В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ В 2008 ГОДУ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВСЕХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОТ СТРОИТЕЛЕЙ ТРЕБОВАЛОСЬ 29 ТЫС. РУБЛЕЙ,  В 2011-М - УЖЕ 42 ТЫСЯЧИ  

Специалисты Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ провели в прошлом месяце мониторинговое исследование, направленное на анализ прохождения предпринимателями четырех административных процедур в десяти муниципалитетах республики. «БИЗНЕС Online» публикует материал, подготовленный в ЦПЭИ.  

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД БЫВАЕТ НЕДОСТАТОЧНЫМ 

В исследовании использовались элементы методики проекта «Оценка инвестиционной привлекательности муниципальных образований РТ» Группы Всемирного банка в Республике Татарстан в 2008 году, к реализации которого привлекался Центр перспективных экономических исследований (ЦПЭИ). 

Опрос проходил как среди представителей государственной власти, регулирующих обследуемые процедуры, так и среди малого и среднего бизнеса – основных потребителей данных услуг. Источником информации стали экспертные интервью, анализ нормативно-правовой базы. 

Большое значение, по мнению директора ЦПЭИ Марата Сафиуллина, было уделено юридической экспертизе результатов проекта для обеспечения сравнимости и надежности результатов. «Даже располагая широким арсеналом методов исследования, в такого рода проектах социологический взгляд бывает недостаточным для понимания мотивов и причин, которые кроются за выборами предпринимателей. Поэтому к анализу информации мы привлекали практикующих юристов, знающих ситуацию на местах. Большое внимание уделялось консультациям с организациями-посредниками», - подчеркивает Сафиуллин. 

Именно этим данное исследование существенно отличается от опубликованного недавно проекта «Мониторинг качества и доступности государственных услуг - 2010 год» Института государственного и муниципального управления ГУ ВШЭ. Несмотря на то, что ЦПЭИ использовал похожие методики с ГУ ВШЭ, были расхождения по времени проведения проекта, изучаемым процедурам, выборке, методам исследования. Так, если ГУ ВШЭ предложил подробный анализ 39 процедур по 2010 году, Центром был проведен мониторинг по четырем процедурам. Было важно проанализировать то, каким образом ситуация изменилась в 2011 году по сравнению с 2008 годом: произошли ли улучшения и в чем наши слабые места. 

РЕГИСТРАЦИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ  

По сравнению с 2008 годом, к 2011 году упростился процесс регистрации нового предприятия. Если по мнению экспертов в 2008 году всего в среднем необходимо было совершить около 17 посещений, то к 2011 году этот показатель снизился до 11 посещений. В Казани и Альметьевском районе среднее количество посещений административных учреждений снизилось в два раза. 

Почти вдвое сократились временные затраты на прохождение процедуры регистрации нового предприятия, особенно значительно уменьшились временные затраты на взаимодействие с внебюджетными фондами и Росстатом. Быстрее других предприятие регистрируют в Казани (с 40 до 20 календарных дней), Елабужском (с 47 до 23 к. дней) и Бугульминском (с 49 до 23 к. дней) районах. 

Вместе с тем незначительно, но снизилась оценка экспертами качества работы административных учреждений. Это в первую очередь касается Бугульмы, Набережных Челнов. 

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ 

В целом за три года повысился уровень удовлетворенности экспертов качеством услуг, предоставляемых административными учреждениями по процедуре регистрации права собственности на объекты недвижимости. Так, в 2011 г. общий уровень оценки по данным районам поднялся с позиции «скорее устраивает» до позиции «полностью устраивает». Особенно наглядно улучшилось качество услуг УФРС в Елабужском и Зеленодольском районах. 

Однако усложнилась сама процедура регистрации. Больше всего проблем по сравнению с 2008 годом регистрация права собственности на объекты недвижимости вызывает для экспертов из Елабуги и Чистополя. В Казани и Зеленодольске оценка проблемности процедуры приближается к «средней». 

РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

За прошедшие три года удалось значительно упростить процесс согласования проектной и предпроектной документации на строительство, получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Особенно значительны эти изменения оказались с точки зрения сокращения количества посещений административных учреждений, ключевых для данного процесса. Так, для Казани количество необходимых посещений административных учреждений составило в среднем около 30 посещений в 2011 году, тогда как в 2008 - 94 посещения. 

Значительно повысилось за рассматриваемый период и качество содержания официальных информационных источников о процедуре получения разрешений на строительство. Доля информации об этапах прохождения данной процедуры, представленной на интернет-сайтах административных учреждений выросла. Особенно сильно возросло качество наполнения интернет-сайтов территориальных административных учреждений в Елабужском, Нижнекамском (от 5% в 2008-м до 75% в 2011 году), Зеленодольском и Бугульминском (от 5 до 100%) районах. 

Вместе с тем выросли финансовые затраты на взаимодействие с административными учреждениями. Так, если в Набережных Челнах в 2008 году для прохождения всех административных учреждений от предпринимателей требовалось 29 тыс. рублей, то в 2011 году уже 42 тыс. рублей. 

РЕЗЮМЕ ИЛИ ПРОВЕДЕНА ЛИ РАБОТА НАД ОШИБКАМИ? 

Расчет индексов по всем процедурам позволил проранжировать муниципалитеты РТ по быстроте и открытости прохождения процедур. Так, зарегистрировать новое предприятие стало сложнее, чем три года назад, в Нижнекамском, Зеленодольском и Чистопольском районах. Значительно упростилась процедура регистрации права собственности на объекты недвижимости в Казани, Нижнекамском и Лениногорском районе по сравнению с данными рейтинга 2008 года. Процедура получения земельного участка значительно упростилась в Нижнекамском и Лаишевском районах. 

В целом, без учета отдельных индикаторов по сравнению с 2008 годом прохождение всех процедур значительно упростилось, что привело к более качественному и быстрому получению потребителями ожидаемых услуг. Это может быть связано как с более эффективной реализацией принципа «одного окна», так и с повышением грамотности и информированности самих потребителей услуг, более активному привлечению организаций-посредников. 

Однако функции, входящие в «одно окно», могут заметно различаться либо реализовываться не в полном объеме, и на практике предпринимателям может требоваться самостоятельно посещать те учреждения, которые согласно нормативным актам и регламентам должны участвовать в процедуре в формате комиссий. 

Полина Ермолаева, научный сотрудник ЦПЭИ 

Сравнение рейтингов муниципальных образований по результатам исследований Группы Всемирного Банка в 2008 и Центра перспективных экономических исследований в 2011 году.

 

Регистриция нового предприятия

Регистрация права собственности на объекты недвижимости

Получение земельного участка для строительства

Получение разрешения на строительство и эксплуатацию объекта

 

2008

2011

2008

2011

2008

2011

2008

2011

Казань

4-2

1

10

2

3

6

2

5

Елабуга

5

7

1

8

7-8

7

5-6

9-10

Нижнекамск

1

5-6

5-6

1

6

1-2

3-4

3

Альметьевск

 

10

2

4

6

1

4

1

9-10

Набережные Челны

6

5-6

5-6

5

7-8

5

7

6

Чистополь

4-2

9

8-9

7

2

8

10

7

Бугульма

7

3

3

-

9

-

5-6

4

Зеленодольск

4-2

10

8-9

9

4

10

9

8

Лаишево

9

4

2

4

10

1-2

3-4

1-2

Лениногорск

8

8

10

3

5

3

8

1-2