Первыми концертами ГСО РТ в 2019 году стало исполнение Белы Бартока и Густава Малера со знаменитым скрипачом Рено Капюсоном и вокалистами Сергеем Радченко и Борисом Пинхасовичем. Музыканты выступили в Казани и Москве, а корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, чем игра перед Путиным и Трампом в Париже отличается от игры перед казанцами в ГБКЗ.
ОТ ТРАМПА И ПУТИНА К ПУБЛИКЕ БКЗ
Александру Сладковскому не откажешь в смелости — главный дирижер и художественный руководитель ГСО РТ на концерты своего оркестра приглашает только самых лучших солистов, выдающихся скрипачей, вокалистов, пианистов. А ведь многие дирижеры на его месте побоялись бы — и отдавать кусочек славы, и показывать оркестр музыкантам, играющим в лучших залах с коллективами мировых столиц. Но Сладковскому бояться нечего — уровень ГСО РТ позволяет играть наравне с громкими именами. «Всегда, когда едешь куда-то в России, не в Москву и Петербург, немножко волнуешься — какая там будет гримерная, какой оркестр, зал, публика? — поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» приглашенный солист Большого театра Сергей Радченко. — И я в очередной раз в восторге, потому что оркестр потрясающий, акустика хорошая, зал очень уютный и камерный, город красивый».
И так говорит каждый выступивший с ГСО РТ музыкант. Вот и французский скрипач Рено Капюсон, кавалер ордена Почетного легиона, выступавший в ноябре перед Владимиром Путиным, Дональдом Трампом, Эмманюэлем Макроном и Ангелой Меркель, рассыпается в комплиментах: «Я был глубоко впечатлен работой оркестра — он фантастический. Дисциплинированность, чистый звук, энергия. Работать с ГСО РТ — большое удовольствие». Ему вторил и солист Михайловского театра Борис Пинхасович: «Феноменальный уровень, по самым высоким европейским меркам. Просто потрясающе, и я снимаю шляпу перед Сладковским за то, что он сделал этот оркестр».
А теперь переместим фокус на самих приглашенных солистов — кто же они такие? Капюсону 42 года, он учился в Парижской консерватории, позже — у Томаса Брандиса и Исаака Стерна. От великого американского скрипача Капюсону достался и инструмент — скрипка Гварнери дель Джезу Panette 1737 года. Выучившись, уже в 21 год он стал концертмейстером в Молодежном оркестре им. Малера, где проработал три года. С тех пор Капюсон выступает с самыми блестящими коллективами — Венским и Бостонским симфоническими, Берлинским филармоническим и другими оркестрами мировых столиц. В 2013 году он основал Пасхальный фестиваль в Экс-ан-Провансе, а в 2016-м стал худруком фестиваля Sommets Musicaux de Gstaad в Швейцарии. С 2014 года Капюсон преподает скрипку в Высшей школе музыки в Лозанне. Заслуги музыканта заметили и на высшем уровне — в июне 2011 года скрипач стал кавалером Национального ордена Франции «За заслуги», а в мае 2016-го — ордена Почетного легиона. И вот уже в 2018-м играет Мориса Равеля вместе с не менее именитым виолончелистом Йо-Йо Ма — у Триумфальной арки и под оценивающими взглядами Путина, Трампа, Макрона и Меркель.
«ДВА СКРИПИЧНЫХ КОНЦЕРТА БАРТОКА — СРЕДИ ВЕЛИЧАЙШИХ»
В Казани же улыбчивый француз сыграл второй скрипичный концерт Белы Бартока — его в прошлом году он выпустил на диске, который газета The Times назвала одним из лучших альбомов классической музыки в 2018 году. «Два скрипичных концерта Бартока — среди величайших концертов, написанных в XX веке», — сказал Капюсон, судя по его игре, абсолютно искренне. Концерт Барток посвятил своему другу, венгерскому скрипачу Золтану Секею, который в 1939 году первым и исполнил произведение. Секей воспользовался посвящением и внес свои корректировки: уговорил Бартока написать трехчастный концерт вместо одночастного и финал для скрипки и оркестра наряду с чисто оркестровым. Первая часть написана в сонатной форме в си миноре, она полна мрака и мглы. Вторая — вышеупомянутая тема с вариациями в соль мажоре. Финал основан на темах первой части.
Капюсон играет весь концерт словно на одном дыхании, не расслабляя натянутый нерв композиции. Его эмоциональность добавляет музыке особой пронзительности — драма первой части стала его собственной, и вот перед тобой уже не просто скрипач играет концерт, а разворачивается невероятная история из жизни. Написанная в сонатной форме, первая часть концерта полна мрака и тревоги, и Сладковский последовательно меняет темп и силу звучания оркестра, позволяя зрителям в полной мере ощутить колорит музыки Бартока. Крепкие духовые, четкие ударные, сливающиеся в унисон яркие струнные — оркестру Сладковского не нужно дотягивать до уровня кавалера ордена Почетного легиона, он уже играет наравне со знаменитым музыкантом и тоже вполне мог бы выступить перед Путиным, Трампом и Меркель.
