«Мы нарабатываем на четверку, но надо стремиться к пятерке», — оценила Лейла Фазлеева «успеваемость» фонда соцстрахования по Татарстану. Пока фонд сводит расходы с доходами, растет мертвый груз недоимки по страховым взносам — уже больше 81 млн рублей «нереально взыскать». Но это не мешает цифровизации ведомства и миллионным затратам на предупреждение производственного травматизма. Как отработал ФСС год после уголовного скандала с деньгами рожениц — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Легкое напряжение перед итоговой коллегией можно объяснить последствиями бури, которую вызвала вскрытая УБЭП и ФСБ мошенническая афера в татарстанском ФСС
«ТАК ВРЕМЕНИ-ТО ЕЩЕ ПРОШЛО СКОЛЬКО? ХОТЯ РАЗ ЕГО ПОСТАВИЛИ, ТАК ЕГО И…»
«Да хороший он, нормальный. У нас вообще все хорошие!» — осторожно высказывались о новом руководителе сотрудники республиканского отделения фонда социального страхования. Легкое напряжение перед итоговой коллегией ведомства можно объяснить последствиями бури, которую вызвал уголовный скандал. О вскрытой УБЭП и ФСБ мошеннической афере в татарстанском ФСС «БИЗНЕС Online» сообщал еще в августе прошлого года. В основе предполагаемой преступной схемы лежали выплаты единовременных пособий по беременности и родам. Злоумышленники, по версии следствия, трудоустраивали в фиктивные компании декретниц, прописывая им зарплаты в размере от 150 до 500 тыс. рублей, под которые с помощью системы ФСС «Прямые выплаты» оформляли нетипично высокие пособия. Таким незамысловатым способом якобы «распилили» пособия нескольких сотен беременных женщин. Предварительный ущерб по уголовному делу составил 59 млн рублей — и это только то, что пока удается доказать по 157 декретницам. По предварительным оценкам, сумма ущерба близится к 70 млн рублей.
В числе подозреваемых оказался замруководителя филиала №1 ФСС по РТ (отвечает за Вахитовский район, один из основных сотрудников в структуре фонда — прим. ред.) Алексей Беляков. Его объявили в федеральный розыск, и все еще не могут найти. Вместе с ним по делу проходят еще полтора десятка человек. После того как мошеннический конвейер был вскрыт, фонд накрыла череда кадровых изменений. Например, уволили руководителя филиала №1 Айдара Юсупова. А сам управляющий реготделением ФСС по РТ Рамиль Гайзатуллин, племянник министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, в декабре прошлого года сменил место работы, перейдя под крыло главы СИНХа Валерия Сорокина, на должность руководителя «Ак Барс Капитала». Сам он, правда, подчеркнул, что смену работы планировал давно, еще два года назад. Вместо Гайзатуллина ФСС по РТ пока с приставкой и. о возглавил его заместитель Камиль Фатыхов. Именно он и отчитывался сегодня за год перед вице-премьером РТ Лейлой Фазлеевой и членами правительства Татарстана. Вместе с тем, хотя и прошло всего ничего, в самом фонде не утихают разговоры о назначении нового начальства.
«Так времени-то еще прошло сколько? Хотя раз его поставили, так его и оставят, наверное», — рассуждали о будущем Фатыхова сотрудники фонда в беседе с корреспондентом нашего издания перед началом коллегии. На первом этаже здания ФСС своим чередом шла обычная рабочая текучка: принимались посетители, оформлялись документы на получения пособий и так далее. На втором этаже бурлила иная жизнь — сотрудники фонда отрабатывали сценарий коллегии, доводя навыки выноса почетных грамот до совершенства. Стоявшие на страже уборщицы не остались в стороне, заботливо наводя марафет во всех комнатах, куда могли зайти гости. По словам сотрудницы отделения фонда, в последние годы преемственность в назначении руководства ФСС не в чести — начальство приходит, как правило, со стороны. Впрочем, как отметили собеседники «БИЗНЕС Online», кандидатуру Фатыхова, оценивают позитивно, потому что он вышел из замов и коллектив его хотя бы знает в лицо. Кроме того, он знаком с работой фонда не по справочникам, которые зачем-то засунули в качестве подарка сотрудникам в качестве раздаточного материала на коллегии.
