Ничтожный рост экономики в 1,8%, о котором отчиталось правительство РФ, нарисован с помощью статистических манипуляций, показывает Милов. В одном только сельском хозяйстве приписки за последние годы составили около трети итоговой цифры, то есть на самом деле шло падение. При этом правительство принимает решения, начисто уничтожающие даже возможности всякого роста, хотя профицит бюджета — 4 трлн рублей только по итогам этого года, и еще более 4 трлн профицита планируется на 2019–2021 годы.
«Экономические итоги 2018 года легко заставят нахмуриться даже самых безнадежных оптимистов: намеки на экономический подъем исчезают, 2019-й обещает быть крайне трудным»
ГДЕ ТЫ, РОСТ?..
Экономические итоги 2018 года легко заставят нахмуриться даже самых безнадежных оптимистов: намеки на экономический подъем исчезают, 2019-й обещает быть крайне трудным. Даже тот небольшой рост, который есть сейчас, не вызывает доверия из-за вопросов к статистике, и нет факторов, которые могли бы вернуть страну к подлинному экономическому росту. На этом фоне сгущаются новые тучи — от падения цен на нефть до угрозы новых санкций и перспективы нового мирового кризиса, который, как всегда, обещает по нам больно ударить.
Год назад, когда принимался федеральный бюджет на 2018–2020 годы, правительство в своих прогнозах показало оптимизм: считалось, что рост экономики превысит 2% в 2018 году и в последующие пару лет будет стремиться к 3% и выше. Реальные доходы населения в этом году должны были вырасти на 2,3% по базовому сценарию — такая цифра был заложена в бюджет на 2018 год.
Правда оказалась куда суровее. Хотя весь год Росстат показывал нам рост реальных доходов населения около 1%, в ноябре они были задним числом пересчитаны (подробнее обо всех этих постоянных пересчетах чуть ниже) и скорректированы, так что итоговая цифра реальных доходов за 11 месяцев ушла в минус (-0,1%). Рост ВВП, который планировался на уровне выше 2% даже при прогнозной среднегодовой цене на нефть Urals в $44 за баррель (по факту этот показатель оказался выше $50), сжался до 1,8% — хотя в реальности и эта оценка вызывает огромные вопросы. Рост 1,8% — лучше, чем ничего, если бы он не состоял из вранья и приписок. Вот лишь несколько причин сомневаться в официально декларируемых темпах роста ВВП.
- Статистика роста инвестиций
Здесь происходят настоящие чудеса. Если посмотреть на официальные данные Росстата, то по крупнейшим отраслям, дающим порядка 80% всех инвестиций в основной капитал, рост за 9 месяцев уходящего года очень скромный: всего 1,4%. Позже методом «досчета на инвестиции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами», магически возникает цифра 4,1% — очень неплохой рост. Выходит, что в оставшемся сегменте экономики, который составляет всего лишь пятую часть от общего объема инвестиций и в котором нет их прямого статистического учета, они растут невероятными, двузначными темпами. Это явная ерунда. Так что мы имеем дело с очевидным манипулятивным завышением инвестиционного роста.
- Промышленность
Здесь Росстат просто замучил всех постоянными пересчетами данных, в результате которых в этом году мы внезапно получили очень высокие темпы роста в обрабатывающей промышленности. Надежность этих пересчетов вызывает очевидные сомнения, они производятся регулярно, и через некоторое время ситуация в обрабатывающей промышленности снова возвращается туда, где она и должна быть — в ноль или в минус. Так произошло и сейчас: после бравых июньских пересчетов темпы роста обрабатывающих отраслей падали и в итоге ушли в минус в сентябре, и в ноль в ноябре.
Еще один сюжет — добывающая промышленность: в октябре–ноябре Росстат начал рисовать темпы ее роста в 7-8% годовых, что является очевидным нонсенсом, так как нефть, газ и уголь, дающие 90% объема продукции добывающей промышленности, росли в районе 3-4% по данным того же Росстата. То есть весь «промышленный рост», по сути, нарисован.
