Саймон Бек уже 15 лет создает на полях и заснеженных озерах геометрические рисунки

«НЕКОТОРЫЕ ЕДУТ НА ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ, ЧТОБЫ ЧТО-ТО УКРАСТЬ»

— Саймон, как вы начали заниматься сноу-артом? И почему вас привлек именно снег в качестве холста?

— Почти сразу, как купил квартиру на французском горнолыжном курорте Les Arcs. Однажды после катания на лыжах я должен был выйти на пробежку, но почувствовал себя слегка усталым. Однако я все равно хотел чем-то заняться, а рядом со зданием, в котором жил, было замерзшее озеро, покрытое снегом, по площади равное половине футбольного поля. Я увидел эту абсолютно пустую снежную поверхность и подумал: «Почему бы не пойти и не нарисовать что-нибудь?». Вот так и начал. Конечно, стоило захватить с собой компас, но я просто отмерил пять углов от середины. Так все и началось.

— Какие инструменты нужны для создания ваших рисунков?

— Их не так много. Ты просто используешь магнитный компас, шагами отмеряешь дистанцию. Если тебе нужен точный круг, берешь веревку, закрепляешь ее посередине и ходишь по кругу. Вот и все технологии, которые я применял. Я никогда не пользовался GPS, потому что слышал, что это очень дорого — получить точные данные. Если ты используешь GPS, то приходится все время смотреть в свой гаджет, чтобы понять, где находишься: «Так, это не то. Чуть поближе, еще ближе». И к моменту, когда окажешься в правильном месте, ты уже затопчешь весь снег и все испортишь. Поэтому можно использовать GPS, чтобы что-то скорректировать, но все равно приходится делать по-старому. К тому же дорогостоящее оборудование нельзя оставить без присмотра — хотя большинство людей приезжают на курорты покататься на лыжах, некоторые едут туда, чтобы что-то украсть…

— А компьютер используете для создания дизайна?

— Не особо. Я использую его, чтобы скачать и распечатать графику, которую присылают мне в интернете. Дизайн я создаю по-старому, с помощью руки и ручки, потому что так будет быстрее. Если нарисовать его на компьютере и распечатать, то все равно понадобится сделать измерения. Хитрость в том, чтобы выбрать дизайн, который не должен быть слишком точным, но все равно будет выглядеть неплохо. Даже если круг нарисован неточно, человек все равно воспринимает его как круг. При этом есть множество приемов, чтобы нарисовать идеальную фигуру. Одного итальянского художника Папа Римский попросил нарисовать круг, тот сделал, и он был идеальным. Папа сказал: «Хорошо, ты получишь у меня работу». (Бек имеет в виду историю о Джотто ди Бондоне, который, по преданию, нарисовал от руки идеальный круг, чтобы продемонстрировать свое мастерство — прим. ред.)


«ПО ИДЕАЛЬНОМУ СНЕГУ МОЖНО ХОДИТЬ ЧАСОВ 20»

— Какие бывают трудности в рисовании по снегу?

— Главной проблемой всегда остается погода. Особенно когда работаешь с другими людьми, у которых все расписано, и ты должен продумать все этапы заранее, учитывая погоду. Сегодня была вторая попытка создать рисунок, и прогноз погоды обещал облачность утром и ясное небо после обеда. В реальности же оказалось солнечно утром и облачно в обед. Когда рисунок был закончен, собрались облака и нам пришлось посыпать края песком, чтобы птицу было лучше видно. Это ужасно, но необходимо. К концу дня небо, возможно, очистилось, и появилась возможность сделать хорошие фотографии, но команда уже ушла домой.

— Наверное, качество рисунка зависит еще и от самого снега?

— Да-да. Одна из проблем, с которой мы столкнулись во время первой попытки на «Зулейхе», — сложные участки, следы на которых почти не отпечатывались. Сегодня снег был получше, потому что снегопад закрыл те сложные участки. И на солнце рисунок выглядел гораздо лучше того, который мы сделали три дня назад. Иногда при теплой погоде попадается хрустящий снег, поверхность которого очень тяжело обработать. Приходится пробивать его, а когда поднимаешь ногу, то корка рассыпается и получается беспорядок. В итоге наст становится слишком твердым и приходится бросить работу, потому что все попытки будут бесполезны. Из-за этого некоторые рисунки остаются только наполовину завершенными. Идеальный снег должен быть глубиной несколько сантиметров и очень мягким, при этом с плотной структурой, чтобы можно было ходить часов 20 и создавать хорошую линию без особого труда. Еще одна проблема — когда поднимается ветер, он сдувает снег, и даже сегодня, хотя и не было сильного ветра, некоторые следы почти исчезли.

— А чем вы занимаетесь летом, когда в Европе нет снега?

— Я создаю песочные рисунки на пляже. Когда поверхность песка сухая, то он светлее по цвету, а когда она намокает, то темнеет. Во время отлива песок остается такого же цвета, пока спустя 6 часов не наступит прилив, и можно сделать очень хорошие рисунки, просто разгребая песок. Конечно, нужно успеть, пока поверхность не высохнет и море не вернется на место, смывая рисунки. Обычно с момента готовности рисунка до прилива остается всего 20 минут, поэтому надо успеть сделать хорошие фотографии. Отдыхающие на пляже часто спрашивают, что я делаю, но не могу позволить себе тратить время на разговоры. Для этого у меня есть ассистент, который общается с публикой, в то время как я продолжаю работать. Это очень удобно.

