Минфин предложил перераспределить часть средств, предусмотренных на строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань, на проект НОВАТЭКа — терминал для отгрузки сжиженного природного газа на Ямале. Об этом сообщает РБК со ссылкой на источник в аппарате правительства. Информацию подтвердил изданию также представитель минфина.

По данным источников, речь идет о сумме в 112 млрд рублей: минфин предлагает направить их на терминал «Утренний» для завода «Арктик СПГ-2», строительством которого занимается НОВАТЭК. Предложения были направлены в правительство в начале марта, деньги пойдут на покрытие дефицита финансирования строительства терминала.

Проект, о котором идет речь, входит в федеральные программы «Северный морской путь» и «Морские порты России». Он направлен на увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн т и мощности морских портов страны до 1,3 млрд т к 2024 году.

Представитель РЖД от комментариев отказался. «Президентом и правительством даны все необходимые поручения с целью своевременного решения вопросов финансирования строительства объектов инфраструктуры терминала „Утренний“, в том числе связанных с финансированием работ в 2019 году», — прокомментировал информацию, изложенную РБК, представитель НОВАТЭКа.

Издание отмечает, что НОВАТЭК уже запустил и сейчас достраивает первый частный СПГ-завод на Ямале мощностью 17,4 млн тонн. Второй завод — «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн т — только готовится к строительству, привлекая зарубежных инвесторов и договариваясь с государством.

Проект строительства ВСМ Москва — Казань включен в комплексный план развития магистральной инфраструктуры, но только в виде первого этапа — от Москвы до Нижнего Новгорода, строительство которого уже одобрено Дмитрием Медведевым. Сообщалось, что РЖД начнут строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань после утверждения плана развития магистральной инфраструктуры. Стоимость строительства магистрали протяженностью 770 км оценивается в 1,6 трлн рублей. Частично проект может быть профинансирован за счет средств компаний из «списка Белоусова».

Однако еще осенью прошлого года появились сообщения, что Владимир Путин сомневается в необходимости строительства пилотного участка первой в России ВСМ: тогда президент поручил дополнительно изучить, насколько целесообразна реализация проекта. Ранее проект ВСМ Москва — Казань критиковал министр экономического развития РФ Максим Орешкин. По его мнению, из-за слишком больших затрат этот проект можно заменить другим, например магистралью Москва — Санкт-Петербург. Также скептически к проекту относится министр финансов РФ Антон Силуанов.