Уже больше двух лет нижнекамскую набережную украшает необычное здание – музей народного художника РТ Ахсана Фатхутдинова

«ХУДОЖНИК НЕ УСПЕЛ УВИДЕТЬ САМ МУЗЕЙ, ОН ВИДЕЛ ЛИШЬ ЭСКИЗЫ ПРОЕКТИРОВКИ ЗДАНИЯ, И ЕМУ ОНИ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛИСЬ»

— Ирина Владимировна, правда ли, что весь музей посвящен творчеству только одного художника? В нашей республике народных художников, в честь которых открыли музей, можно по пальцам пересчитать.

— Да, это так. Открытие музея народного художника Республики Татарстан Ахсана Фатхутдинова стало настоящим подарком для горожан. В музее представлена его экспозиция из 129 экспонатов. Наш музей является поистине уникальной культурной площадкой. Музей Ахсана Фатхутдинова открылся 20 августа 2016 года и является структурным подразделением нижнекамского городского музея. Периодически в нашем здании, как и в городском музее, проходят выставки татарстанских художников.

— Насколько нам известно, лично Ильсур Метшин в бытность мэром Нижнекамска обещал Ахсану Саримовичу возвести музей.

— Именно так и было. Но музей появился уже при мэре Нижнекамска Айдаре Метшине. Открытие музея приурочили к 50-летию города.

— А кто занимался проектированием музея?

— Проект музея разрабатывался архитектором Айратом Зиганшиным еще при жизни Ахсана Фатхутдинова. Они были знакомы лично, у Айрата Мухаметовича даже хранится подаренная и подписанная Фатхутдиновым книга. Художник не успел увидеть сам музей, он видел лишь эскизы проекта здания, и ему они очень понравились. Но музей появился лишь через четыре года после смерти Ахсана Саримовича.

— Как получилось, что музей расположился именно в Нижнекамске, а не в Казани, например?

— Это долгая и увлекательная история, расскажу все по порядку. Живописец, скульптор, мастер резьбы по дереву Ахсан Фатхутдинов родился 7 июня 1939 года в поселке Вагаповка Черемшанского района Татарстана. Детство провел в деревне Подлесный Утямыш того же района. Он татарский мальчик из татарской семьи умел говорить только на родном языке. Ахсан любил рисовать с детства, но не было в то время бумаги, карандашей, фломастеров, всего того, что есть у нынешних детей. Окончив 7 классов, он поступил в Бугурусланское педагогическое училище. Затем, во время службы в рядах Советской армии, он осознал, что хочет выучиться на художника. После службы обучался на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института Свердловской области. Именно там встретил свою будущую жену — Таисию Жаворонкову, с которой прожил всю жизнь.

После окончания института, его, как лучшего студента, оставили в качестве преподавателя на этом же факультете. Ахсан Фатхутдинов работал ассистентом на кафедре изобразительного искусства. Но его всегда тянуло в родные края, и вскоре вместе с женой он уехал на родину. Была дилемма: Казань или Нижнекамск выбрать местом жительства? В Казани в то время было сложно с жильем, а Нижнекамск — молодой строящийся город, ему было всего лишь три года. И им как начинающим художникам, сразу предоставили двухкомнатную квартиру. Ахсан Саримович поступил на работу художником-оформителем в нижнекамский участок татарстанского отделения художественного фонда РСФСР, где проработал 30 лет. Он прошел замечательный творческий путь беззаветного служения искусству. За эти годы он стал поистине поэтом нашего города, украшая интерьеры и фасады зданий деревянными рельефами и росписями в национальном стиле. Белочки и птицы, вырезанные из дерева Ахсаном Саримовичем, до сих пор сохранились на территориях детских садов Нижнекамска. Художник проживал в Нижнекамске до конца своих дней, в 2012 году в возрасте 73 лет он ушел из жизни.

— Получается, что Таисия Жаворонкова тоже художник? Как сложилась ее творческая судьба?

— Таисия Дмитриевна посвятила свою жизнь преподаванию в нижнекамской художественной школе. В стенах музея много фотографий с этой гармоничной супружеской парой. Она очень любила своего мужа, это было видно даже по тому, как заходила в музей: нежно дотрагивалась до каждой работы, охватывала вниманием каждую картину, проговаривая про себя теплые слова. После смерти Ахсана Саримовича ей стало очень одиноко в Нижнекамске, и она в декабре 2017 года переехала в Вятские Поляны, поближе к сестре.