- Сельское хозяйство
Здесь мы получаем прямое доказательство фальсификации статистики: по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, практически треть «роста производства» в АПК в последние годы оказалась натуральными приписками, такого роста просто не было. Ранее Росстат признавал статистической ошибкой предыдущие рапорты о «бурном росте» и в строительной отрасли.
- Зарплаты
Мы уже подробно разбирали историю о том, как Росстат врет о росте зарплат: официальные цифры в этом году (10,3% роста номинальных зарплат и 7,4% реальных, с поправкой на инфляцию) не соответствуют никаким другим объективным метрикам. Такими темпами не растут ни зарплаты в крупных компаниях по данным их отчетности, ни потребление населения, ни сбережения. И объяснение этого явления кроется в усилиях налоговиков, которые выкручивают руки предпринимателям, чтобы обелить «серые» зарплаты (сборы зарплатных налогов действительно растут темпами, похожими на данные Росстата). Однако к росту оплаты труда этот процесс отношения не имеет — это повышение фискальной нагрузки на работодателей, для роста экономики этот как раз плохо, а не хорошо. Зато позволяет властям отчитываться о «росте» официальных зарплат. Получается, что по самому широкому кругу показателей пресловутый «рост» является дутым, и у нас нет никаких причин верить даже в 1,8% роста ВВП. Скорее всего, за вычетом приписок мы находимся где-то около нуля — примерно там же, где рост реальных доходов населения.
«ТЕ, КТО ВЫЖИЛ В КАТАКЛИЗМЕ, ПРЕБЫВАЮТ В ПЕССИМИЗМЕ»
Но это все цветочки в сравнении с официальным прогнозом на 2019 год. Если год текущий стал годом ярко выраженной стагнации, то 2019-й обещает быть намного более трудным, прежде всего из-за решения о повышении НДС, вредное влияние которого на экономику признает и само правительство — оно понизило прогноз роста ВВП на наступающий год до 1,3%, роста реальных доходов населения — до 1,0%, реальных пенсий — до 1,9% (а скорее всего будет гораздо ниже, ведь мы только что выяснили, что прогнозисты из них так себе). На самом деле, повышение налогов на следующий год состоит не только из увеличения НДС: будут повышаться еще и акцизы, утилизационные сборы на автотранспорт, импортные пошлины, всего рост налоговой нагрузки на экономику составит около 750 млрд рублей. И это не считая дополнительной фискальной нагрузки, которую вызовут действия правительства по увеличению собираемости налогов: например, по данным Федерального казначейства, за 10 месяцев этого года темпы роста не нефтегазовых доходов консолидированного бюджета (без учета НДПИ и экспортных пошлин) составили 13,3%, что более чем в семь раз (!) превышает темпы роста экономики.
Усиление фискальной нагрузки в состоянии прибить экономический рост куда ближе к земле, чем может казаться правительству, скорее всего, они недооценивают реальные последствия своих налоговых инициатив. Самое главное — непонятно, зачем они принимают решения, уничтожающие рост, в условиях, когда в бюджете огромный профицит: 4 трлн рублей уже по итогам этого года, и еще более 4 трлн профицита планируется на 2019–2021 годы. Рациональный ответ может быть только один, и намек на него содержится во вполне официальных документах правительства: власти опасаются нового крупного кризиса и боятся остаться без «подушки безопасности», которая если не спасала их, то хотя бы дала возможность маневра в кризис 2008—2009 и 2014–2018 годов. Рост экономики для них менее важен, чем страх встретить новый кризис без финансовой кубышки.
