БИЗНЕС ONLINE СТАЛИ ИЗВЕСТНЫ ПОДРОБНОСТИ ЗАГАДОЧНОЙ СДЕЛКИ ПО ПОКУПКЕ РОССИЙСКИХ ВЕРТОЛЕТОВ АМЕРИКАНЦАМИ НА $375 МЛН.

 Командование сухопутных войск Вооруженных сил США и ФГУП «Рособоронэкспорт» в конце мая заключили контракт на поставку 21 нового военно-транспортного вертолета Ми-17В5, которые будут использоваться в боевых действиях в Афганистане. Контракт уже назвали небывалым — такого в истории российско-американских отношений еще не было. Между тем, ничего не сообщается о том, какой завод будет выполнять контракт. Но, по данным «БИЗНЕС Online», Ми-17В5 могут выпускать только на КВЗ. Ирония в том, что в 80-е годы однотипные казанские вертолеты уже воевали в Афганистане, а американцы поставляли моджахедам «стингеры», чтобы их сбивать.

 ВОЗВРАЩЕНИЕ В АФГАН

 «БИЗНЕС Online» попросила уточнить вопрос с местом производства вертолетов американского заказа руководство федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), Рособоронэкспорта и ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ). Но нам ответили, что не могут предоствить другой, помимо обнародованной на сегодня информации. Тогда мы поинтересовались у заместителя генерального директора КВЗ Валерия Пашко, только ли Казань делает модель Ми-17В5, и может ли сегодня ее выпускать еще какой-либо завод. По словам топ-менеджера, Ми-17В5 это исключительно казанская продукция.

 По неофициальным данным, стоимость соглашения с американцами (оно прорабатывалось с августа прошлого года) - $375,05 млн. Контракт предусматривает поставку запасных частей, обслуживание и поддержку техники, инженерные и технические услуги. По словам заместителя генерального директора ФСВТС Вячеслава Дзиркална, «в рамках проекта с США соответствующая структура будет создана на территории Афганистана, потому что возить и ремонтировать вертолеты из Афганистана в Европу достаточно дорого». В интервью РИА Новости Дзиркалн также отметил, что «купленные у России вертолеты затем будут дооснащаться оборудованием по стандартам США и НАТО». Поставка первой партии вертолетов для ВВС Афганистана намечена на октябрь 2011 года. Передача остальных машин будет осуществляться несколькими партиями в течение 2012-го.

Контракт заключен в рамках программы, согласно которой к 2015 году США намерены увеличить численность парка афганских Ми-17 до 58 (сегодня их 25: 22 - транспортно-десантных и 3 президентских), а некоторые источники утверждают, что в вооруженных силах Афганистана будет не менее 128 Ми-17.

 Как сообщает портал Periscope2.ru, афганские ВВС реформируют инструкторы NATO Training Mission/Combined Security Transition Command - Afghanistan. В рамках этой структуры существует часть ВВС переходного периода - Combined Air Power Transition Force, большинство советников которой - американцы, но также привлекаются военнослужащие Канады, Чехии и Венгрии. За неимением у быстро растущих афганских ВВС собственного учебного центра, летчики, несколько лет назад приступили к обучению в США и Великобритании. В связи с этим отметим, что в структуре КВЗ действует мощный центр по переобучению и обучению летного и наземного персонала.

 «НАМ ПРИДЕТСЯ ПЕРЕЖИТЬ ТО, ЧТО ВЕРТОЛЕТ РОССИЙСКИЙ»

 Намерение купить российские вертолеты сразу же вызвало бурные протесты внутри США. В частности, недовольство «нарушением принципов конкурентной борьбы» выражала фирма Sikorsky Aircraft, настаивавшая, что готова предложить альтернативу российским вертолетам. Бурные дебаты шли в конгрессе и в СМИ. Журналист Time Марк Томпсон был эмоционален: «Короче говоря, граждане США, в том числе, работающие на заводе Sikorsky в городе Стратфорд (штат Коннектикут), должны будут помочь выплатить русским, которые разработали Ми-17, чтобы использовать его во время жестокой оккупации Афганистана, почти 400 миллионов долларов за вертолеты для афганской армии, которые должны быть изготовлены в городах Казань и Улан-Удэ» (цитируется по ИноСМИ). Однако американские военные были непреклонны: им нужны только вертолеты типа Ми-17 и их комплектующие, «которые выпускаются только на предприятии в Казани» (по сообщению РБК).

 Чем же так приглянулись американцам Ми-17В5? По словам Дзиркална, «вертолеты типа Ми-17 пригодны для эксплуатации в сложных климатических условиях. У афганских летчиков есть опыт управления этими машинами и их наземного обслуживания, кроме того, стоимость данных машин ниже американских аналогов... Американские специалисты об этом говорят, переучивать афганских военнослужащих, которые привыкли эксплуатировать советскую и российскую технику, достаточно накладно... Эта модель наиболее подходит под требование США».

