богоматери. Девушка была из другого города, поэтому Шадрин предложил сделать несколько ее снимков, чтобы позже изобразить ее лицо на картине. «Сначала она вела себя неестественно, и Саша видел, что выражение лица не подходит. Лицо то, глаза не те. И он начал ей потихоньку рассказывать о том, что может испытывать сердце матери, которая знает, что ее ребенка распнут. И в этот момент он сделал те уникальные кадры, которые он впоследствии преобразил в лик Марии. „Больше я этот лик никогда в жизни не повторю“, — говорил Саша», — рассказала Кузнецова.
«ИСКУССТВО — ЭТО ВОЗДУХ, КОТОРЫМ ОН ДЫШИТ»
Кроме сюжетов, посетители выставки отмечают необыкновенную художественную технику Шадрина. Художник и завкафедрой КазГИК Андрей Махинин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что его живопись абсолютно мужская: «С резким мазком, резкими цветами. Иногда она может быть на грани фола, но в этих работах ощущаются эмоции, темперамент и характер автора». Начальник центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Пиульская заметила, что «среди вот этой мужественности, декоративности есть такая душа, такая тонкая линия, духовность и душевность, которая покоряет». Доцент КФУ Наталья Махинина увидела в работах Шадрина динамику и движение: «Это любопытная техника — даже животные нестатичны, их шерсть находится в волнении, движении. В пейзажах особенно ощущается стремительный мазок. Еще мне очень понравилась графика — она безупречна по форме и в то же время очень глубоко содержательна. Эти работы додумываешь, разгадываешь, дополняешь какими-то смыслами. Они дают возможность задуматься о жизни, о серьезных вопросах, но это не холодное раздумье, а очень теплое, родственное».
Кроме сюжетов, посетители выставки отмечают необыкновенную художественную технику Шадрина
Искусствовед Улемнова также отмечает уникальность графики художника. «В 1990-е годы он ворвался в наше художественное сообщество как удивительный график и рисовальщик. Его графика уникальна — в этом смысле Саша ни на кого из татарстанских художников не похож, но стоит в одном ряду с мастерами Возрождения. Он тонко чувствует графитный карандаш и превращает его в изысканный инструмент, насыщая рисунки такой фактурой, что мы понимаем: это не просто карандаш, а почти серебряный грифель. В его графических работах можно наслаждаться каждым штришком, это просто гениальные рисунки, таких у нас нет. Надеюсь, то, как ты сейчас работаешь карандашом, будет темой следующей выставки», — обратилась Улемнова к художнику.
Признается в любви к графическим работам Шадрина и помощник президента РТ Олеся Балтусова: «Мы публиковали его графику в журнале, который издавали в творческо-культурном союзе, и одна из работ была у нас на обложке. У нас и в семейной коллекции есть его работы. Шадрин ищет всегда новые смыслы, и это отличает его от многих художников. Я видела его рабочий стол, он много ездит, собирает сюжеты, фотографирует жизнь, людей, деревенских жителей, лесных отшельников и потом работает с этой фактурой. Этот человек — огромный трудоголик и трудолюб, и этим абсолютно сражает. Видно, что искусство для него не хобби, не развлечение, а воздух, которым он дышит. Поэтому я его бесконечно уважаю за это трудолюбие и профессионализм и восхищаюсь каждым новым витком творчества. Сейчас он работает с голосом времени, предков, но всегда находит современный взгляд и подход, поэтому эти образы становятся вневременными».
Дарья Санникова отметила, что получила отличное настроение и заряд положительной энергии, а Азат Абзалов и вовсе от избытка чувств приобнял Шадрина
Мастерство Шадрина не оставило равнодушным и посетителей, напрямую не связанных с искусством. Руководитель комитета содействия развитию туризма Казани Дарья Санникова отметила, что получила отличное настроение и заряд положительной энергии, а начальник отдела культуры исполкома города Азат Абзалов и вовсе от избытка чувств приобнял Шадрина: «Не могу не обнять вас. Говорят, что настоящее искусство — это то, что трогает тебя до глубины души. И вот хожу я, смотрю и ловлю себя на мысли, что меня это трогает. Это очень важно, потому что каждый человек, глядя на живописные или графические работы, должен ощущать себя художником. Вы доставили мне большое удовольствие, потому что я ощущал себя художником».
А следом Абзалов озвучил необычную идею, которая пришла к нему в голову при просмотре экспозиции: «У вас есть замечательная картина „Огненный танец“. Я сразу представил, что это декорация к балету „Шурале“. Может быть, это предположение неожиданное и кто-то не согласится (Шадрин поспешил заверить, что уж он-то согласится), но это важно, когда художник вызывает такие идеи». Депутат Казгордумы Эмиль Хуснутдинов отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что редко встречал таких художников, как Шадрин: «Я бы даже не стал выделять какое-то одно полотно, они все друг друга достойны. Я всегда стараюсь дарить картины на дни рождения, заезжаю в галереи, но очень трудно выбрать — все одинаковое. А здесь настоящие эксклюзивные вещи».
На следующий день в галерее современного искусства «БИЗON» прошел гала-концерт IV международного фестиваля «Всемирный день поэзии»
«В КАЗАНИ ПОЭЗИЯ ЖИВА В ОГРОМНЫХ МАСШТАБАХ»
На следующий день в галерее современного искусства «БИЗON» прошел гала-концерт IV международного фестиваля «Всемирный день поэзии». Этот фестиваль придумала в 2016-м петербургская поэтесса Стефания Данилова, чтобы приобщить людей к литературе, привлечь внимание к современному молодому поэту и дать ему новые возможности для развития, а также шанс показать свое творчество большой аудитории. В 2018 году к движению присоединилась Казань, в этом году там уже участвуют 10 стран и 50 городов. Заявки на участие в конкурсе подали 3500 человек, самому младшему участнику было 5 лет, самому старшему — 92.
«Мы собираем русскоязычную поэзию по миру, чтобы показать, что она жива», — отметила в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» помощник куратора фестиваля в Казани Евгения Солнечная. На открытии концерта она подчеркнула: «В Казани поэзия жива, причем жива в огромных масштабах. Главное — объединяться». Это следом и сделали участники фестиваля самых разных возрастов и интересов: на сцене звучали стихи о любви, о природе, о перипетиях судьбы и жизненных неурядицах, поисках своего места в мире и вечных ценностей. Нашлось место и песням «Любэ» и группы «Наутилус Помпилиус». Участники концерта отметили и яркие картины Шадрина, которые еще больше вдохновили их творческое движение.
А выставка «Голос предков. Трансформация времени» продолжает свою работу в галерее современного искусства «БИЗON» по адресу ул. Мазита Гафури, 50, с 12:00 до 19:00, понедельник и вторник — выходные дни. Экспозиция открыта до 30 апреля. В течение выставки в галерею временно переедет мастерская художника — он будет писать картины прямо при посетителях.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.