ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» ОЦЕНИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

В Казани вчера был презентован новый образовательный проект - кластер в сфере торговли и гостеприимства. Цель создания кластера - подготовка высококвалифицированных специалистов к Универсиаде 2013 года. На презентации присутствовали первый вице-премьер РТ Равиль Муратов и известный в 90-е годы оппозиционный политик Сергей Бабурин, приехавший на мероприятие в качестве ректора Российского государственного торгово-экономического университета. Для чего нужен такой кластер, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на мероприятии.

ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ИЛИ СПОСОБ ВЫЖИТЬ?

На торжественную презентацию первого в России образовательного кластера (она проходила в Гранд отеле Казань), специально приехал экс-зампред Госдумы РФ Сергей Бабурин,  один из идеологов защиты Белого дома в 1993 году. Он был заявлен как ректор Российского государственного торгово-экономического университета. В презентации научно-образовательного кластера также приняли участие и  глава минобрнауки РТ Альберт Гильмутдинов, а также первый заместитель премьер-министра РТ Равиль Муратов, являющийся председателем координационного совета научно-образовательного кластера.

Среди гостей презентации, был замечены известные предприниматели – например, генеральный директор ООО «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»)  Мария Горшунова и генеральный директор магазина путешествий Companion SP Сергей Пасечник, не упустивший возможности пообщаться с представителями туристической отрасли.

Научно-образовательный кластер в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг в РТ объединил два вуза -  казанский институт Российского государственного торгово-экономического университета  (вот, собственно, и причина приезда Бабурина) и институт экономики, управления и права. В него также вошли семь учреждений среднего и три – начального профессионального образования. В результате кластер представлен трехуровневой системой отраслевого профессионального образования (начальное профессиональное образование – среднее  профессиональное образование – высшее профессиональное образование), где студенты имеют возможность непрерывного обучения.

СПЕЦИАЛИСТЫ В РАМКАХ ГОСЗАКАЗА

Главной целью образование кластера, по словам  Бабурина, станет подготовка востребованных специалистов, обладающий практическими навыками. «Специалисты в сфере торговли и гостеприимства будут формироваться в рамках госзаказа на подготовку кадров в образовательных учреждениях кластера», - сообщил Бабурин.  Муратов добавил, что в Татарстане в рамках стратегии развития образования сформировано 13 кластеров. «Система подготовки кадров в рамках кластеров будет востребованной. Ведь речь идет о создании системы непрерывного профессионального образования. Кластеры увеличат количество востребованных специалистов», - отметил Муратов.

В некотором смысле ложку дегтя в презентацию кластера внесли «практики», заговорившие о реальных проблемах бизнесменов. Так, председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров в Казани, генеральный директор ООО «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов акцентировал свое внимание на том, что «сейчас выпускают менеджеров общей направленности, в то время как нужны менеджеры конкретной специальности». Гаязов подчеркнул, что сегодня бизнесмену, чтобы выжить, приходить работать 24 часа в сутки. «Только тогда он будет конкурентоспособен», - отметил Гаязов.

«МАЛО КОМУ ХОЧЕТСЯ ОБУЧАТЬ ДИЛЕТАНТА»

В идеале представители научно-образовательного кластера хотели бы, чтобы бизнесмены сами говорили им о том, какие специалисты, в каком количестве, им нужны, каким требованиям они должны отвечать. Газета «БИЗНЕС Online» предложила представителям бизнес-сообщества оценить новую образовательную инициативу. 

Мария Горшунова – генеральный директор ООО «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»): 

- Пока это удобнее для студентов больше, чем для нас. У меня есть выбор, брать людей из ПТУ, техникума или института. Другое дело, когда ребенок приходит сначала в начальное профессиональное образование, потом переходит в среднее, а потом в высшее. Это важно для самого студента. Уйти работать можно в любой момент, с любой ступени – это удобно. Мы берем студентов на практику. И будем продолжать брать. Частному бизнесу это будет интересно с той точки зрения, что у нас будет возможность регулировать требования, предъявляемые к специалистам. Мы можем вмешиваться в процесс обучения, говоря о том, что же нам в итоге нужно. А нужды ведь меняются. Но пока для меня, как работодателя, ситуация осталась прежней.

Светлана Пименова – директор туристической компании «Итиль-Тур»:

- Полезность данного мероприятия будет зависеть от выбранного способа обучения. Максимальное количество практических занятий сделает образование, безусловно, более эффективным. Бизнесмены в нашей отрасли не очень на самом деле заинтересованы в том, чтобы студенты проходили у них практику. Даже если им не надо будет платить зарплату, то три-четыре месяца непрерывной практики – очень мало. Нужен как минимум год. К нам уже приходили практиканты, они толком ничему и не научились. К тому же, все зависит от личности студента. Если ему нужно получить практические навыки, он и так получит, если не нужно – даже непрерывная практика не спасет. Полного дилетанта обучать мало кому хочется – это время, опыт, который потом может быть использован, деньги. Да и сейчас в этом нет потребности, желающих реализовать себя в области туризма очень много. Нам звонят по несколько раз в месяц, причем, специалисты с большим опытом.      

Владимир Павленко - директор ресторана «Рыбы», учредитель ресторана «Флор»:

- Мы регулярно берем студентов РГТЭУ на практику. В теории идея хороша, она действительно может помочь подготовить высококвалифицированных специалистов, но тут есть один нюанс: их всех выпускников техникумов и вузов по нашей специалисты в отрасли остаются дай бог 15-20 процентов. Уходят, причем, куда угодно… Кластер должен помочь подготовить профессионально подготовленную идеологию, чтобы люди целенаправленно шли к приобретению навыков в той деятельности, которой они решили себя посвятить. Также без современной, подчеркну это слово, теории в нашей профессии делать нечего. А так, конечно, многое зависит от личности студента, от его личных целей.

Надежда Замалиева

Видео Максима Тимофеева и автора