Фото: фонд «Живой город»

КАК ОНИ ЭТО СДЕЛАЛИ?

Вряд ли кто-то будет отрицать, что без новаторства искусство мертво. В Казани же что-то по-настоящему необычное и свежее, к сожалению, рождается не так часто. Тем ценнее такие прорывы. Иммерсивный спектакль «Анна Каренина» — новое явление не только для наших широт, но и вообще для России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, а потому мы практически не колебались, присуждая звание человека года в культуре Татарстана по версии «БИЗНЕС Online» Диане Сафаровой. При этом театральная сенсация — это плод большого коллективного труда всего фонда поддержки современного искусства «Живой город», где режиссер-постановщик Сафарова выступает в неразрывном тандеме с продюсером Инной Ярковой.

«Живой город» и его основная площадка — творческая лаборатория «Угол» — развиваются уже пять лет и хорошо известны в театральном мире России. Во многом благодаря многочисленным проектам фонда за Казанью закрепилась слава одного из центров развития экспериментального театра в стране. Но, взявшись за «Каренину», команда «Живого города» замахнулась на проект совершенно иного масштаба. Иммерсивный театр, принцип которого заключается в интерактивности и вовлеченности зрителей в происходящее действо, — это пример использования современных практик для создания шоу, способного приобщить ту широкую публику, которая предпочитает обходить стороной традиционные «театры с колоннами».

Вместе с «Карениной» в городе появилось и новое креативное пространство — площадка для реализации самых необычных проектов. Городские власти, отдав под этот проект в бесплатную аренду пустовавшее бывшее здание центрального загса, а также «Татнефть» как главный спонсор сделали первый шаг к образованию «Дома культуры нового типа».

Ну а пока здесь идет спектакль Сафаровой, на который хорошо расходятся билеты, несмотря на то, что цены (от 3,5 тыс. рублей) отнюдь не демпинговые. При этом действо отрабатывает каждую копейку: 1000 элементов реквизита, 100 костюмов, 350 сцен, 16 основных сюжетных линий, 25 локаций, 1700 кв. м пространства — все это про первое иммерсивное шоу в Казани. Мир «Карениной» в доме купца Демидова создают два десятка актеров, внушительный по составу административный и технический персонал. Многие из тех, кто уже бродил с масками на лице по особняку Демидова, всерьез удивляются, как Сафарова и Ко смогли «поднять» своими силами такую масштабную историю, поскольку даже в столицах в качестве режиссеров и консультантов на таких проектах часто выступают иностранцы, имеющие опыт создания иммерсивных спектаклей. Словом, дико интересно посмотреть, как вся эта история будет развиваться дальше.

Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВЫЙ МИНИСТР, МЭТРЫ И «МОЛОДАЯ ШПАНА»

Прежде чем перейти к десятке кандидатов, отобранной нами для читательского голосования, немного о тех, кто в нее не вошел, но кого тоже хотелось бы выделить. Многие надежды связаны с появлением у руля профильного министерства Ирады Аюповой. Теперь за культуру в республиканском правительстве отвечает, пожалуй, самый демократичный и открытый министр. Пока среди ее персональных достижений за первые полгода в новом качестве можно отметить, к примеру, масштабный Tat Cult Fest 30 августа в Казанском кремле, представивший зрителю во всей красе молодую альтернативную татарскую культуру. Или, например, смелое назначение Гузель Сагитовой директором ТЮЗа им. Кариева, которое дает надежду на то, что самый незаметный из государственных театров Казани заживет по-другому. За серией других кадровых перестановок также просматривается желание расшевелить застоявшиеся учреждения.

Ограниченный круг мест в нашем рейтинге не позволил туда попасть отличившимся мэтрам, но их необходимо отметить: главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев стал лауреатом престижной премии им. Станиславского; личной победой директора ГМИИ РТ Розалии Нургалеевой можно считать открытие после масштабной реставрации галереи современного искусства…  Молодое поколение также не отставало. После премьеры «Сююмбике» сопрано Гульнора Гатина стала настоящей претенденткой на «трон» главной оперной певицы Казани, свободный с тех пор, как перестали активно выступать Зиля Сунгатуллина и Венера Ганеева. Руководитель продюсерского центра Yummy Music Ильяс Гафаров с помощью того же Tat Cult Fest успешно встраивает в мейнстрим татарскую альтернативную музыку. Отличился премьер балетной труппы театра им. Джалиля Олег Ивенко — он организовал собственный фестиваль современного танца #StagePlatforma. Отдельно стоит отметить и подвижки в сфере кинематографа — здесь и деятельность «Татаркино» Миляуши Айтугановой, и дирекции форума «Время кино» Альбины Нафиговой, и несколько премьер татарстанских полнометражных игровых картин, например «Байгала» Ильдара Ягафарова. Кроме того, оператор Айдар Шарипов ездил на Каннский фестиваль с казахским фильмом «Ласковое безразличие мира». В общем, событий в культурной жизни республики было много, мы рискуем забыть упомянуть кого-то из достойных.