Ахсан Фатхутдинов

«ЕГО СМЕЛО МОЖНО СЧИТАТЬ ПЕРВЫМ ХУДОЖНИКОМ, КОТОРЫЙ ОБРАТИЛСЯ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ К ДОИСЛАМСКОМУ ЯЗЫЧЕСКОМУ ПЕРИОДУ КУЛЬТУРЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА»

— Какова главная идея работ Ахсана Саримовича, если рассуждать собирательно? Какими были первые работы?

— Творчество Ахсана Фатхутдинова неожиданным образом совмещает богатое культурное наследие татарского народа и современные средства изобразительного искусства. Его смело можно считать первым художником в истории татарского искусства, который обратился в своем творчестве к доисламскому языческому периоду культуры татарского народа.

Ахсан Саримович создал уникальные произведения искусства, которые стали своеобразными символами Нижнекамска, да и всего Татарстана. Он принимал участие в художественном оформлении городских зданий и объектов, среди которых музыкальное училище, аэропорт Бегишево, гостиница «Кама», парк аттракционов, кафе «Экият» и множество детских садов.

В молодости он изображал индустриальные и деревенские пейзажи, разнообразные натюрморты и портреты, и у него это получалось бесподобно. Например, две его работы раннего периода находятся в коллекции в фондах городского музея. Это полотно «Растет город» и «Серебристому городу посвящается». А еще большой портрет Баки Урманче располагается во 2-й татарской гимназии.

«КАЖДЫЙ ЕГО ЦИКЛ СОСТОИТ ИЗ 60 РАБОТ»

— Всем известно, Ахсан Фатхутдинов специализировался на резьбе по дереву. Что именно он вырезал из дерева?

— Большинство своих работ он оформлял в деревянные изысканные рамы, вырезанные своими руками. Эти рамы не просто служат украшением, они углубляют идею произведения, придают законченность всему полотну. По его словам, было иногда и так, что сначала рождалась рама, а потом ее содержимое, а иногда и наоборот. Каждое его произведение, выполненное из дерева, он помечал своим авторским вензелем. Изначально творчество мастера складывалось из его детских воспоминаний, ощущений природы во время долгих прогулок по окрестностям своей деревни, из рассказов бабушки о старине, из сказок Тукая, в которых самым увлекательным образом для него стал Шурале, лесной дух. Первый цикл, над которым работал художник, был посвящен именно этому персонажу. Сам Ахсан Фатхутдинов называл его хранителем леса, вкладывал особый смысл в его изображение. В отличие от других авторов, буквально воспринявших чудище из сказки, Ахсан пропустил этого персонажа через себя и сделал более человечным. Шурале в его интерпретации и плачет, и шутит, и печалится. Он изображал его в самых разных амплуа — с цветами, птицами, разгневанного, играющего на курае… Стоит только увидеть картину «Шурале в лунную ночь». Художник изобразил настолько пронзительный образ загадочного Шурале, что захватывает дух. В этой работе особенно прослеживаются мистические нотки. Вдали огни большого города, а здесь, на краю леса, — вышедший и остановившийся в недоумении Шурале. Бледный отсвет луны темнеет перед сияющим огнями городом. А дух леса Шурале бессилен перед грядущим наступлением цивилизации. Шурале видит, как близко начинает подступать город к его обители — Лесу. Ахсан Саримович очень много рассуждал на тему того, что люди крайне расточительны по отношению к природе. Он говорил, что «Шурале» его сделал и привел на путь работы с деревом. Во всем цикле, как и в других, насчитывается более 60 работ. С самого детства художника творчество Тукая — это завораживающий мир, островок татарской культуры.

— Почти все циклы творчества Ахсана Фатхудинова состояли из 60 картин — эта цифра была для него очень значимой?

— Почти все циклы творчества состоят из более 60 работ. Он вкладывал много смысла даже в цифры и нематериальные предметы. Например, цикл «Столбы». По словам Ахсана Саримовича, столбы — это слово многозначительное, оно физическое и духовное одновременно. Это не только обыкновенное вертикально стоящее бревно, а нечто живое, что наполнено духовным содержанием. Само понятие этого слова — это устойчивое, крепкое, надежное явление, сложившееся у народа за историю жизни. Ранее столпами называли людей, которые оставили добрый след на земле. Я думаю, что столб в его интерпретации — это тот самый внутренний непоколебимый стержень, заложенный в каждом человеке.

— А какие циклы его творчества пользуются наибольшей популярностью?

