Руслан Махмутов Руслан Махмутов Фото: Олег Спиридонов

О ПАТРИОТИЗМЕ И КАДЕТАХ 

— Руслан Ильдарович, интерес к коллекционированию у вас с детства? Какие были первые модельки?

— Да, это все пошло с детства. Я вообще до сих пор очень люблю игрушки, даже куклы. Помнится, когда в детстве меня водили в поликлинику, я видел там небольшую избушку на курьих ножках. И вот как же было страшно заходить в саму больницу! Но, когда я видел эту избушку, мне вспоминалась добрая сказка, настрой совершенно менялся, страх уходил куда-то. Первую модельку мне в 80-м году подарила мама. Тот «КАМАЗ», конечно же, еще в детстве был потерян. Став постарше, я приобрел уже сам данную модель. Именно эта машина привила мне любовь к КАМАЗу, к нашему городу. Вообще в 70-е годы было принято говорить «Я с КАМАЗа». Не из Набережных Челнов, а именно так. Это звучало гордо. С тех пор, наверное, у меня и начал появляться глубочайшая любовь к своей родине, к своему городу.

— Привитый в детстве патриотизм, конечно, отразился на выборе вашей профессии?

— Я 21 год прослужил в органах внутренних дел полиции. Вышел на пенсию, а последние 10 лет от МВД я работал в челнинской кадетской школе заместителем директора по профориентационной работе. Это, стоит отметить, первый лицей Российской Федерации, созданный по образу и подобию суворовской школы. Мы с учениками выезжали на международные слеты, весело и с пользой проводили время. Я счастливый человек, потому что мне выпала возможность передать любовь к городу своим ученикам. Работа с детьми была для меня счастьем. Меня можно назвать общественным деятелем. До сих пор я выступаю, а точнее пою, на всех городских мероприятиях. Надеваю военную форму, пою патриотические песни.

— А коллекцию машинок показывали ученикам? Наверняка некоторая часть находилась на постоянной основе в вашем кабинете?

— Да, за моим рабочим столом располагался стенд с моделями разных машин и «КАМАЗов». Кстати, эта коллекция играла огромную роль в патриотическом воспитании учеников. При входе в кабинет мальчишки прямиком бежали к стенду и рассматривали их. Я всегда с удовольствием рассказывал им историю этих машин и то, как «КАМАЗ» много значит для меня лично. Помню, от двери всегда звучало: «Товарищ капитан, разрешите войти?» Дальше всегда поступала просьба пройти к машинкам. На стенде располагалась вся военная техника, которая в то время у меня была: «КАМАЗы», бронированная техника, модельки легковых машин, «ЗИЛы», «Москвичи», «Волги», «Жигули». Знаете, эта коллекция совершенно положительно влияла на эмоциональную атмосферу в кабинете. Детям было комфортнее — я это видел. Люблю металлические машины, в которых все как в настоящих: открываются дверцы, капот, виден двигатель.


— Вы специализируетесь именно на моделях «КАМАЗ-Мастер». Почему именно на них и что стало с остальными моделями?

— Я не маститый коллекционер, хоть и занимаюсь этим с детства. У меня была собрана очень большая коллекция, основную часть я распродал, раздарил. Оставил лишь модели машинок «КАМАЗ-Мастер». Их у меня насчитывается около 50 штук. Я стал специализироваться именно на них, не размениваясь на мелочи, решил, что нужно выбрать одно направление и следовать лишь ему. 12 лет назад понял, что, живя в легендарных Набережных Челнах, я должен акцентировать внимание на моделях именно «КАМАЗ-Мастер». Ко всем моделям этих машин у меня любовь. Если составить все экземпляры в ряд, можно наглядно увидеть эволюцию грузовика. Все мои «КАМАЗы» разной модификации, разных годов участия на ралли «Дакар». Одна из первых машинок 79-го года, тогда автомобили этой модели впервые выступали. Есть машинка 90-х годов на базе «КАМАЗ-4911» — именно они начали приносить нам победу.