И все же вернемся к нашей десятке. Отметим, что здесь нашлось место и литераторам, и музыкантам, и художникам, и режиссерам. Не все они живут и работают в Татарстане, но именно в этом году отличились яркими событиями, замеченными в республике. Поддержать можно любое количество кандидатов.

НУРБЕК БАТУЛЛА

НУРБЕК БАТУЛЛА

Танцовщик, хореограф

Фото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

30-летний Нурбек Батулла — один из героев татарского мира, далеко выходящего за пределы культурного пространства. Его сенсационная «Золотая маска» за мужскую роль в хореографическом спектакле «Әлиф» («Зов начала»), посвященном исчезающему языку, стала, по сути, настоящим флагом нового молодого национального искусства, оказавшегося способным на такое признание. Интересно, что республика на государственном уровне довольно равнодушно восприняла это достижение. Батуллу срочным указом президента не наградили званием или медалью, более того, лауреата главной театральной премии России чиновники минкультуры РТ даже не встретили торжественно по приезду из Москвы. Впрочем, будем надеяться, что официальное признание еще впереди. А пока артисту, который сейчас трудится в ТЮЗе им. Кариева, остается пожелать, чтобы «Золотая маска» не оказалась единичной вспышкой, а стала лишь началом большой профессиональной карьеры, которая, по сути, только начинается.

АИДА ГАРИФУЛЛИНА

АИДА ГАРИФУЛЛИНА

Оперная певица

Фото: «БИЗНЕС Online»

За этот год Аида Гарифуллина превратилась в настоящую международную знаменитость. Оперная красавица поет в Париже и Зальцбурге, снимается для обложек модных журналов и представляет страну-хозяйку Россию на церемонии открытия чемпионата мира по футболу. На родине успехи Гарифуллиной особенно приятны и тем, что сопрано из Казани всегда публично подчеркивает и место своего рождения, и свои национальные корни, стараясь, к примеру, включать в сольные концерты татарские песни. Кроме того, в этом году столица Татарстана наконец-то дождалась большого выступления землячки в ГБКЗ с Государственным симфоническим оркестром РТ.

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ

Художник, скульптор

Фото: «БИЗНЕС Online»

Наверное, 84-летний Зураб Церетели сильно удивится, если узнает, что его включили в десятку главных культурных героев Татарстана за 2018 год. Но открытие первого в мире памятника Рудольфу Нуриеву в Казани — история, безусловно, нетривиальная. И за это стоит поблагодарить и скульптора, и татарстанские власти, и мецената Рустэма Магдеева, профинансировавшего установку монумента. Даже такой Нуриев в бронзе — на задворках казанской оперы у самой проезжей части — одно из главных культурных событий не только этого года.

АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ

АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ

Художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ

Фото: «БИЗНЕС Online»

Среди массы событий, концертов, фестивалей, которые проводит 53-летний Александр Сладковский, иногда бывает даже сложно выделить что-то самое важное. В любом случае Государственный симфонический оркестр Татарстана — это настоящее культурное лицо республики, так что обойтись без него в нашем рейтинге было бы сложно. Отметим, что в этом году ГСО РТ представил казанской публике целую группу знаменитых оперных солисток. И если выступления Хиблы Герзмавы в столице Татарстана — это практически ежегодная традиция, то Альбина Шагимуратова, Динара Алиева и Гарифуллина — каждый из этих концертов «татарстанских симфоников» мог бы претендовать на событие года для республики в мире классической музыки.

АЙДАР ЗАББАРОВ

АЙДАР ЗАББАРОВ

Театральный режиссер

Фото: «БИЗНЕС Online»

И еще раз о «Золотой маске» — на этот раз будущей. Весной 2019-го станет известно, получит ли театр им. Камала приз в одной из шести номинаций, в которых представлен спектакль «Тормышмы бу?» («И это жизнь?»), который поставил по произведению Гаяза Исхаки 27-летний Айдар Заббаров. Молодой режиссер, ученик Сергея Женовача, — это, пожалуй, лучшее, что случилось с татарским театром за последние годы. Теперь он ставит в «Современнике» и МХТ, ну а в Казани на «Золотой маске» будут особенно болеть за премьера труппы Камаловского Искандера Хайруллина, который сыграл у Заббарова одну из своих лучших ролей и как никогда близко подобрался к всероссийскому признанию.

