НА ФОРУМЕ В ТОМСКЕ ОБСУЖДАЛИ, СТОИТ ЛИ ПРОТИВОПОСТАВЛЯТЬ ИННОВАЦИОННУЮ И СЫРЬЕВУЮ ЭКОНОМИКУ 

В Томске вчера открылся XIV инновационный форум, на который собрались владельцы и топ-менеджеры компаний, чиновники и эксперты. Речь шла о том, как запустить экономику знаний, кто - бизнес или государство - должен генерировать стимулы для перевода сырьевой экономики в инновационную. Участники форума искали ответ на вопрос, что нужно делать российским инноваторам, чтобы выйти со своими наработками на глобальный рынок? На форуме побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

ТЕРРИТОРИЯ УМНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Участников форума на площади Ленина в Томске встречал огромный плакат: «Томская область – территория умных инвестиций». Рядом с ним - театральная афиша, сообщающая о премьере спектакля «Горе от ума». Те, кто не понял юмора организаторов, обращали свои взоры на стоящий рядом памятник Ленину. Железный Ильич твердо показывал правой рукой на верхний плакат, как бы говоря, что никакого горя от инноваций быть не должно.

Открыли форум приветственные телеграммы от президента, премьера и главы минэкономразвития РФ. «Тема нынешнего форума – «Инновационная Россия-2020: Как запустить экономику знаний?» Для решения этой масштабной задачи необходимы передовые идеи и новаторские проекты, их коммерциализация», - напутствовал инноваторов Дмитрий Медведев.

Модератор форума Сергей Брилев, ведущий телеканала «Россия», раскусил двусмысленность фразы «как запустить экономику» и попросил выступающих отвечать на два вопроса вместо одного: что надо делать, чтобы запустить (то есть, развить) инновации, и что надо делать, чтобы не запустить (не спустить на тормозах) перевод экономики на инновации?

Первым отвечать на эти вопросы начал глава Томской области, председатель совета Ассоциации инновационных регионов России Виктор Кресс. По его мнению, необходимо распространить льготы, которые получают участники проектов в иннограде Сколково на всех инноваторов, в частности, снизить для них социальный налог до 14%.

СЛАБАЯ МОТИВАЦИЯ РЕГИОНОВ

Еще одна проблема, мешающая внедрению инноваций, - слабая мотивация регионов на перевод экономики от сырьевой к инновационной. «Стимулируются сейчас в основном сырьевые проекты, а надо переориентировать инвестиции в инновации», - заявил Кресс.

Другая проблема – действующий закон №94, регулирующий сферу госзакупок и госзаказа. Он нуждается в переработке, в том числе в части госзаказа на научные разработки и НИОКР. «Нужно больше доверия к Академии наук, ученых замучили бесконечными проверками. Спрашивать, и строго спрашивать надо за конечный результат инновационной деятельности, но не мучить по ходу научных исследований», - негодовал Кресс.

Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин напомнил участникам форума, что федеральная власть делает для стимулирования инноваций. Последнее новшество – вводится должность ответственного за инновации, омбудсмена по защите инноваторов в каждом федеральном округе. А задача региональной власти – завершить в соответствии с поручением президента утверждение планов по инновационному развитию до 1 июля. «И не надо экономить на инноваторах, - призвал Нарышкин, - на подготовке площадок для инновационной деятельности, на создании ОЭЗ. Эти усилия оправдаются, инвестиции окупятся!»

Впрочем, Нарышкин не ограничился призывами, а предпочел кардинально сместить акцент при обсуждении темы инноваций. «Сибирь – это сырьевая кладовая России, но должна развиваться инновационно. На первый взгляд это нелогично, но внутренняя логика в этом есть», - сказал глава администрации. Затем он развил свою мысль. Освоение новых сырьевых месторождений требует инновационного подхода. Это первый аргумент. Второй: Юго-Восточная Азия и Китай нуждаются в инновационном потенциале Сибири и Дальнего Востока, этот потенциал здесь накоплен, уверенно заявил Нарышкин (Томск – третий город в России по количеству вузов).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НЕ ГОНИТСЯ ЗА КОЛИЧЕСТВОМ

Замминистра финансов РФ Александр Новак сыпал цифрами. По данным минфина, только 30 регионов из 83 показывают заинтересованность в инновациях. Но федеральная власть не гонится за количеством, признал Новак. В США всего два штата являются центрами инноваций, зато результат известен всему миру.

По мнению Новака, денег регионам выделяется на инновации вполне достаточно. В 2010 году – 419 млрд. рублей. В 2011 году – 742 млрд. рублей. Правда, это составляет всего 1,37% ВВП. В экономически развитых странах расходы на инновации достигают 2,5 - 4% ВВП.