Фото: Диана Федорова

«МЕЧТОЙ ЛЮБОГО МАЛЬЧИШКИ БЫЛА ЭТА МОДЕЛЬ — ГРУЗОВОЙ «КАМАЗ-5511». ЦЕНА ЕГО БЫЛА В РАЙОНЕ 5 РУБЛЕЙ»

— У нас в городе есть сообщество коллекционеров. Вы в него входите?

— В Челнах очень мощное сообщество коллекционеров, но я в нем не состою. Этим ведь нужно заниматься профессионально. Я не думаю, что моя коллекция настолько большая. Для меня это в первую очередь хобби. Коллекционеров в нашем городе много. Причиной тому является наш знаменитый на весь мир автогигант. Одним из сподвижников, а точнее, лидеров нашего движения является Дмитрий Куршев. Он настоящий фанат своего хобби. Каждый год в марте своими силами организовывает слет-выставку. Это уже вошло в традицию. На мероприятие приезжают из Самары, Саратова, Ульяновской области, Казани, Уфы…

— Слышали, что у вас тем не менее есть свое сообщество в социальных сетях.

— Да, во «ВКонтакте» я общаюсь со своими единомышленниками со всей России, Беларуси, Казахстана. Обсуждаем новинки, заказываем детали, обмениваемся чем-нибудь. Там у нас свой мир. Мы вместе создаем модели. Например, Тимур живет в городе Ухте, разрабатывает детали, Антон из Казахстана на 3D-принтере распечатывает некоторые детали, Алексей из Владикавказа, Илья из Энгельса, Александр из Кемерова выступают как инженеры-разработчики. Все вместе мы создаем модель!

— Где сейчас располагается ваша коллекция?

— Она на постоянной основе в моем доме.

— Каким образом вы собираете машинки? Где их можно достать?

— Вы знаете, мы обмениваемся модельками с другими коллекционерами. Есть мастера, которые под заказ выполняют изделия. Ну и конечно, мы их покупаем в магазинах, заказываем на специализированных сайтах…

— Как часто появляются новые модификации моделей?

— На данный момент идет гонка, я за ней слежу. Вот сейчас компания DiP Models (была основана в 2009 году в Гонконге; взяв курс на создание моделей автомобилей времен СССР в масштабе 1:43, фирма DiP Models смогла завоевать признание как российских, так и зарубежных коллекционеров — прим. ред.) запланировала в феврале выпустить пять моделей новых серий. Все они с разными бортовыми номерами, отличающиеся детализацией. Они будут стоить довольно-таки дорого, но я все равно планирую их купить. К большой радости, моя жена поддерживает меня в моих интересах.

Фото: Олег Спиридонов

— Какая моделька вам дороже всего?

— Самая значимая для меня — это модель производства казанской фабрики «Элекон». Кстати, производство данных миниатюр началось в конце 70-х годов. И мечтой любого мальчишки была именно эта модель — грузовой «КАМАЗ-5511». Цена его была в районе 5 рублей. Это было дорого для того времени. Моя мама, подкопив деньги, купила его. Конечно, для меня это был незабываемый подарок. Что касается детализации, то при своей простоте он был в то время сенсацией: откидывающаяся кабина, поднимающийся кузов. Несмотря на простоту своего дизайна, этот экземпляр и по сей день остается актуален. Я думаю, у каждого собирателя машинок есть в коллекции эта модель.

— Ваше хобби приносит вам доход?

— Вы знаете, хобби редко приносит доход. Только в редких исключениях. Хотя, если я сейчас продам всю свою коллекцию, несомненно, получу кругленькую сумму, но никогда так не сделаю. Но в это дело я вложил и вкладываю душу, что для меня дороже всего.

— Во сколько оцените свою коллекцию?

— Оцениваю коллекцию дорого. Думаю, по стоимости как хороший автомобиль.