А перспектива нового кризиса не так призрачна, как может показаться. Впервые за 4 года нефть падает беспрецедентными темпами, и даже новое соглашение ОПЕК и России о сокращении добычи не смогло этому помешать. Развязанные президентом Трампом торговые войны привели к повсеместному замедлению прогнозов роста мировой экономики, эксперты уже заговорили о вероятности рецессии в США, а декабрьский обвал на фондовом рынке заставил нас нетерпеливо ждать наступления Рождества, чтобы поток бесконечных негативных новостей наконец прекратился. Российская экономика напрасно надеется переждать эти неприятности в стагнационной берлоге: мы полностью зависимы от мировых сырьевых и финансовых рынков, и нам в случае чего прилетит в первую очередь.
Оставим на секунду рост налогов и угрозу мировых кризисных явлений: структура нашей экономики и предпринимательский климат росту также не способствуют. В этом году резко ускорился отток капитала: если год назад при принятии бюджета-2018 правительство прогнозировало его в $7 млрд по базовому варианту, то по факту по итогам года выходит порядка $70 млрд — ошиблись с прогнозом в 10 раз, подумаешь! Такова цена переназначения Путина на новый срок и последующего бегства инвесторов. Даже Китай сокращает инвестиции в России: по последним данным ЦБ, по состоянию на 01.07.2018 прямые инвестиции Китая в российскую экономику сократились по сравнению с началом 2014-го (моментом аннексии Крыма) почти на 20%. Примерно на столько же за этот период сократились прямые инвестиции в экономику России всех крупнейших стран — «большой семерки» и Китая (с 80 до $66 млрд). Капитал из нынешней России бежит.
Все более растущая монополизация и огосударствление экономики не позволяют нам надеяться, что дополнительные ресурсы пойдут в рост, а не будут проедены или разворованы. Похоже, единственный шанс властей на положительную экономическую динамику сегодня — в пресловутых финансируемых государством «инфраструктурных проектах», но и эти надежды напрасны: за последнее десятилетие мы настроили немало газопроводов и мостов, а роста как не было, так и нет (подробнее о том, почему его и не могло быть — здесь). Власти продолжают хвастаться низкой инфляцией — но толку от нее немного, ведь роста экономики нет и, соответственно, больше денег у населения тоже не становится. При этом монопольная структура экономики вызывает панический страх и всплеск инфляции от любого шороха — отсюда маниакальное нежелание ЦБ снижать ключевую ставку и высокая стоимость денег, и как итог — патовая ситуация.
В завершение стоило бы упомянуть о риске введения новых американских санкций — это один из главных потенциальных «черных лебедей» для нашей экономики с беспрецедентными для нас последствиями. Дело в том, что одна из наиболее вероятных целей новых санкций — наши госбанки, которые монополизировали всю финансовую систему: сейчас они контролируют более 70% всех активов банковской системы, причем 60% — только четыре крупнейших банка (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк), а 50% — только два крупнейших (Сбербанк и ВТБ). Любой удар по этим структурам будет иметь непредсказуемые последствия для нашей финансовой системы — недаром Греф так нервничает. Поводов для новых санкций мы даем предостаточно — от нового вмешательства в американские выборы до стрельбы в Керченском проливе.
В общем, если вы считали 2018 год плохим годом для экономики, приготовьтесь: 2019-й будет гораздо хуже. И это вполне официально.
Владимир Милов
The Insider, 25.12.2018
Владимир Станиславович Мило́в — бывший заместитель министра энергетики России, автор многочисленных аналитических материалов, концептуальных докладов и публикаций по проблемам энергетической политики и развития инфраструктуры в России. Соавтор (вместе с Борисом Немцовым) брошюры «Путин. Итоги» (2008).
Родился в 1972 году в Кемерове, с 1982 года живет в Москве.
Окончил электромеханический факультет Московского государственного горного университета по специальности «технология машиностроения» (1994).
Работал во Всероссийском научно-исследовательском и проектно-техническом институте угольного машиностроения, в АООТ ТД «Сиданко», в различных правительственных структурах, занимаясь вопросами стратегии развития энергетического сектора, возглавлял экспертную группу в центре стратегических разработок Германа Грефа.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.