Во второй части — вариациях на главную тему — Капюсон сумел показать всю свою виртуозность и отточенное годами мастерство, при этом легко увеличивая темп и не оставляя ни одного такта за бортом. Одна из вариаций поражает своим лиризмом, и оркестр бережно подхватывает невесомую мелодию, вознося ее в какие-то небесные пределы. А в торжественной, сияющей третьей части солист и оркестр сливаются в гармонии, не просто играя, а проживая музыку Бартока каждой клеткой, каждой частичкой души. Всякий раз оркестр Сладковского словно играет на пределе возможностей — и всегда успешно этот предел преодолевает, восходя на новую ступень своего развития. Публика не хотела отпускать музыкантов, и француз сделал казанским слушателям небольшой подарок — сольно исполнил популярную «Мелодию» из оперы Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика», которая получилась у него особенно нежной и одновременно пронзительной — мы словно краем глаза наблюдаем танец блаженных теней в умиротворенном Элизиуме и чувствуем тихую грусть. «Я играю музыку для человека, и это может быть ребенок, богач, бедняк, русский, китаец, президент, студент… Для меня нет разницы, и я просто стараюсь сыграть как можно лучше», — отметил Капюсон.
«ОН СЕБЯ ОТПЕВАЕТ ТАК, ЧТО ВСЯ ДУША ПЕРЕВОРАЧИВАЕТСЯ»
Симфонию «Песнь о Земле» Густав Малер писал в тяжелый период своей жизни — в 1907 году он оставил пост директора Венского Королевского театра из-за болезни и перебрался в Нью-Йорк, где возглавил Метрополитен-оперу. В этом же году умерла его маленькая дочь. Утешение композитор нашел в сборнике древней китайской поэзии «Китайская флейта», который и вдохновил Малера на создание «Песни о Земле» — в ней вслед за поэтами он рассуждает о старости, смерти, родной земле и вечности. «Судьба подарила мне прекрасное время; по-моему, это самое личное из всего, что я до сих пор написал», — признавался Малер Бруно Вальтеру.
Впервые «Песнь о Земле» прозвучала в Казани в 2017 году — были задействованы солист Мариинского театра, тенор Сергей Скороходов и ведущий солист московского театра «Новая Опера», баритон Василий Ладюк. В этом большом, разнообразном произведении для оркестра с тройным и частично четвертным составом в полной мере проявилось все исполнительское мастерство ГСО РТ и Сладковского как интерпретатора. Он может по праву гордиться своими духовиками, партия которых особо выразительна в симфонии, — их он и поднял первыми после концертмейстера на поклоны, причем фагот удостоился особо бурных оваций.
«Это огромный опыт для меня — переоценка всех взглядов на музыку, на вокальную технику, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» обладатель яркого тенора Радченко. — Я пел Самозванца, Ленского, немецкую музыку камерную, „Зимний путь“ Шуберта. Это все низкое, можно петь темно, баритоном. А здесь надо петь по-итальянски, звонко, высоко, с другой техникой. И для меня это важная школа — все время петь верхние ноты, всегда „сидеть“ наверху». Баритон Пинхасович говорит, что они даже не искали контакт со Сладковским, не устраивали разбор полетов: «Сразу начали петь и играть эту музыку. Глазами сошлись — мыслим одинаково». Для обоих вокалистов это первое исполнение «Песни о Земле», а для Пинхасовича еще и первый визит в столицу Татарстана, тогда как Радченко пел здесь гимн России на открытии Универсиады в 2013 году. «Я очень счастлив, что оказался в Казани — это первый мой приезд, — делится впечатлениями Пинхасович. — В вашем городе дебют с произведением Малера — это целый ворох приятных впечатлений. Маэстро Сладковского я знаю еще по консерватории, когда я был студентом, мы пересекались. Но это первая полноценная работа, и, конечно, я в огромном восторге от него, потому что он величайший мастер своего дела, музыкантище. И особенно я в восторге от вашего оркестра — это такая дисциплина, дружелюбность, тепло, такие лица просветленные, просто восхищение».
Корреспондент «БИЗНЕС Online» беседовала с вокалистами после концерта, но ни у одного не заметила следов усталости — напротив, они были очень вдохновлены. «Музыка просто гениальная, волшебная, поэзия потрясающая. Даже когда я понимал, что что-то у меня не получается, я стоял и кайфовал от музыки — китайские мотивы, загробная тематика, птичка поет в кустах… Это все живет и играет — просто сказка», — говорит Радченко. Пинхасович признался, что ему трудно подобрать слова для описания эмоций от симфонии: «Это настолько глубинная музыка… Особенно последняя часть — на протяжении 30 минут он себя отпевает так, что просто все нервы и душа переворачиваются, и последний кусок до-мажорный — оттуда, из того мира».
