История о том, что имам казанской мечети якобы «купил» себе диплом одного из казанских вузов, стала достоянием общественности на этой неделе. Но известного мусульманского и общественного деятеля Рустама Батыра беспокоит не эта конкретная ситуация. По мнению автора «БИЗНЕС Online», такие эксцессы возникают из-за того, что в нашей стране никак не закрепится полноценный статус религиозного образования.
«ДАННАЯ ТЕМА — МАННА НЕБЕСНАЯ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ УСТРАИВАТЬ ТАНЦЫ НА КОСТЯХ ЧУЖОЙ БЕДЫ»
Имам обвиняется в преступлении — трудно такое вообразить, не правда ли? В народе над муллами часто потешаются, мол, они не хотят работать («Син дә мулла, мин дә мулла, атка печән кем сала?»), имеют страсть к чревоугодию, особенно бесплатному, а из садака не брезгуют ни красной, ни белой бумажками (помните соответствующую историю, рассказанную Марджани?). Однако все это, в сущности, детские шалости. Одно дело — аморальность религиозных деятелей и совсем другое их причастность к уголовным делам.
Как сообщил ряд республиканских изданий, имам казанской мечети им. Марджани Рамиль хазрат Мингараев под самый занавес юбилейного года своего прославленного предшественника стал фигурантом уголовного дела: его заподозрили в даче взятки в размере 60 тыс. рублей за получение диплома Татарского института переподготовки кадров агробизнеса. Религиозный деятель открещиваться от вины не стал и, как указывают СМИ со ссылкой на источники в правоохранительных органах, написал явку с повинной.
Данная тема — манна небесная для любителей устраивать танцы на костях чужой беды, ибо щедро вспахивает почву для всевозможных спекуляций, сарказма и троллинга. Здесь и в самом деле можно вдоволь отвести душу: и тыкать пальцем в сторону ДУМ РТ, и винить РИУ, выпускником которого Рамиль хазрат является (славный подарок к недавно отмеченному 20-летию вуза, не правда ли?), и вообще поносить чалмоносцев на чем Божий свет стоит. Возможно, все это будет вполне заслуженно. Однако вряд ли уместно, ибо не даст нам главного — понимание сути того, что произошло. А зачем вообще браться за текст, если он не доводит читателя до сути дела?
«В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ХАЗРАТ ПОЛУЧИЛ ДИПЛОМ О СВЕТСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ»
Начнем с того, что Рамиль хазрат — один из уважаемых имамов Казани. Уже многие годы, еще с времен Гусмана хазрата, он трудится на ниве религиозного просвещения. Начинал в Лаишевском районе. Сейчас проводит пятничные службы в одной из самых главных, а может и самой главной мечети нашей республики (до сих пор в татарстанской умме не могут определиться, какая мечеть по статусу выше — Кул Шариф или Марджани). Ни у одного из муфтиев — ни у Гусмана Исхакова, ни у Ильдуса Файзова, ни у Камиля Самигуллина — Рамиль хазрат никогда не вызывал никаких нареканий. Напротив, ему доверяли различные ответственные поручения. Например, именно его просили провести похоронный намаз и поминальные обряды для многих уважаемых людей татарского народа: Альфии Абзаловой, Хании Фархи, Туфана Миннуллина и других. Хазрат часто представляет ДУМ РТ и на важных официальных мероприятиях: День памяти жертв политических репрессий, День пограничника, присяга курсантов в танковом училище, открытие сезона в театре им. Камала…
Как же так получилось, что Рамиль хазрат вдруг стал подозреваемым в даче взятки? На мой взгляд, дело здесь не столько в имаме, сколько в той общественной системе, заложником которой хазрат, вероятно, стал. Возможно, с формальной точки зрения Мингараев и совершил правонарушение (в этом еще будут разбираться компетентные органы и, надеюсь, оправдают имама), но если посмотреть глубже, то он не преступник, а скорее жертва.
Проблема здесь следующая. В современной России, наследнице атеистической эпохи, религиозные деятели в целом, и мусульманские в том числе, с юридической точки зрения во много живут на птичьих правах. Все дело в том, что религиозное образование у нас в стране никак не признается государством. А потому дипломы наших хазратов по сути не что иное, как филькины грамоты.
