Опрос недели: А вам партнеры по бизнесу подняли цены с нового года?
С 2019 года в России повышен НДС, цены на бензин, а также курсы валют. А вы повысили после наступления нового года цены на свою продукцию и услуги? Столкнулись ли вы с увеличением цен со стороны своих поставщиков и контрагентов? Ожидаете ли вы новых скачков цен в 2019-м и с чем они могут быть связаны? «БИЗНЕС Online» отвечают Лутфулла Шафигуллин, Радик Хасанов, Степан Демура, Сергей Акульчев, Раис Гумеров и другие.
Радик Хасанов генеральный директор АО «ПОЗиС»— Повышения уже произошли, мы с ними работаем. Еще в начале и в середине декабря поступали обращения от коллег по бизнесу о намерении поднять цены на предоставляемые услуги. Но как крупный производитель и постоянный партнер мы в определенной степени регулируем это повышение, поэтому какого-то резкого скачка пока не чувствуем, работаем в согласованных параметрах, в согласованных ценах. У нас рыночная продукция и очень большое конкурентное окружение, так что цены диктует рынок. Конечно, нам хочется их поднять, как, скажем, это делают энергетики или банки. Но мы, повторю, все-таки среди немногих предприятий, как, например, КАМАЗ, работаем в рыночных песках. Для сокращения издержек стараемся вводить различные системы, например бережливое производство, оптимизация бизнес-процессов, ну и, конечно, повышение производительности труда.
Сергей Акульчев предприниматель— Столкнулись с повышением цен и сами повысили, естественно. Причин может быть масса — у нас в мире нестабильная ситуация. Ничего хорошего мы пока не ждем, прогноз не слишком позитивный. Причин для хороших новостей никаких нет — как войны шли, так войны идут, как конфронтация с Западом была, так и есть, никаких подвижек не ожидается. Так что ничего легче не будет, будет только хуже. И новые скачки цен произойдут обязательно.
Лутфулла Шафигуллин генеральный директор ПАО «Таттелеком»— Со стороны поставщиков и контрагентов пока не столкнулись с повышением цен. Сами тоже еще не повысили, тарифы такие же — на телефон, интернет, телевидение. В 2019 году скачки могут быть связаны только с повышением цен в различных сферах. Если газовики или энергетики повысят цены, нам тоже придется.
Раис Гумеров генеральный директор ГК «Мелита»— Безусловно, мы ожидаем повышения цен от своих бизнес-партнеров, просто пока немного было рабочих дней в этом году. Мы даже подсчитываем, насколько сильными могут быть повышения. Кроме НДС ведь повысились страховые отчисления для производственных предприятий: было 20 процентов от зарплаты, сейчас 30 процентов. Это очень большие дополнительные платежи. То есть негатива для бизнеса много добавилось и добавится в этом году. Что касается нашей продукции, мы пока повышения не планируем, стараемся держать цены.
Ильшат Ганиев генеральный директор ООО «Тепличный комбинат „Майский“»— Мы повышать цены на свою продукцию не будем. Более того, они даже будут ниже примерно на 10 рублей по сравнению с прошлым годом за счет того, что мы их не подняли, а НДС включили. Ну и выросли цены на топливо, но мы свои транспортные расходы пока не пересмотрели, оставили на уровне прошлого года. По поводу увеличения цен нашими партнерами по бизнесу... в конце января — начале февраля некоторого повышения мы ожидаем. Вероятно, этого стоит ждать от поставщиков сырья, материалов, от строителей. Как вы знаете, мы строим жилье, и в пределах 7–10 процентов, наверное, произойдет повышение.
Степан Демура финансовый и биржевой аналитик— Действительно заметен рост цен. Кроме НДС есть еще увеличение акцизов, сборов и прочих податей. Насколько все это отразится на ценах, тяжело сказать, потому что в каждом регионе свои резервы покупательной способности, непонятно, где эти резервы закончатся. Где-то может быть увеличение на 20 процентов, где-то на 30, где-то меньше, так как народ просто перестанет покупать. И одна из главных предпосылок к этому — постоянное увеличение поборов, совершенно дикая налоговая политика нашего замечательного государства. И не от большого ума все делается.
Азат Хаким председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп»— Что касается нас самих, где-то на 5–6 процентов по некоторым видам мы стоимость своих услуг повысили. Что касается продуктов и товаров, то и в магазинах ощущается, что цены выше стали. По большому счету только начало года, мы еще не сильно много заказывали продукции, но по тому, что заказали, понятно, увеличение цен уже есть. Все контрагенты ссылаются на НДС, но там увеличение значительное, сказывается не только разница в НДС. Налог на добавленную стоимость плюс инфляция... получается рост 6–7 процентов, даже до 8 процентов, по многим видам продукции. Что касается потребительских вещей, продуктов, бензина, куда уж дальше повышать? Уровень жизни населения и так упал уже ниже плинтуса, если и дальнейшие повышения будут — это чревато социальным взрывом, потому как зарплата реально не увеличивается, а цены растут. И реальный уровень жизни — это ощущается и у работников, и у нас — реально уменьшается. Самое главное, мы и сильно повысить зарплату не можем. Как бизнесмен говорю: налоговая нагрузка такова, что если я зарплату повышу, то мои услуги становятся неконкурентными, я теряю рынок. Бизнесмены сейчас, по сути, в таких ножницах находятся.