«НЕРЕАЛЬНАЯ К ВЗЫСКАНИЮ» НЕДОИМКА РАСТЕТ, КАК И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТАТАРСТАНЦЕВ ПРОТЕЗАМИ
Коллегия началась минута в минуту. Участники совещания не сразу заметили, как гости заняли свои места в президиуме, поскольку в зал они зашли не через главный проход. В приветственном слове Фатыхов благодарил всех, кто пришел на его первую коллегию — представителей кабмина РТ, аппарата президента РТ, своих коллег. Отдельно он отметил сотрудников правоохранительных органов, но последние были в штатском: корреспондент «БИЗНЕC Online» не заметил в зале ни одного мундира.
Доклад и. о. управляющего фонда был нетипично кратким — 10 минут. Один из основных показателей работы татарстанского ФСС — недоимка, за которую в прошлые годы частенько журили республиканский фонд. По словам Фатыхова, в 2018 году в бюджет фонда поступило 18,5 млрд рублей доходов, из которых 1,5 млрд рублей отложили в резерв центрального аппарата фонда. Собственные доходы составили более 15 млрд рублей, что на 850 млн больше, чем год назад. Полнота страховых сборов составила 99%. Недоимка по обязательному страхованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний достигла 138 млн рублей, это заметно выше, чем в 2017 году, когда недосчитались 127 млн рублей. В прошлые годы этот показатель и вовсе переваливал за 300 млн рублей.
Причины образования недоимки — рост числа страхователей-банкротов, рост недоимки крупнейших должников, постановка на учет страхователей из других регионов с недоимкой, а также тяжелое финансовое положение ряда страхователей. К слову, почти 59% всей недоимки, или 81 млн рублей, «нереальны к взысканию», охарактеризовал Фатыхов. В их числе компании-страхователи, которые находятся в стадии банкротства, ликвидации и не ведущие хозяйственную деятельность более года. Более 41% недоимки в размере 57 млн рублей приходится на работающие предприятия: ООО «Идель» (4,3 млн рублей), ООО «ПИК8» (3 млн), ООО «Камгэсжилстрой» (0,8 млн), ООО «Дизал» (0,6 млн), ООО «СТС» (0,6 млн). Докладчик подчеркнул, что в ФСС очень много внимания уделяют сокращению недоимки. Например, спецмерами удалось взыскать с должников более 124 млн рублей по страховым взносам.
По словам Фатыхова, из 18,5 млрд. рублей, направленных в прошлом году на соцзащиту татарстанцев, выплаты по временной нетрудоспособности в связи с материнством составили более 14,5 млрд. рублей. Это на 400 млн рублей больше, чем в прошлом году. Правда, выплачивать стали больше не из-за увеличения рождаемости, дело в индексации выплат. В 2019 году ожидается, что пособия вырастут еще на 3,4%.
Огромное внимание в докладе и. о. управляющего уделили вопросам цифровизации деятельности фонда. Так, например, на 4% за минувший год республиканский фонд нарастил число отчетов страхователей в электронном виде. Но особая гордость ФСС по РТ — это завоеванное по стране лидерство по выдаче больничных листков в электронном виде. С начала 2018 года ФСС по РТ был в аутсайдерах среди регионов (36-е место), а теперь занимает лидирующее положение — оформили 355 тыс. больничных листков. В планах переводить в электронный формат родовые сертификаты, ставшие привычной практикой в больницах.
Упомянул Фатыхов и про скандальный проект «Прямые выплаты», который реализуется в республике с 2015 года. По его словам, в прошлом году 99% реестра получателей пособий направили документы в электронном виде и оформили пособий на 14 млрд рублей. По словам Фатыхова, половина запросов на предоставление сведений о выплате пособий работающим гражданам приходит из органов соцзащиты, с которыми нет электронного документооборота. Фатыхов просил Фазлееву дать распоряжение, чтобы отладить такие электронные мосты с органами соцзащиты. Его просьба была услышана. Еще одна статья расходов фонда — это деньги по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На эти цели уходит почти 1,8 млрд рублей, как правило, это затраты на закупку протезов, инвалидных кресел, путевок в санатории.
