Накануне на 84-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался Ильгам Шакиров. Официальная церемония прощания с выдающимся артистом пройдет в пятницу в театре оперы и балета им. Джалиля. А мы публикуем интервью, которое Шакиров дал в середине нулевых для книги «Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар», выпущенной издателями «БИЗНЕС Online». «Если меня кто-то хвалит, я бегу в сторону. Ненавижу похвалу», — говорил тот, кто стал легендой еще при жизни.
Накануне на 84-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался Ильгам Шакиров
«ТАТАРСКИЙ ВЕК ГЛАЗАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ»
В 2005 году вышла в свет книга «Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар», выпущенная будущим издателем «БИЗНЕС Online». В нее вошли интервью и биографические зарисовки выдающихся соотечественников, ставших гордостью нации в XX — начале XXI века. Среди собеседников — Минтимер Шаймиев, Аяз Гилязов, Кев Салихов, Марсель Салимжанов и другие. Конечно, в рамках такого проекта — размышлений о себе, времени, будущем и настоящем — нельзя было обойтись без разговора с Ильгамом Шакировым.
Мы уже давно не слышали голоса Шакирова — певца и мыслителя. И этот разговор, состоявшийся полтора десятка лет назад, одна из возможностей вспомнить о том, каким был этот глубокий и неординарный человек, накануне ставший частью истории татарской культуры и татарской нации.
«ПОСЛЕ ЕЛКИ МОИ СВЕРСТНИКИ ПОДХОДЯТ И ГОВОРЯТ: «КОГДА ТЫ ПЕЛ, МАМЫ ПЛАКАЛИ»
— Ильгам Гильмутдинович, вы помните свое первое выступление?
— Я пел и танцевал лет с трех. Как-то во время войны — я тогда учился в первом классе — в деревне вздумали устроить новогодний праздник. С елкой проблем не было — лес рядом. Собрались в клубе женщины и дети. Меня как гвоздь программы оставили на самый конец. После елки мои сверстники подходят и говорят: «Когда ты пел, мамы плакали». Я готов был провалиться сквозь землю, чувствовал себя преступником. Как я мог заставить их плакать? Это было так неудобно. Убийственно. Это сейчас понятно, что если люди плачут во время пения, это свято. Но тогда мне, маленькому мальчику, это было невдомек.
— А если бы вы не стали певцом?
— А я и не мечтал им быть. Я ведь и так пел. Вначале по детской наивности хотел стать прокурором, чтобы отомстить тем, кто нас обижал. Когда мне было два года, отца, колхозника-кузнеца, в 1937 году забрали как врага народа. Нас было шестеро. Я самый младший. И начались гонения. Нас называли семьей тюремщика. Обложили налогами. Поэтому в пять лет я начал лапти плести. Меня сейчас разбуди ночью — сплету. Плели не для себя, а на продажу. Сами ходили босыми.
«Я был великолепным математиком и физиком. Никто в школе не мог сравниться со мной»
— А кто учил плести?
— Не помню. Жизнь, наверное, научила. Работали по конвейерной системе: я начинал, а дальше передавал по кругу сестре. Интересно, что женщины и в голодные годы следили, чтобы «лицо» лаптя было красивым.
Я родился в изумительно красивом месте. Рядом лес, птицы так поют, что дома слышно. Хотя мы были голодными, но природу замечали.
Самый старший брат, 1915 года рождения, который оставался за отца, был хромым. Первый раз его не взяли на войну, признали негодным. А через некоторое время забрали. Он пропал без вести. Нам стало совсем тяжело.
Сейчас думаю, почему люди были такими злыми? Как они нас гоняли…
— Наверное, не все были злыми. Просто сами очень боялись.
— Да, многие так поступали, чтобы их не тронули. Позже, когда повзрослел, хотел стать учителем. Я был великолепным математиком и физиком. Никто в школе не мог сравниться со мной. В Елабужский пединститут ездил поступать. Там, как сейчас помню, экзаменовал немец Люстик. Я не прошел. И хорошо что не прошел. Потому что потом поехал в Казань и поступил в музыкальное училище.
А позже, когда уже стал артистом, поехал в Елабугу, где меня попросили принять участие во встрече со студентами в пединституте. Ко мне подошел тот самый Люстик. Ведь столько лет прошло, а он меня помнил. «Пожалуйста, простите, — говорит. — Вы не на пятерку, а на шестерку написали экзаменационную работу. Были две причины, чтобы ее не ставить: во-первых, при институте было педучилище, выпускников которого принимали в первую очередь, а вторая причина — в анкете значилось, что вы сын врага народа». Это черное пятно так и тянулось за мной.
«Певец — это спортсмен. Если каждый день заниматься не будешь, голос потеряешь. Все время надо быть в форме»
«ТЕПЕРЬ И ПЕТЬ НЕ ХОЧУ, И ЕЗДИТЬ НЕ ХОЧУ, НО, ЕСЛИ ДОЛГО НЕТ КОНЦЕРТОВ, ВСЕ РАВНО СКУЧАЮ»
— У кого вы учились в музыкальном училище?