«Магнитный компас, шагами отмеряешь дистанцию. Если тебе нужен точный круг, берешь веревку, закрепляешь ее посередине и ходишь по кругу. Вот и все технологии, которые я применял»

«РЕЖИССЕР ГОВОРИЛ, ЧТО МОЙ РИСУНОК СУЩЕСТВУЕТ В ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ»

— Какие фигуры вам больше всего нравится создавать?

— Те, которые я создаю чаще всего, вдохновлены треугольником Хельге фон Коха. Ты рисуешь треугольник, на каждой стороне еще один и так далее, добавляешь все больше треугольников — их число зависит от размера твоего следа. Другой напоминает множество Мандельброта (фрактал, представляющий из себя кардиоду, похожую на сердце и окруженную множеством уменьшающихся кругов, — прим. ред.). Обычно я начинаю проектировать будущий рисунок с приблизительного круга, потом добавляю фигуры внутрь — цветы или еще что-то, а снаружи оформляю фракталами Мандельброта. В последнее время я помещаю их на границах большинства моих фигур, если хватает времени и места, потому что с ними рисунки выглядят очень хорошо.

— А легко ли сделать такие фигуры?

— По-моему, довольно легко, просто они требуют много времени. Нужно только сделать предварительные замеры и можно создавать рисунки по памяти и логически рассуждая, где должен быть следующий круг. Здесь не так много работы, главное — подготовиться заранее. И еще я постоянно смотрю на свой рисунок на бумаге. На улице нет времени на подготовку, обычно ты просто воспроизводишь фигуры в стиле фракталов по памяти, и этого бывает достаточно. C фракталами работает простое правило: фигуры должны быть одинаковыми, но разных масштабов.

— Какие работы за все время увлечения сноу-артом вам больше всего запомнились?

— Большинство из них я сделал на озере в Les Arcs. Был один большой рисунок, который занял четыре дня, моя десятая работа. Я старался создать эффект 3D, и на это ушло много времени. Когда я наконец-то закончил, очень обрадовался и понял, что это начало чего-то важного, того, что может стать моей основной деятельностью. Еще одну работу сделал на водохранилище — в этом году мне не разрешили его использовать, я был немного разочарован. Запомнилась и работа со швейцарским брендом одежды Icebreaker. Мы разбили лагерь рядом с будущим рисунком. Режиссер был восхищен, он сказал, что фигура выглядит так, будто существует в трех измерениях и вот-вот встанет из снега. В его голосе было столько восторга! Хотя я просто создал графический рисунок.

— А какие рисунки вас чаще всего просят сделать для коммерческих проектов?

— Для сериала «Зулейха открывает глаза» я делал птицу-феникс, она имеет символическое значение для сюжета. Во время поездки в Россию три года назад мне нужно было создать дракона. Но обычно просят изобразить чей-нибудь логотип.

«Мы слышали плохие вещи о России. Но люди говорят, что все не так плохо, как нам показывают в Британии. К тому же у нас есть свое тупое правительство, которое устроило Brexit»

«ЛЮДИ В РОССИИ ВСЕГДА СТАРАЮТСЯ ПОМОЧЬ»

— Легко ли было работать с командой «Зулейхи»? Вы быстро нашли общий язык?

— Если бы погода была хорошей во время первой попытки, мне достаточно было бы прорисовать графику. А взаимодействовать с командой оказалось легко, я продумал детали заранее, и оставалось только перенести их на снег. Не было каких-то неловких ситуаций вроде кардинальной перемены дизайна в последнюю минуту. Существовали проблемы с погодой, а с режиссером трудностей не возникло.

— Какие у вас впечатления от работы в России?

— Это второй мой проект здесь. Первый был в Сибири, снег выпал неглубокий. Нам повезло с погодой — было солнечно, но лед на реке Лене, где мы работали, начал ломаться. Я почти закончил рисунок, как услышал громкий треск, словно стрельба из автомата. Трещина прошла по моему свежесделанному рисунку. Это было немного досадно, потому из-за проблем с российской визой мне пришлось вернуться в Англию, чтобы получить ее. Так я потерял целую неделю. Так что главный негатив от поездки связан с получением визы, а когда приезжаешь сюда, то все хорошо. Атмосфера очень приятная, а люди всегда стараются помочь.

— Приятно такое слышать в период охлаждения отношений между Россией и Британией.

— Большинство людей не политики. Мы слышали плохие вещи о России, проблемах с правами геев и так далее. Но люди говорят, что все не так плохо, как нам показывают в Британии. К тому же у нас есть свое тупое правительство, которое устроило Brexit.

— В интервью несколько лет назад вы говорили, что хотели бы создать рисунок на Красной площади. Все еще мечтаете об этом?

— Да-да, конечно, было бы очень интересно. Это может быть медведь и все что угодно. Но вряд ли мне позволят сделать большой рисунок, а маленький будет выглядеть некрасиво.