 Американских военных процитировал тот же Томпсон: «В данном случае интересы общества позволяют отказаться от полноценной и открытой конкуренции в связи с доказанной надежностью и высокими боевыми качествами Ми-17 в экстремальных условиях Афганистана, знакомством афганцев с этими вертолетами, и отрицательным эффектом, который серьезная задержка может оказать на военную кампанию». «Я был бы рад полностью перейти на западные летательные аппараты, и говорю это как пилот и военный летчик, - заявил бригадный генерал военно-воздушных сил США Майкл Боера, который контролирует развитие афганских ВВС. – Однако факт остается фактом – я должен принимать решения на основании того, что больше устраивает афганцев. Нам придется пережить то, что вертолет - российский. Он хорошо работает в Афганистане», - добавил генерал.

 Были и другие объяснения. Пентагон купил российские вертолеты, чтобы узнать больше об их устройстве. Американцы хотят сохранить в тайне характеристики своей боевой техники от российских шпионов, которых традиционно много среди афганцев. А вот и вовсе экзотическая версия. Американские спецподразделения в Афганистане уже закупали через третьи страны подержанные Ми-17. Причина в том, что афганцы чутко реагируют на шелестящий звук американских машин, а к хлопающему звуку Ми-8 давно привыкли.

 Отметим, что Ми-17 выводит из себя американского «отечественного производителя» не первый год. Так, для Пакистана были приобретены десять Ми-17, а для Ирака - как минимум, восемь.

 «НА ВЕРТОЛЕТЕ НАСЧИТАЛИ ДО ДВУХСОТ ПРОБОИН»

 Необходимо отметить, что в 80-е годы КВЗ поставлял в Афганистан Ми-8 (Ми-17 — это кардинально усовершенствованные Ми-8) — и для советских войск, и для афганских ВВС. «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать американскую покупку воевавших в Афганистане вертолетчиков.

 Марсель Бигеев — полковник в отставке, заслуженный военный летчик СССР, начальник управления режима и контроля департамента безопасности ОАО «АК БАРС» Банк:

 - Почему американцы решили купить наши вертолеты? Потому что все афганцы летали на Ми-8 и Ми-24, и изучили технику хорошо — летали и обслуживали достаточно грамотно. Играет роль и качество самой техники. Советские вертолеты, особенно Ми-8, показали себя с самой лучшей стороны. Я на 6 тысяч 500 метров спокойно забирался! Вертолеты наши очень живучие. Лопасти - выше всяких похвал. И, конечно, Ми-17 дешевле американских - к счастью или к сожалению, мне на них полетать не довелось, хотя было бы интересно.

 Сергей Степанов — полковник в отставке, пилот 1-го класса, ведущий инженер отдела технических средств обучения КГТУ им. Туполева:

 - Наши вертолеты могут работать и при плюс 50, и минус 50 градусов. Запаса мощности достаточно, чтобы садиться с грузом на высокогорные площадки. Удобная кабина. Неприхотливы. Да много всего... Сказать, что у американцев вертолеты хуже не могу — нельзя огульно хаять чужую технику. Хотя у меня в Афганистане знакомые вертолетчики работают по линии ООН, говорят, что американцы с удовольствием летают на наших вертолетах как пилоты, а со своими они там помучились, хотя бы потому, что их машины очень боятся пыли.

 Наши вертолеты в Афганистане показали себя очень сильно, при том, что шел огромный износ двигателей, лопастей. И людей. В горячие дни перерыв между вылетами был максимум двадцать-тридцать минут. У некоторых экипажей общий налет в день составлял десять-двенадцать часов... Живучесть у Ми-8 достаточно высокая. Раз одному командиру эскадрильи лопасть прострелили по центру. Он уменьшил скорость и сорок минут так летел, пока не приземлился. Считаю, это очень высокий показатель живучести. А на одном вертолете как-то насчитали около двухсот пробоин.

 Кстати, у афганских ВВС вертолеты были получше, чем у нас, с форсированными движками. Наверное, потому, что Афганистан платил за поставки долларами... При этом учтите, что нынешний Ми-17 очень отличается от тех наших и афганских Ми-8 хотя бы только движками — намного более мощными.

 Напоследок отметим, что Ми-8 были последней советской военной техникой, ушедшей из Афганистана. В 9.45 утра 15 февраля 1989 года БТР с командармом Борисом Громовым, замыкавший уходившие колонны, пересек мост на государственной границе. И лишь получив доклад о выходе «первого», Ми-8 сняли пять групп прикрытия и самыми последними покинули Афганистан.

Тимур Латыпов
Фото с сайтов: Periscope2.ru, otvaga2004.narod.ru