Находиться в подвешенном состоянии тяжело с психологической точки зрения, но и чревато сложностями карьерного плана. Так, например, несколько лет назад в обладании поддельным дипломом Казанского государственного аграрного университета пытались уличить имама мечети Кул Шариф Рамиля хазрата Юнусова. В разгар антиваххабитской кампании с новой силой разгоревшейся в республике после теракта 2012 года данный факт был использован для увольнения последнего (теракт случился 19 июля, а обвинения Юнусова в незаконном приобретении поддельного диплома были обнародованы 25-го числа) по формальным основаниям. Все дело в том, что Кул Шариф в богослужебном отношении хоть и находится в каноническом ведении ДУМ РТ, как организация является структурным подразделением государственного музея-заповедника «Казанский кремль». Официально трудоустроиться туда с «филькиной грамотой» не получится при всем желании — отдел кадров не пропустит. Вот и возникает необходимость в приобретении «светского» диплома.
Избежать данной проблемы не смог даже муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. По уставу ДУМ РТ, его председатель должен обладать религиозным и светским образованием. На момент избрания у Камиля хазрата не было высшего светского образования, которое, надо полагать, и имелось в виду в тексте документа. Однако устав организации формально все же не уточняет, каким именно должно быть требуемое образование: высшим, средним или общим. Поэтому аттестат об окончании школы сочли вполне достаточным для допуска Камиля хазрата к процедуре избрания на пост муфтия. Однако в дальнейшем от подобной двусмысленности решили все-таки уйти: Камиль хазрат поступил в Российский исламский институт на светскую специальность «теология» (о ней ниже) и был вынужден посещать занятия по предметам, которые он прекрасно знает. В конечном итоге хазрат получил диплом о светском высшем образовании, т. е. решил для себя ту же самую проблему, которая на самом деле стоит перед многими российскими имамами, и которые, судя по всему, не всегда решают ее вполне законными способами.
«ВАЖНО ПРИ ЭТОМ ВСЕ ЖЕ ПОНИМАТЬ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ»
Российское государство прекрасно осознает данную проблему. Поэтому министерством образования и науки РФ несколько лет назад был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 48.03.01 «Теология». Данный документ представляет собой общую для всех конфессий «болванку», в которую разные религиозные деноминации вливают свое собственное содержание: кто-то изучает в рамках данного стандарта Библию, кто-то — Коран. Многие критики воспринимают данный стандарт как оксюморон — попытку завуалировать религиозное по своей сути образование под существующие фреймы светской высшей школы. Но как бы там ни было, факт остается фактом: «теология» — это светская специальность. А значит, соответствующие дипломы наравне с другими признаются государством со всеми вытекающими из этого положительными для религиозных деятелей последствиями.
Однако не все имамы имели шанс получить такое светское образование. И это, кстати, одна из причин относительной популярности заочного отделения Российского исламского института (в нем обучают по светским специальностям, в т. ч. по «теологии»): действующие имамы, как в свое время Камиль хазрат, идут туда не за знаниями, а за бумажкой. Рамиль хазрат, конечно же, тоже мог так поступить и сегодня избежал бы проблем с законом. Однако делать из него правонарушителя, не видя всей картины в целом, на мой взгляд, неправильно и несправедливо. Кстати, по уточненным данным, он заполучил сомнительным путем не диплом о высшем образовании, а документ о профессиональной переподготовке, который даже ни разу не использовал. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что документы, признаваемые государством, религиозным деятелям нужны зачастую лишь для внутреннего спокойствия, а не в контексте задач трудоустройства.
Безусловно, нельзя покупать дипломы. И я это ни в коей мере не оправдываю, особенно когда государство создало все условия для получения религиозного (по факту) образования в рамках системы светской высшей школы. Однако важно при этом все же понимать суть проблемы: несмотря на сказанное, часть российских граждан, получивших полноценное высшее образование, до сих пор остается у нас вне правового поля. Они словно граждане второго сорта. А таковыми не хочется быть никому.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Фото: «БИЗНЕС Online»
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 132
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.