Симфонию Малера действительно трудно описывать — надо прочувствовать, как скорбная первая часть сменяется грустной и эмоциональной второй, ей на место приходит изящная и светлая третья, затем танцевальная четвертая, которая ведет за собой живописную и противоречивую пятую, наконец, все завершается просветленной кодой финала — диалогом с Вечностью. «Готовность к малеровским партитурам (я имею в виду комплектацию, кондиционность и, конечно, высочайшее качество оркестровых групп, в особенности таких, как медная и духовая) — это показатель профессионализма любого симфонического оркестра высшей лиги», — отмечал в прошлом году Сладковский. Исполнение оркестром «Песни о земле» говорит об абсолютной готовности ГСО РТ — музыканты не упустили ни одного мотива, ни одного оттенка настроения, вместе с композитором переживая весь спектр его волнений и размышлений. Помогало и то, что Сладковский сумел передать оркестру свою любовь к Малеру — ГСО РТ два года назад записал его симфонии №1, 5 и 9, в прошлом году играли №6 в московском Большом зале консерватории, а в феврале их ждет концертный зал «Зарядье» (перед этим и казанский БКЗ) с симфонией №8. «Маэстро переживает каждую ноту, и это тоже вдохновляет, потому что есть дирижеры — умные, гениальные, но отстраненные. Хочется, чтобы и тебя воодушевляли, и Сладковский это делает, все в тебя вкладывает», — говорит Радченко. Вокалист добавляет, что главный дирижер ГСО РТ не только вдохновляет, но и помогает певцам: «Он не говорит: „Все, играем так“. Он с нами, аккомпанирует нам. И это очень важно — есть дирижеры, которые даже в глухих провинциях с плохими оркестрами, с низким уровнем из себя строят, диктуют, что здесь нужно так петь, там по-другому… И в итоге ничего не получается. А маэстро, при том что он человек уже именитый, с мировым именем, все равно взаимодействует с певцами, спрашивает, хорошо ли, удобно ли им, может, быстрее или медленнее. И это дорогого стоит, далеко не каждый дирижер так делает».
«ПРОГРАММА ОРКЕСТРА ИЗ КАЗАНИ ВЫДЕЛЯЛАСЬ СТРОГИМ ГЛУБОКОМЫСЛИЕМ»
В Концертном зале им. Чайковского ГСО РТ выступал впервые как обладатель собственного абонемента — ранее этой чести удостаивались лишь московские оркестры. Как отмечает портал о культуре «Ревизор», на фоне череды развлекательных праздничных концертов программа оркестра из Казани выделялась строгим глубокомыслием и после многочисленного новогоднего веселья возвращала публику КЗЧ к вершинам симфонической музыки.
«Сладковский год за годом демонстрирует, как и региональный симфонический оркестр можно превратить в один из ведущих коллективов страны, который задает своими выступлениями высокую планку и каждое выступление которого по праву можно считать мерилом качества», — продолжает автор статьи Надежда Дараган. С ней согласен и заместитель редактора отдела культуры газеты «Известия» Сергей Уваров: «Вечер подтвердил: даже самые сложные сочинения XX века вполне по силам отечественным музыкантам».
Говоря о концерте Бартока, Дагаран замечает, что, несмотря на отсутствие больших сольных эпизодов, оркестр в этом концерте несет важнейшую драматургическую нагрузку, а оркестровая партия полна сложностей. Малейшая фальшь и нестройность в таком оркестровом ансамбле будут слышны моментально, но казанские музыканты в который раз доказали свое мастерство в обращении со сложностями симфонической музыки ХХ века.
«Публика не могла сдержать эмоций и аплодировала после каждого номера (хотя в первом отделении чинно соблюдала тишину между частями). Апофеозом стали финальные крики „Браво“, на которые Сладковский захотел ответить музыкой. На самом деле необходимость биса после грандиозной малеровской „фрески“ неочевидна. Но маэстро, видимо, решил не расставаться с залом на печальной ноте (конец „Песни о земле“ символизирует смерть), поэтому на прощание оркестр сыграл „Грустный вальс“ Сибелиуса, в таком контексте прозвучавший совсем не грустно, а в какой-то степени даже жизнеутверждающе», — отмечает Уваров.
Жизнеутверждающе выглядит и программа ближайших концертов ГСО РТ: уже на следующей неделе стартует IV фестиваль татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас», приуроченный к 80-летию союза композиторов РТ. В рамках мероприятия прозвучат произведения Назиба Жиганова, Резеды Ахтияровой, Анатолия Луппова, Алмаза Монасыпова, Салиха Сайдашева, Джаудата Файзи, а также премьеры произведений Ильдара Камалова и Эльмира Низамова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.