— И в училище, и в консерватории я учился у Елены Александровны Абросимовой, жены композитора Альберта Семеновича Лемана. В училище учился только год. Поскольку у меня было среднее образование, сразу поступил в консерваторию.
— Как ваша мама относилась к тому, что ее сын стал певцом?
— Для нее это не было открытием. Мы вместе с мамой пели. У нее был красивый, мягкий голос. Я бы даже сказал, что она абсолютно равнодушна была к моей популярности, никогда не хвасталась моим занятием.
— А вы, считаете, случилось то, что и должно было случиться?
— Думаю, кем бы я ни работал, все равно бы пел. Но музыкальное образование очень расширило мой кругозор. Ведь и актеру, и певцу для того, чтобы быть настоящим мастером, нужно знать весь предшествующий опыт. Вот один случай из миллиона. Я взял в репертуар песню Сары Садыковой «Третий день подряд идет снег» на слова Мустая Карима. Песня о человеке, у которого в такую погоду ноют раны. Но ведь это песня не о здоровье. У нее гораздо более глубокое содержание. Исполнил ее на концерте. Зрители зааплодировали. Я очень рассердился — неужели не поняли? Позднее давал концерт в Уфе в театре Гафури. И вот там после песни в зале воцарилась тишина. Потом, конечно, захлопали. Мне было так радостно, что сумел донести до слушателей истинный смысл песни. Так что если сразу после песни зашумели, значит, плохо пел. Не дошло. А если зритель задумался…
— Консерватория дает академическое образование. Вы сразу планировали попасть на эстраду?
— Еще в студенческие годы я пел на радио. Часто выступал с Гульсум Сулеймановой. Ведь тогда не было записи, мы пели в прямом эфире. Много пели под аккомпанемент Александра Ключарева. Вот уж кто знал татарскую песню и татарский язык лучше любого татарина.
И вот приехал агент, который пригласил меня в Уфу на радио. А я действительно хотел работать на радио. Пообещал квартиру, зарплату. Эта новость дошла до Жиганова. Пригласил меня Назиб Гаязович и стал ругать: «Ты, бесстыжий, в Уфу собрался?» Заставил меня подписать распределение в нашу филармонию.
В консерватории я пел партии Евгения Онегина, Валентина, Демона, романсы Чайковского, Рахманинова, европейскую и русскую классику. Голос был, к тому же я не коротышка, рост позволяет выходить на сцену. Но меня тянуло к народной песне. Так вот более 50 лет и езжу, выступаю. Где я только не был! Каждый год — по Средней Азии, Сибири, Дальнему Востоку… Был во всех республиках, и не один раз. Теперь и петь не хочу, и ездить не хочу, но если долго нет концертов, все равно скучаю.
— Как вам удается столько лет сохранять голос в идеальном состоянии?
— А как Иван Семенович Козловский пел до 90 лет? Певец — это спортсмен. Если каждый день заниматься не будешь, голос потеряешь. Все время надо быть в форме. Сейчас каждый день заниматься лень. Я же живой человек. Но если у меня намечены концерты, то за неделю начинаю усердно готовиться.
— По какому принципу вы отбираете песни для своего репертуара?
— Если человек поет все, значит, он или не знает своих возможностей, или не имеет вкуса. Мне важна тема песни, ее текст. Да и без красивой мелодии песня не песня. Сейчас вот поют песни без мелодий. Но кто их помнит, кто их поет?
«Иногда спрашивают: с каких пор ты поешь? Если человек знает, с каких пор он поет, это не настоящий певец»
«У МЕНЯ ДАЖЕ НИ РАЗУ НЕ БЫЛО БОЛЬНИЧНОГО, ПОТОМУ ЧТО Я НЕ ИМЕЛ ПРАВА БОЛЕТЬ»
— Вы работали в то время, когда осуществлялось партийное руководство искусством. На себе это ощущали?
— Без меня не проходил ни один правительственный концерт. У меня даже ни разу не было больничного, потому что я не имел права болеть.
Однажды пришлось выступать на правительственном концерте в Талды-Кургане в Казахстане. Оттуда поехал петь в Алма-Ату. Из Алма-Аты до Казани не было самолета, полетел в Уфу. Наконец добрался до Казани. Прилетел, а мне тут всыпали. Оказывается, пока я колесил, в Казань приезжал член Политбюро ЦК КПСС Воротников. Так что приходилось петь перед партийными тузами. Я-то знал, что коммунизм — это миф.
А если продолжать, то в «Туган тел» нельзя было исполнять четвертый куплет, где речь идет о молитве, об Аллахе. И в учебниках эти строки не печатали. У нас ведь под запретом были и такие гениальные писатели, как Гаяз Исхаки. Тинчурина тоже запрещали.
— Трудно было жить?