Мария Горшунова генеральный директор ООО ПКФ «Майдан»— Что касается повышения цен от поставщиков, то оно, как правило, ежегодно, вне зависимости от повышения нынешнего НДС, случается к Новому году. Цены растут, растут и максимально вырастают — после Нового года они, как правило, тормозятся. Пока мы видим тот же самый эффект. Но сейчас мы начинаем получать от компаний, торгующих оптовым алкоголем, постоянные письма о том, что повысились цена на те или иные линейки алкогольной продукции. Да, рост мы видим. Может быть, он не резкий, не сразу, но он начался и, я так догадываюсь, будет продолжаться. Мы сделали, может быть, немножечко по-хитрому: у нас поменялось меню предновогоднее, и мы туда уже вложили себестоимость, все риски повышения продуктов. Это совсем немножко, но тем не менее нам пришлось это сделать, понимая, что каждый раз перепечатывать меню ни к чему. Конечно, 2 процента НДС дают 0,5–1 процент повышения цены на продукцию. Но тут еще очень важно повышение цен на логистику. То пресловутое топливо, которое растет безотносительно НДС уже с середины прошлого года... все это заметили. И рост этот остановить невозможно — все завязано на перевозке автомобильной.
Марат Нуриев генеральный директор управляющей компании «Уютный дом»— Мы не повышаем цены, у нас нет таких полномочий. Управляющие компании не могут по закону ни поднимать цены, ни опускать. Тарифы же с 1 января расти не будут — только с июля. Коммунальные услуги возросли, но это не наша услуга. В 2019 году, думаю, больших скачков цен не будет, только плановые, причем они не будут очень большими.
Иван Казанков председатель СПК «Звениговский»— Мы пока не планируем повышать цены, будем держать на этом же уровне. У народа нет денег, и так не можем продавать ту продукцию, которую производим. У нас в основном своя продукция: крупы, масло, соления. Партнеры? Они пока тоже не повышают, продают по старым ценам. Трудно сказать, будет ли скачок, у людей совершенно денег нет, магазины пустые — товар есть, народа нет, у него карманы пусты. Мы корма в прошлом году еще заготовили, поэтому будем, сколько возможно, держаться.
Искандер Зигангараев генеральный директор ГК «КЖК-Логистик»— Я с удовольствием повысил бы цены, но пока мы только ведем переговоры о повышении с сетями и производителями, они упираются. В любом случае наши доходы будут теряться, если мы не повысим. Потому мы разослали всем письма и будем повышать, но это в среднем 1 процент. Я только что приехал с отдыха и не знаю, были ли скачки цен со стороны контрагентов и поставщиков. Конечно, понимаю тех производителей, которые сильно зависят от импорта: упаковка, сырье, ингредиенты, но повышали все. Все растет, бензин растет. Мой прогноз: цены повысятся, но не так, чтобы совсем уж сильный скачок.
Айрат Гимадутдинов генеральный директор ООО «АКФ „Аудэкс“»— У нас основная статья затрат — это зарплата, поскольку мы оказываем услуги, у нас нет большого объема сырья и материалов. Зарплата, арендная плата и налоги. Поэтому если в какой-то мере стоимость жизни будет расти, то для того, чтобы компенсировать сотрудникам, чтобы платить достойную зарплату и сохранить высококвалифицированных специалистов, мы будем думать о повышении зарплаты, компенсации роста стоимости жизни работникам... Это неизбежно отразится и на цене наших услуг. Не могу сказать, что уже сейчас мы утвердили новые тарифы. Пока со стороны контрагентов мы не почувствовали каких-то изменений цен. У нас по аудиту начинается сезон где-то в конце января, мы к этому периоду посмотрим, как будет складываться ситуация в январе, и сформируем свою ценовую политику на 2019 год.
Адель Ягудин предприниматель— Ну конечно, столкнулись с повышением цен! Мы же работаем с Еврозоной. По Indever, например, мы закупаем ткани и производим часть одежды за границей — и все это Еврозона. Любое изменение курса — это прямой удар по закупкам. Второй момент — 2 процента НДС. Мы не работаем с НДС, но наши транспортные компании и все, с кем мы сотрудничаем, так или иначе работают с НДС. Соответственно, это заложат в цены они, потом заложим в цену мы. У нас пока повышений цены нет, у нас есть определенный коридор, который мы прогнозируем. В любом случае мы не сторонники менять цены сразу с ходу, но постепенно, я думаю, до нас дойдет волна — мы не в первой очереди просто. В первой очереди те, кто с НДС работает и еще напрямую на экспорт завязаны, а также транспортные компании. Повышение цены закладывается как фундамент, а дальше оно дойдет. Это не одна неделя. Я думаю, что через полгода вы увидите рост цен везде.
Валентин Катасонов экономист— Конечно, рост цен будет, случится обесценивание рубля в результате и НДС, и так называемого налогового маневра. Цены на бензин и нефтепродукты повысятся. И есть еще один фактор, который висит как дамоклов меч над всеми нами, — возможная резкая девальвация рубля. Предсказать это невозможно, поскольку девальвация рубля — это не результат коррекции какого-то дисбаланса в экономике, а некий мощный политический инструмент, который может быть задействован, если наши геополитические противники посчитают это нужным. На самом деле ЦБ как бы является пятой колонной российской экономики и в любой момент по команде из океана может обвалить нашу экономику. Вы же помните декабрь 2014 года, когда произошел резкий обвал рубля и это сразу же сказалось на ценах на многие товары. Понятно, что импортозамещение тогда еще и не начиналось, но по-настоящему в итоге оно так и не произошло. Если внимательно посмотреть на то, что есть в магазинах на полках, то половина — импортные товары. Следовательно, можно ожидать, что это сразу приведет к резкому повышению рублевых цен данной части розничной торговли.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 112
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.