— Особенно людей завораживают циклы «Кони в окнах» и «Ияляр» («Обереги»). Цикл «Кони в окнах» — это воспоминания его детства. Там, где он рос, было четыре конюшни. Он рассказывал, что, когда проходил мимо конюшни, на него всегда смотрели глаза лошадей. Любовь к этим животным он воплощал через резьбу по дереву. У порога посетителей музея встречают именно изображения лошадей. Если присмотреться к его работам этого цикла, то можно увидеть, что глаза лошадей — это сучки дерева. С помощью них он передает не только настроение лошади, но даже ее внутреннее состояние и чувства. И каждая лошадь у него не похожа на другую. «Ияляр («Обереги») — еще один очень популярный цикл его творчества.


— В русском языке не существует дословного перевода слова «ия». Его можно лишь трактовать как «хозяин» или «дух». Что художник хотел этим показать?

— При жизни он всегда пояснял, что у всего, что нас окружает, есть дух, оберег. По его мнению, существует хозяин леса — Шурале, хозяйка воды— Су анасы (русалка), дух улиц, ветра и даже крыши. Вообще, тему духов можно назвать главенствующей в творчестве Ахсана Саримовича. Он сумел по-своему возродить отголоски татарского, даже булгарского язычества. Он был уверен, что предметы, которые нас окружают, будь то зверь, птица, вещь, строение, растение, облако, небо, — все имеет своего хозяина, хранителя, свой оберег… В свое время он прочел 13 доисламских книг, связанных с татарским фольклором, и это натолкнуло его на создание такого цикла.

— Почему в музее Ахсана Саримовича не представлен цикл «Третированные»?

 «Третированные» — один из самых мрачных циклов творчества художника. Он состоит из 10 деревянных скульптур, посвященных памяти жертв различных репрессий. По мысли автора, это люди, которые обижены людьми, судьбой, властями и попали в жернова истории и обстоятельств. Он говорил, что третированные — это остатки бурелома, происшедшего в стране, но главным образом наши жертвы, что это наше изуродованное, забитое сердце, душа и мышление. А вот циклу «Татарское кладбище» посвящена целая стена, выложенная из камня, специально для этих работ. Он создает группу рельефных скульптур «Могильные камни».

— Звучит довольно жутковато…

— Здание возводили с большой любовью, учитывая все пожелания художника, поэтому и создали такое оформление стены. «Могильные камни» — это оригинальные образы надгробий-памятников из дерева, это произведения искусства, рассказывающие о человеческой трагедии. Этими произведениями искусства Ахсан Саримович показывал, насколько важна связь поколений. Он говорил, что все люди должны знать свою историю, свое прошлое и предков. Все мы знаем, что в 20-х годах был страшный голод в Поволжье. У художника в один день в 1921 году умерли бабушка и дедушка по линии матери, а также еще несколько семей в деревне и были похоронены в общей могиле. В самом центре экспозиции расположен камень, посвященный умершим родственникам.

— Почему художник изображал во многих своих работах месяц и солнце вместе? Это же противоположные и взаимоисключающие понятия?

— Солнце и Луну он изображал рядом, а объяснял тем, что на земле и в жизни все взаимосвязано. Казалось бы, день и ночь — несовместимые понятия. Даже внутри музей выполнен по этому замыслу. Каркас купола — в виде лучистого солнца, а второй этаж — в виде полумесяца.

«СВОИ СКУЛЬПТУРЫ ОН ИЗГОТАВЛИВАЛ ИЗ БРОСОВОГО ДЕРЕВА»

— Откуда у художника появилась такая сильная любовь к дереву?

— Любовь к дереву у него от отца. Он был лесником, столяром и плотником. Маленький Ахсан наблюдал, как отец работал с деревом. Отец спрашивал, слышит ли сын, как поет дерево. Отец говорил, что дерево умеет и петь, и плакать, и смеяться. Портрет отца есть в фондах городского музея. Художник изобразил его сидящим на скамеечке в бледно-желтом свитере с уставшим выражением лица… Именно таким от ему запомнился. На груди — медаль «За отвагу». А рядом с ним, на скамейке, ненавязчиво виднеется маленькая стамеска (столярный инструмент со стальным плоским, заостренным на конце клинком — прим. ред.)

В оставшихся после художника записках много написано об отце. Безмерную благодарность ему Ахсан Фатхутдинов пронес через всю жизнь. После смерти матери Ахсана Саримовича отец воспитывал пятерых детей и всех вырастил достойными людьми.

