Мария Новак – руководитель отдела инвестиционного консультирования филиала ИК «Фридом Финанс» в КазаниФото: Ирина Ерохина

Когда речь заходит об инвестициях, всегда основной вопрос – куда именно вложить свои средства так, чтобы получить доход. Особенно актуальна эта тема для тех, кто, как и мы, верит в долгосрочное инвестирование, ведь тут особенно важно разглядеть тренд, который будет доминировать на рынке в течение многих лет. Для читателей «БИЗНЕС Online» наша команда экспертов отобрала три самых перспективных направления, в каждом из которых я предлагаю обратить внимание на отдельных интересных эмитентов.

«Транспорт будущего»

Наша компания известна в том числе и потому, что мы предсказали еще несколько лет назад будущий успех проекта Tesla Илона Маска. Сегодня мы также хорошо понимаем, что транспорт и логистика – перспективные направления развития, и с этой точки зрения компании соответствующих сегментов более чем привлекательны для долгосрочных инвестиций. В частности, мы уделяем большую долю внимания отрасли машиностроения и конкретно компаниям, занимающимся разработкой и выпуском электрокаров. Если до настоящего момента в этой сфере первенство удерживает уже упомянутая Tesla, то нужно понимать, что многие мировые гиганты, такие как General Motors, Ford, Volkswagen, Daimler и многие другие, в настоящий момент находятся в процессе разработки своих собственных электромобилей и планируют массовый их выпуск уже в 2020–2021 годах. Что касается отечественного автопрома – компания «КАМАЗ» не отстает от мировых гигантов и разрабатывает свой грузовой электромобиль. Применение его может быть самым разнообразным: вывоз мусора, работа в строительном сегменте, общественный транспорт и т. д. Это экологично и низкозатратно, а значит, отвечает современным требованиям городской жизни. Кроме того, разработки КАМАЗа дадут мощных толчок для развития смежной отрасли – энергетике, которая является вторым с нашей точки зрения перспективным направлением для инвестиций «в будущее».

«Энергия»

Говоря про энергетику как направление будущего, мы имеем в виду не только развитие альтернативных источников энергии, но и систем ее хранения.

Переход мировой энергетики на «альтернативу» – необратимый процесс, и ключевая задача здесь – подготовиться к нему и быть вместе с теми, кто окажется в авангарде мировых технологий. Согласно недавнему отчету Renewable Energy Policy Network альтернативные источники обеспечили 19,3% мирового спроса на энергию в 2017 году. К 2039 году в Европе только энергия, получаемая из ветряных установок, превысит 30% в общей генерации, а ведь еще есть другие альтернативные источники – солнечные, гидро, геотермальные и кинетические.

На рынке солнечной энергии один из ключевых игроков – First Solar (акции торгуются на Санкт-Петербургской бирже, SBX). Хотя по компании серьезно ударила торговая война между США и Китаем, препятствующая импорту солнечных панелей (тарифы в 2018 году выросли на 30%) из Поднебесной, позиции First Solar по-прежнему прочны, особенно если она сможет переориентировать производство солнечных панелей на другие страны (сейчас львиная доля приходится на КНР).

Некоторые российские компании также стараются идти в ногу со временем. Среди них, например, «Русгидро», чья дочерняя компания «РАО ЕЭС Восток» включила в свои планы строительство солнечных и ветроэнергетических станций более чем в 150 населенных пунктах Дальневосточного федерального округа общей мощностью 164 МВт. Реализация этих амбициозных планов не только пойдет на пользу самой компании и ее акционерам, но и позволит сэкономить свыше 40 тыс. тонн дизельного топлива в год.

Другой важный тренд – системы хранения энергии – открывает немало возможностей для инвестиций с прицелом на долгосрок. Уже известная многим Tesla сохраняет свои позиции компании будущего и благодаря политике слияний и поглощений приобрела в активы SolarCity, что позволило реализовать крупный энергетический проект в Австралии: огромный рынок хранилищ для энергии, где порядка половины заказчиков работают с государством. Потенциально Tesla может получить от этого бизнеса $27 млрд в ближайшие 15 лет.

Другой потенциальный бенефициар растущего спроса на системы хранения – Johnson Controls International (акции также торгуются на SBX). Компания занимается воздушными системами, аккумуляторами и датчиками безопасности. Ключевой драйвер роста – свинцово-кислотный аккумулятор, который приобрел широкое распространение в последние несколько лет (низкая стоимость и длинный цикл использования). То есть, по сути, это главная альтернатива литий-ионным батарейкам в сегменте энергетических хранилищ. Ожидаемый эффект от этого сектора – порядка $10 млрд на горизонте 15 лет.

Чтобы увеличить, нажмите

«Утилизация и переработка»

Переработка отходов в условиях современных экологических проблем приобретает все большее значение. Например, только в США за год остается 3 млрд бесхозных батареек, или 180 тонн материала, и даже в развитых странах адекватная утилизация ждет только 10% батареек. Современные электромобили и стремительное развитие рынка аккумуляторов также накладывают отпечаток на мировую экологическую обстановку, одновременно повышая ставки в индустрии переработки и утилизации. Кстати, это еще один повод вновь поверить в Tesla Илона Маска, которая уже активно занимается утилизацией и нацелена на то, чтобы завод компании в Неваде в обозримой перспективе стал работать на экологически чистой энергии.

В этом сегменте действует немало интересных компаний, однако значительная часть из них пока существует в формате стартапов. Так, канадская Li-Cycle заточена под переработку литий-ионных батарей, которые на сегодня гораздо сложнее утилизировать, чем аккумуляторы со свинцово-кислотными устройствами. Если компании удастся реализовать свои амбициозные планы по 100-процентной переработке батарей литий-ионного типа к 2020 году, то мы увидим восхождение новой звезды на рынке переработки и будем ждать дальнейшего развития компании, может быть, даже ее первичного размещения.

Мария Новак