При этом соотношение государственных и частных инвестиций в инновации 3:1, а должно быть наоборот, уверен Новак.

От имени страны, в которой с инновациями давно полный порядок, выступила Дорис Голендер, Чрезвычайный и Полномочный Посол государства Израиль в России. «Инвестиции в инновации в 2003 году составляли в Израиле 600 миллионов долларов, а в 2008-м уже 10,5 миллиарда долларов. Результат не замедлил сказаться – Израиль первым изобрел IP-телефонию, сервис смс-сообщений, флэш-накопители, у нас трое лауреатов Нобелевской премии в области высоких технологий», - заявила Голендер.

Российские компании тоже могут добиться впечатляющих результатов, считает Итай Жетельный, партнер «Ernst&Young Израиль», председатель экспертной группы в области глобальной инициативы в области «зеленых технологий». Но сначала необходимо научиться не бояться отрицательного результата от вложений в инновации и скрупулезно следовать международным стандартам бухгалтерской отчетности. В противном случае, привлечь западных инвесторов будет затруднительно.

ДАЕШЬ ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ!

Следующий участник форума – ректор Российской академии народного хозяйства и академии госслужбы при президенте РФ Владимир Мау признался, что он вздрогнул, узнав тему форума: как запустить инновации? «Помните анекдот: учительница говорит, что советская власть запустила в космос спутник. А Вовочка добавляет: и сельское хозяйство тоже», -  повеселил Мау собравшихся.

По мнению Мау, для того, чтобы развить в России инновации нужно несколько вещей: политическая и макроэкономическая стабильность, конкурентная экономика, гарантия прав собственности, в общем, все то, что называется благоприятным инновационным или инвестиционным климатом. «Но снижать налоги для инвесторов – я против этого. Налоги должны быть едиными для всех», - уточнил Мау.

Второе условие для роста инноваций – защита интеллектуальной собственности. Сейчас она на уровне рабовладельческого строя. «Раб всегда накормлен, всегда при работе, но это препятствие, а не стимул для модернизации экономики», -  полагает ученый.

Третье условие – инвестиции в человеческий капитал. Но тут другая проблема. Здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение сейчас пребывают в таком виде, что инвестировать в эти сферы бессмысленно. Их сначала надо модернизировать.

Вслед за Нарышкиным Мау внес еще один акцент в дискуссию: должен ли бизнес стать двигателем инноваций или эту роль следует играть государству? Мау считает, что экономике нельзя навязать инновации, если нет спроса на них. «А спрос может генерировать и бизнес, и власть, и даже общество, граждане, а также любые сферы экономики – здравоохранение, хотя бы даже сельское хозяйство», - заявил Мау.

НЕТ ПОВОДА ПРОТИВОПОСТАВЛЯТЬ СЫРЬЕВОЙ СЕКТОР ИННОВАЦИОННОМУ

С ним согласился полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. По его словам, власть должна стимулировать приобретение молодежью профессий, необходимых для инновационного прорыва. Например, инженерно-технических специальностей. Для закрепления кадров в сфере инноваций власти должны подумать о решении жилищной проблемы и проблемы транспортной инфраструктуры.

Толоконский считает, что нет повода противопоставлять сырьевой сектор инновационному. «Сырьевой сектор в силу своей высокой рентабельности создает базу для инноваций. От крупного бизнеса нужны масштабные инвестиции в инновации, а от государства – инфраструктура, бизнес-инкубаторы, технологические платформы», - считает полпред.

Но создав инфраструктуру для инноваторов, государство должно постепенно уходить из этой сферы, возразил Сергей Поляков, гендиректор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Участники форума попытались понять, стоит ли в обязательном порядке вводить ученых мужей в советы директоров госкомпаний? После того, как оттуда по требованию президента будут выведены вице-премьеры и министры. «Я против крайностей! – сказал Мау, отвечая на этот вопрос. – Отсутствие или присутствие в советах директоров чиновников, как и ученых, не решает проблему стимулирования инноваций».

Продискутировав три часа, участники форума пришли к выводу, что инновации в России запущены. В обеих – положительном и отрицательном - смыслах этого слова.

Черту под дискуссией подвел Сергей Нарышкин: «Развитию инноваций в России нет альтернативы, поскольку высшая цель государства – обеспечить комфортную среду для граждан, а без внедрения инноваций это сейчас невозможно», - резюмировал Нарышкин.

Тимур Алтынов,
Москва-Томск- Казань,
специально для «БИЗНЕС Online»