— А где он брал дерево — неужели рубил деревья?

— Свои скульптуры он изготавливал из бросового дерева, никогда не рубил живые деревья. Корни деревьев и различные коряги он собирал на побережьях рек, в лесах.

— Маленький Ахсан рано остался без матери?

— Да, она умерла очень рано, в возрасте 41 года. Трудилась на сельских работах, простудилась и умерла от туберкулеза. А вот образ матери — в резьбе по дереву. Казалось бы, образ собирательный, но очень узнаваемый. Уже будучи взрослым, Ахсан Саримович говорил, что на протяжении всей своей жизни чувствует, как мама наблюдает за ним, помогает и ведет его по жизни.

«ОН БЫЛ НАРОДНЫМ ТАТАРСКИМ ХУДОЖНИКОМ НЕ ТОЛЬКО НАШЕГО ГОРОДА, НО И ВСЕГО ТАТАРСТАНА»

— Ахсан Фатхутдинов, безусловно, внес огромный вклад в развитие татарской культуры — он получал за это какие-нибудь награды?

— За серию работ по мотивам национального эпоса «Ияләр» («Обереги») в 1993 году Ахсан Фатхутдинов был удостоен Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. В 2001 году ему было присвоено почетное звание «Народный художник Республики Татарстан». В 2006 году он был награжден медалью Республики Татарстан «За доблестный труд». На всем жизненном пути Ахсана Саримовича отличало высокое чувство общественного долга, трудолюбие, уважительное отношение к людям, беззаветное служение своему любимому делу.

Он был народным татарским художником не только нашего города, но и всего Татарстана. С 1983 года он стал членом союза художников СССР. В последние годы Ахсан Саримович активно занимался общественной работой.

Многогранное творчество Ахсана Фатхутдинова вошло в души людей, став общенациональным достоянием. Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах.

— Где сейчас представлены работы художника, кроме его музея?

— Произведения Фатхутдинова представлены в музеях и выставочных залах городов Татарстана, России и за рубежом. Многие его работы находятся в частных коллекциях иностранцев. В 1992 году с большим успехом состоялась его персональная выставка работ в Венгрии. С 1997 года открыта постоянно действующая выставка Ахсана Фатхутдинова в Нижнекамском городском музее.

— Можно ли купить в музее какую-нибудь из его работ?

— Нет, работы не продаются. Все произведения искусства принадлежат музею. Ахсан Саримович очень много работ сам отдал музею, когда узнал, что планируется его строительство. А рукописные записки и заметки нам передала его супруга — Таисия Дмитриевна.

— Откуда в музей идет туристический поток?

— В теплое время года на нижнекамскую пристань часто пришвартовываются теплоходы с туристами. Осматривая одну из нижнекамских достопримечательностей, набережную, всегда заглядывают к нам. Зачастую я наблюдаю живой интерес туристов к работам Ахсана Фатхутдинова. Однажды женщина, которая была проездом в Нижнекамске, сказала мне, что за свою жизнь объездила почти весь мир, но такой музей она видит впервые, отметила особую энергетику в здании. А действительно так и есть — в музее живет дух Ахсана Саримовича.

— Какова стоимость входного билета?

— Совсем невысокая. Билеты стоят от 40 до 100 рублей, в зависимости от возрастной категории. Для людей с ограниченными возможностями и их сопровождающих — бесплатно. Стоимость экскурсии — 250 рублей вне зависимости от количества человек.

— За два года работы музея его посетили около 20 тысяч человек. Какова динамика посещений — количество гостей увеличивается?

— Да, так и есть. За неполный 2016 год посетило около 5 тысяч человек, в 2017-м — около 9 тысяч человек, а в этом году уже более 8 тысяч человек, несмотря на то, что год не подошел к концу. Неплохой трафик нам дают детские мастер-классы. Когда в музее Ахсана Фасхутдинова размещает свою выставку какой-нибудь художник, мы говорим, что нужно будет провести МК с детьми, — это наше обязательное условие (улыбается).

— В следующем году художнику исполнилось бы 80 лет. В честь юбилейной даты будут проводиться какие-либо мероприятия?

— Разумеется. Совсем недавно нам звонили из выставочного комплекса Казанского кремля и сказали, что к 80-летию Ахсана Фасхутдинова в июне хотят организовать выставку его творческих работ. Небольшая часть его работ представлена в Национальном культурном центре «Казань». Но основная находится все-таки у нас. Если объединить все работы, получится полная картина его творчества, и это будет грандиозная выставка.