Производственному травматизму — теме, за которую также раньше критиковали местный ФСС, — Фатыхов выделил особое место в своем докладе. По его словам, фонд тратит миллионы рублей на превентивные меры для снижения этого показателя. На выделенные в прошлом году почти 300 млн рублей страхователи закупили 137 тыс. средств индивидуальной защиты, проверили производства, организовали дополнительные медосмотры и прочее. С 2019 года затраты на предупредительные мероприятия еще увеличат — общая сумма запланированных расходов составит 488 млн рублей, что на 195 млн рублей больше, чем в 2018 году.
В заключение своего короткого, но насыщенного спича Фатыхов пробежался по инновациям фонда. Среди них обращение в приемную по СМС или WhatsApp, СМС-информирование о статусе заявок в фонд, электронный талон на поезда дальнего следования и планы на 2019 год по СМС-информированию страхователей по недоимке по страхвзносам. Нередко в докладе Фатыхов благодарил президента РТ Рустама Минниханова за личное участие в поддержке фонда.
Озвученные цифры можно оценить скорее положительно — фонда соцстраха по РТ выполнил все свои обязательства в 2018 году. Но не обошлось и без замечаний
«В ЭТОМ СЛОВЕ МНЕ КАК ФИЛОЛОГУ ВИДЯТСЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКЗЕРСИСЫ…»
Руководство Татарстана озвученные цифры оценивает скорее положительно — фонд выполнил все свои обязательства в 2018 году. Но не обошлось и без замечаний. «Говоря об экономическом положении системы социального страхования, мы должны поднять вопрос эффективности использования средств. К расходам на выплаты пособий работникам соцстрахованию надо подходить жестко, не допускать фактов неправомерного расходования средств, — словно намекала вице-премьер на недавний скандал с обкрадыванием рожениц, но речь шла о другом. — Важнейшая часть этой работы связана как раз с больничными листами, которые выдаются в электронном виде».
Фазлеева похвалила управляющего за первое место в России по выдаче электронных больничных, но заметила, что в республике этих листов ежегодно выдается почти 1,2 млн штук (а электронных оформили 355 тыс. штук — есть куда стремиться — прим. ред.). К тому же надо понимать, что не все работодатели могут принимать листки о нетрудоспособности в электронном виде. Вот с ними тоже надо поработать, а не только с коллегами из соцзащиты электронные мосты выстраивать. По словам вице-премьера, необходимо внимательно посмотреть и на фиктивные больничные, которые «имеют место быть».
Важнейший вопрос, по словам Фазлеевой, — охрана труда. Ему лично Минниханов уделяет особое внимание на еженедельных планерках. Вице-премьер РТ признала, что есть снижение производственного травматизма в РТ на 9%, но этого мало. Рецепт снижения этого показателя кроется — в тесном взаимодействии с бизнесом. «Коллеги, мы не констатируем абсолютного нуля. В данном случае речь идет о сохранении жизни трудоспособного населения Татарстана. Для нас с вами это весьма сложная и необходимая задача, — наставляла Фазлеева, подчеркивая необходимость превентивных мер. — Данные случаи необходимо предотвратить, а не констатировать [снижение] на какой-то процент».
«За всю нашу совместную встречу, наверное, наиболее часто звучало слово „обеспечение“. В этом слове мне как филологу видятся филологические экзерсисы… В этом слове есть очень важное слово — „печь“ и „забота“. Вот это как раз и есть та забота — печься, заботиться и все время думать о тех нуждах людей, которые приходят к нам с вами. „Обеспечение“ — казалось бы, такое государственное слово, но за ним просто тепло, забота, опека. В этих словах, думаю, и заключен самый главный смысл нашей с вами работы», — резюмировала Фазлеева, переходя к награждению. Интересно, что госнаграды достались представителям почти всех основных филиалов. Но среди них не было никого из нашумевшего Вахитовского филиала №1.
Уже после коллегии корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Фазлеевой, какую оценку она бы поставила фонду за 2018 год. «Мне проще оценивать по 5-балльной шкале. Я думаю, что очень хорошо, что мы нарабатываем где-нибудь на четыре, но надо стремиться всегда к пятерке. Идеальная работа — это оценка 5», — ответила вице-премьер РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.