«ОДНО ДЕЛО — ТУВА И ИНГУШЕТИЯ, ДРУГОЕ — МОСКВА, У КОТОРОЙ ПОЧТИ ТРИЛЛИОН НА СЧЕТАХ»

Один из важных аспектов выполнения «майского указа» — участие регионов в достижении амбициозных задач ударной шестилетки. Как все помнят, попытка прыгнуть выше головы в 2012–2018 годах привела к тому, что субъекты РФ в погоне за показателями нарастили долги: только с 2013-го по 2015-й они увеличились с 1,1 трлн до 2,5 трлн рублей, став результатом несбалансированности бюджетов большинства регионов, так как выполнение указов 2012 года потребовало повышения нефинансируемых мандатов субъектов (к концу 2018-го долг чуть сократился — 2,1 трлн рублей).

«Мы понимаем, что дальше возлагать на регионы дополнительные обязательства невозможно», — сообщил на форуме министр финансов РФ Антон Силуанов. Более того, в правительстве решили в этот раз взять большую часть финансовых обязательств на себя и вкладывать в нацпроекты в основном средства федерального бюджета — вплоть до 99%. «Все те дополнительные задачи и дополнительное финансовое обеспечение взяла на себя РФ. Доля субъектов минимальна. Если говорить об объемах участия дополнительных ресурсов, то в среднем 5 процентов и даже меньше», — заявил Силуанов.

«Если я правильно помню всю финансовую конструкцию, то она включает 26 триллионов рублей до 2024 года. Примерно 13 триллионов — это федералы, около 5 триллионов — регионы, соответственно, примерно 8 триллионов — частники», — напомнил корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный экономист ВЭБа Андрей Клепач. По его словам, такая нагрузка на субъекты не будет критичной, хотя проблемы остаются. «Это проблема дифференциации, все регионы разные. Одно дело — Тува и Ингушетия, а другое — Москва, у которой почти триллион на счетах. Поэтому все слишком в разном положении», — пояснил он.

«В ДЕНЬГИ ВЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ, НЕ ТА СУБСТАНЦИЯ»

Так или иначе, львиную долю задач из президентского указа придется исполнять именно регионам. Тем более, по словам Силуанова, 60% из них относятся к компетенции субъектов и даже муниципалитетов. Так что в кулуарах Гайдаровского форума корреспондент «БИЗНЕС Online» попыталась выяснить, уверены ли сами губернаторы в том, что в этот раз федеральный центр берет почти все финансирование на себя.

«Не верю», — откровенно заявил нашему изданию губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Однако регион, по его словам, намерен участвовать во всех 12 нацпроектах. «В том числе по 10 мы уже для себя определили все дорожные карты, пошаговые планы действий, разработали свою составляющую из 46 региональных проектов, — похвастался губернатор. — По недостающим будем принимать участие, например проект „Наука“. Мы хотим участвовать в большом проекте, связанном с созданием научно-образовательных центров международного уровня». Особая гордость Морозова — центр ядерной медицины, который он пообещал вот-вот запустить. «Центр позволит в год обслуживать 115 тысяч человек и не мене 20 тысячам проводить сложнейшие операции, которые, несомненно, спасут их, особенно это касается онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний», — пояснил губернатор.

Сергей Морозов (слева) откровенно заявил, что не верит в обещания федеральной власти профинансировать нацпроекты Сергей Морозов (слева) откровенно заявил, что не верит в обещания федеральной власти профинансировать нацпроекты Фото: president.tatarstan.ru

К слову, именно о здоровье чаще всего вспоминали губернаторы и эксперты, с которыми пообщалась наш корреспондент. «С точки зрения реализации там ни одного простого проекта нет, я бы даже не стал выделять, какой важнее по значимости. Я для себя определил здравоохранение. Будем коренным образом улучшать все то, что касается медицинской помощи населению и укрепления здоровья», — отметил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, искренне верящий, что Федерация действительно возьмет на себя почти все финансовые обязательства. «Это правда, за что мы благодарны правительству России», — добавил он.

«В деньги верить нельзя, не та субстанция. Их в любом деле много не бывает, — отметил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. — Во многом успех осуществления нацпроектов зависит от того, насколько возможно вовлечь людей в реализацию. Национальный проект — это когда вся нация разделяет цели и задачи и в нем участвует. Сколько денег ни ввали в здравоохранение, если человек не будет ответственно относиться к своему здоровью, отказываться от вредных привычек и не станет вести здоровый образ, мы не достигнем тех показателей — ни 78 лет, ни 80».