— Да ведь и сейчас дураки не перевелись. Когда в 1956 году Тинчурина вместе с другими политическими заключенными оправдали, первым тинчуринскую «Голубую шаль» поставил режиссер Сарымсаков. И все 30 дней в июне шел этот спектакль. Я пел в сцене в лесу. И клянусь, в этом месте спектакль превращался в концерт. Обязательно звучали аплодисменты, просили повторить песню на бис. Старшее поколение знало эту пьесу. И поэтому билеты были проданы задолго до премьеры. Спектакль в четырех действиях с тремя антрактами начинался в половине восьмого вечера и шел до 12. И никто не уходил из зала. Сейчас не у всех терпения хватит, наверное, на такой длительный спектакль.
— Значит, публика изменилась?
— Народ стал черствее. А потом, как можно было уйти? Ведь там играли корифеи: Хаким Салимжанов, Ильская, Гульсум Камская, Уразиков, Гульсум Болгарская. Они не играли — они жили. Они ведь на артистов не учились — они были рождены артистами. Фатима Ильская читать не умела. И при этом играла в шиллеровской пьесе «Коварство и любовь». И так аристократично это делала. Откуда это? Бог дал. Сейчас таких артистов нет. У певцов так же. Иногда спрашивают: с каких пор ты поешь? Если человек знает, с каких пор он поет, это не настоящий певец.
«Надо знать историю своего народа: своих поэтов, ученых, полководцев. Если знаешь, то появляется гордость. Не знаешь истории — нет гордости, а нет гордости, то нет и нации»
«ЛЕНИН СОВЕРШИЛ ОШИБКУ, ПРИЧЕМ КАТАСТРОФИЧЕСКУЮ, КОГДА РАЗОГНАЛ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ»
— Вы стали легендой при жизни. Не каждому такое уготовано судьбой…
— Зачем вы меня ругаете?
— Но ведь возле вашей деревни стоит щит, гласящий, что это родина Ильгама Шакирова.
— Но это меня нисколько не трогает. Как маму не трогала моя популярность. Если меня кто-то хвалит, я бегу в сторону. Ненавижу похвалу.
— Что ж, вы редкий человек. Обычно людям приятна похвала.
— Особенно бездарным. Но кто из талантливых людей любит похвалиться, так это Ростропович. Помню, у меня был концерт в Московском институте инженеров-дорожников в Марьиной Роще. Слушателей собралось видимо-невидимо. Перед концертом вдруг заходит человек: «Здравствуйте, я Ростропович. Хотелось бы вас послушать, хотя бы из-за кулис». Посадить его действительно было некуда. И одно отделение он слушал, стоя за кулисами. Закончил я выступление песней «Дремучий лес». Ростропович подходит ко мне (смешно и очень похоже изображает Мстислава Леопольдовича): «Ты меня, Ильгам, просто убил, завтра ко мне, пожалуйста, в гости».
На следующий день после сборного концерта во Дворце спорта ровно в 9 часов, как и обещал, я был у него. Галина Павловна встретила меня в вечернем платье. Ростропович тут же стал водить меня по квартире и хвастаться: «Это американская кухня», — и показывает, как там все зажигается, крутится. На столе татарское угощение: большой белиш, чак-чак. Кроме меня были еще три-четыре человека. И разговор почти все время крутился вокруг его знакомства с Вилли Брандтом, Жоржем Помпиду и другими государственными деятелями. Но у нас был общий музыкальный язык…
— Хоть вы и будете сердиться, но факт остается фактом: ваше имя останется в истории татарской песни. А из современной татарской эстрады чьи имена останутся?
— Их столько сейчас развелось! Я даже имен не знаю. Но, скажем, Салават для своего народа сделал открытие на эстраде. Я имею в виду состав его ансамбля, аранжировки.
— Многие люди говорят, что вы человек, имеющий свою точку зрения и при этом довольно смело ее высказывающий.
— Не мне это обсуждать. Но в свое время, в начале 60-х годов, я много выступал в институтских аудиториях перед студентами вместе с поэтами, литераторами. О чем я говорил? О том, что надо любить родину, надо любить свое искусство, свою культуру. И приводил слова Расула Гамзатова: «Если в историю выстрелить из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки».
Надо знать историю своего народа: своих поэтов, ученых, полководцев. Если знаешь, то появляется гордость. Не знаешь истории — нет гордости, а нет гордости, то нет и нации. Такова формула. Ленин совершил ошибку, причем катастрофическую, когда разогнал интеллигенцию. В итоге все надолго остались невеждами.
— Как вы относитесь к национальному движению, которое в начале 90-х годов стало приобретать агрессивные формы?
— Наверное, тогда выступления со знаменами, митинги были нужны. Надо было довести до руководителей, правительства свое мнение. Но ведь зачастую это происходило довольно бестолково. Ведь и в этом нужна культура. Однажды я оказался на площади Свободы. Пришел посмотреть, что происходит. А там Хамдуна идет со знаменем, за ней толпа. Говорит мне: «Давай, пошли!»
А куда «пошли» — сама не знает, и люди, за ней идущие, не знают. Я ей: «Ты что, Жанна д’Арк, что ли?» Среди тех людей никто нe изучал Гегеля, Фейербаха, других философов, а главное, мало кто и свою историю знал. А если не знаешь таких вещей, то сиди и молчи. Ведь культурный, образованный человек ориентирован на созидание, а не на разрушение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.