ДИАНА САФАРОВА

ДИАНА САФАРОВА

Режиссер-постановщик иммерсивного спектакля «Анна Каренина»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Иммерсивное шоу в доме купца Демидова, в котором задействованы два десятка актеров, а также большая административная и техническая команда, показало, что организаторы из фонда «Живой город» способны делать не только камерные экспериментальные театральные спектакли, но и «поднимать» такие масштабные проекты. Даже те профи, которые ломают голову над вопросом, можно ли считать иммерсивную «Каренину» театром или нет, соглашаются, что зрелище получилось впечатляющее, поэтому в нашем списке режиссер-постановщик Диана Сафарова.

РЕЗЕДА АХИЯРОВА

РЕЗЕДА АХИЯРОВА

Композитор

Фото: «БИЗНЕС Online»

Первая за 11 лет национальная опера на сцене театра им. Джалиля. Это само по себе большое событие, которым стала «Сююмбике» Резеды Ахияровой. Два осенних показа прошли с успехом и аншлагами, благо и сам исторический сюжет, ставший основой для работы композитора Ахияровой и либреттиста Рената Хариса, прекрасно бился с современными реалиями, где господствовала «языковая проблема», вдоль поднявшая вопросы о пути татарского народа. Вот только продолжение разговора — новые показы «Сююмбике» — планируется не ранее апреля.

РУЗИЛЬ ГАТИН

РУЗИЛЬ ГАТИН

Оперный певец

Фото: «БИЗНЕС Online»

31-летний тенор Рузиль Гатин, уроженец Набережных Челнов, выпускник ГИТИСа и Казанской консерватории, буквально на днях дебютировал в Большом театре. Он исполнил партию графа Либенскофа в опере «Путешествие в Реймс» Россини — едва ли не самой ожидаемой премьере года в главном театре страны. Но самое интересное, что это было первое выступление Гатина в России в классической опере. До этого не востребованный на родине победитель конкурса «Созвездие — Йолдызлык» делал карьеру в небольших итальянских театрах, но теперь в его послужном списке есть и Ла Скала, и Большой.

АЛЕКСАНДР СЛАВУТСКИЙ

АЛЕКСАНДР СЛАВУТСКИЙ

Художественный руководитель и директор театра им. Качалова

Фото: «БИЗНЕС Online»

Оставим сегодня за скобками традиционные проблемы Качаловского — театра одной семьи. Но одноименный фестиваль, который Александр Славутский провел в этом году, стоит того, чтобы снять шляпу перед 71-летним режиссером и театральным менеджером. Римас ТуминасЮрий Бутусов, Лев Эренбург и Михаил Бычков — спектакли всех этих именитых постановщиков увидели зрители Качаловского фестиваля. Видимо, Славутский только разгоняется, Качалов-фест будет проходить раз в два года, но серьезные гастроли различных театров на площадке русской драмы в Казани теперь станут регулярными. Прошлым летом здесь гостила питерская «Мастерская» Григория Козлова, в этом году ждут Студию театрального искусства все того же Женовача. В общем, культуртрегер Славутский, безусловно, среди героев года.

ИЛЬДАР АБУЗЯРОВ

ИЛЬДАР АБУЗЯРОВ

писатель, куратор арт-резиденции «Старо-Татарская слобода»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Известный татарский писатель, пишущий по-русски, 43-летний Ильдар Абузяров в этом году добился немалых успехов на ниве культпросвета. На полную мощь заработал придуманный им проект арт-резиденции «Старо-Татарская слобода», финансово и организационно поддержанный мэрией Казани. Напомним, что суть этой практики, реализующейся по всему миру, в том, что литераторы приезжают и поселяются на пару-тройку недель в городе, знакомятся с ним и его обитателями, а затем пишут на основе впечатлений свои очерки и рассказы. Произведения от именитых гостей мы еще ждем, но встречи со знаменитыми писателями, которых привез в столицу Татарстана Абузяров, наверняка надолго запомнятся читателям. А в 2018-м это были Алексей Иванов, Роман Сенчин, Сергей Шаргунов, Павел Басинский и другие. Список действительно впечатляющий. И, судя по всему, арт-резиденция на этом останавливаться не собирается.