О том, что не деньги главное на пути достижения национальных целей, говорил уже и сам Силуанов. А вчера тезис о том, что ресурсы — это важный, но нерешающий фактор, повторил в беседе с «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от Татарстана, член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. «Инструментом в виде выделения дополнительных средств задачи не решить. Деньги — это не главное. Приведу в пример снижение смертности и ожидаемой продолжительности жизни. Ремонт и оборудование важны и нужны, это дополнительные возможности, однако вклад в решение данной проблемы — 20 процентов, но не больше, а остальное — убеждать людей».

Министр экономики Татарстана Фарид Абдулганиев, напротив, особо подчеркнул, что поставленные в «майском указе» цели требуют ресурсов, в том числе финансовых: «Мы, как и любой регион, заинтересованы в привлечении как федеральных, так и частных средств. На полях форума обсуждали и говорили, что задача не только привлечь федеральные средства, но и обеспечить такие условия, чтобы они гармонично работали». В то же время он уверен, что все цели и задачи должны непременно обсуждаться с каждым регионом, потому что двух одинаковых нет и каждый имеет особенности.

Фарид Абдулганиев: «На полях форума обсуждали и говорили, что задача не только привлечь федеральные средства, но обеспечить такие условия, чтобы они гармонично работали» Фарид Абдулганиев: «На полях форума обсуждали и говорили, что задача не только привлечь федеральные средства, но и обеспечить такие условия, чтобы они гармонично работали» Фото: president.tatarstan.ru

«ВЕРИТЬ ОЧЕНЬ ВАЖНО»

Пока, как известно, в правительстве выделили 12 нацпроектов, которые включают такие направления, как демография, здравоохранение, образование, цифровая экономика и прочие. В них глава Счетной палаты Алексей Кудрин накануне насчитал 115 целей высокого уровня. «Если же взять, включая соответствующие федеральные проекты, то больше 1 тысячи», — отметил он. А Силуанов поправил: целей больше 3,5 тысячи!

«Я верю в то, что цели достижимы», — говорит Азаров. «Верить очень важно. Если ты не веришь в то, что ты делаешь, достичь результата невозможно. Если не веришь — заявление на стол: „Я в это не верю, такое невозможно. Пусть делает кто-то другой“. А я в это верю и приложу все усилия, чтобы достигнуть», — признался губернатор. Для себя главной задачей в Самарской области он определил прирост населения: «Я собрал кабинет министров и сказал: „Наша задача — чтобы жителей становилось больше, а пациентов — меньше, чтобы люди жили долго, счастливо и здорово“. На это и нацелены нацпроекты. Но для конкретного человека для чего нацелен? Чтобы человек жил долго и счастливо, качество жизни. Если мы донесем это до людей, они включатся в реализацию нацпроектов, к себе будут относиться с большим уважением и ответственностью».

Впрочем, не все столь оптимистичны. Так, Клепач твердо сказал, что только часть целей из «майского указа» реально достижима в столь короткий срок: «Есть цели и параметры, которые, думаю, в полной мере не будут выполнены, например 120 миллионов „квадратов“. Если сделают 95–100 миллионов квадратных метров, это будет уже хороший рывок». С ним солидарен Фаррахов, отмечающий, что только начинают реформу по жилью, переходя на эскроу-счета. «Мы должны понимать, что деньги станут дороже для строителей и граждан. Поэтому такое кратное увеличение объемов строительства — это сложная задача», — добавил он.

В категорию трудно достижимых задач Клепач записал и увеличение продолжительности жизни. «Думаю, что до 78 лет среднюю продолжительность жизни при сложившихся тенденциях тоже не поднимут. Но несколько лет можно. Если в Москве уже сейчас 72–73 года, то у нас большая часть Сибири — около 70 лет. Там надо поднять существенно», — считает он. Фаррахов добавил, что в данном вопросе высоки факторы профилактики, приверженности здоровому образу жизни, снижения табакокурения, алкогольной зависимости и аварийности на дорогах. «За прошедшие 8–9 лет мы увеличили ожидаемую продолжительность жизни на 7 лет, но нам повезло, что там была низкая база. Сейчас у нас она неплохая», — отметил он.

Тем не менее нацпроекты заявлены, цели обозначены, и теперь, как заявил Силуанов, все должны знать и понимать, кто за что отвечает.