Во второй день съезда «Единой России» в первой половине дня партийцы обсуждали насущные проблемы, такие как экономика, качество жизни, экология, расселение аварийного жилья, обращение с отходами и жизнь на селе Во второй день съезда «Единой России» в первой половине дня партийцы обсуждали насущные проблемы, такие как экономика, качество жизни, экология, расселение аварийного жилья, обращение с отходами и жизнь на селе

«МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ТАКОЕ ВЕТХИЕ И ЧТО ТАКОЕ АВАРИЙНЫЕ ДОМА»

Во второй день съезда «Единой России» в первой половине дня партийцы обсуждали насущные проблемы, такие как экономика, качество жизни, экология, расселение аварийного жилья, обращение с отходами и жизнь на селе. Одним из спикеров дискуссии про городскую среду значился президент РТ Рустам Минниханов, однако он так на ней и не появился, прибыв в «Крокус-Экспо» только к обеду. «Эта программа появилась благодаря Татарстану и поддержке администрации [президента]. Сегодня не только Москва и Татарстан, но и вся страна вовлечена в проект. Главное, научить людей, дать им компетенции и немножко денег», — сказал Рустам Нургалиевич журналистам. Как мы помним, президент РТ является председателем общественного совета партийного проекта «Городская среда».

Впрочем, как раз ее во время дискуссии обсуждали меньше, сосредоточившись на темах аварийного жилья и реформы вывоза ТКО, которая заработает с 1 января 2019 года. Так, по словам министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева, три региона все-таки не успеют закрыть программу переселения к 1 января 2019 года. Кроме того, были выявлены и другие субъекты, где по разным причинам часть аварийного фонда не была поставлена на учет до 2012 года. «Несмотря на то, что проект был закрыт с точки зрения федерального финансирования в 2018 году, 33 субъекта продолжали вести данную программу только за счет региональных средств. Это говорит о том, что программа востребована», — пояснил Якушев.

По словам Владимира Якушева, три региона все-таки не успеют закрыть программу переселения к 1 января 2019 года По словам Владимира Якушева, три региона все-таки не успеют закрыть программу переселения к 1 января 2019 года

Теперь, по его словам, в указах президента один из нацпроектов — «Жилье и городская среда» — как раз предусматривает уменьшение аварийного фонда на территории страны. При этом федеральный бюджет даже готов взять на себя бо́льшую часть расходов. «Объем финансирования — 431 миллиард рублей плюс софинансирование субъектов. При этом в предыдущих программах софинансирование регионов составляло 50 процентов. Но подходы изменились, софинансирование субъектов было серьезно снижено, и среднее софинансирование в этой программе получилось 84 на 16 процентов, где бо́льшая часть — это федеральный бюджет. Мы достаточно прилично разгрузили региональные бюджеты», — подчеркнул министр.

По его словам, президент поставил цель для минстроя — до 20 июля подготовить и облечь в законодательную форму предложения по переселению. «Чтобы этот жилой фонд не переходил в категорию аварийного, необходимо предусмотреть, за счет чего и как будет формироваться программа», — отметил Якушев. Это тем более важно, так как в настоящее время, по его словам, понятия аварийного и ветхого жилья часто смешиваются. Так, к ветхим относятся деревянные дома с не более 65% износа несущих конструкций, а также каменные и железобетонные с износом не выше 70%. «Есть поручение о том, что мы должны определить, наконец, что такое ветхие и что такое аварийные дома. И самое главное — определиться, что мы будем делать с ветхими домами, потому что, если мы будем брать на них денежные средства из фондов капитального ремонта, мы их просто обескровим», — полагает министр.

Сергей Степашин: «Я не знаю ни одной страны мира, чтобы из жилья, где опасно жить, переселили!» Сергей Степашин: «Я не знаю ни одной страны мира, чтобы из жилья, где опасно жить, переселили!»

«200 МИЛЛИАРДОВ НЕОСВОЕННЫХ СРЕДСТВ, СОБРАННЫХ У ГРАЖДАН»

Председатель набсовета фонда содействия реформирования ЖКХ Сергей Степашин вспоминал, что в конце 1990-х – начале 2000-х годов власти думали, что делать с деньгами, вырученными за ЮКОС, который был отобран у Михаила Ходорковского. «Были разные предложения, в том числе сложить в кубышку и инвестировать в американскую экономику, что мы продолжаем делать в меньшей степени сейчас. Президент тогда принял решение. Как человек, который вырос в коммунальной квартире в Ленинграде на Васильевском острове, говорит: „Когда-нибудь займемся аварийными бараками, будем переселять людей. Мы живем в XXI веке!“ Так родилась эта программа», — рассказал он. По словам Степашина, так и появилась идея создания фонда содействия реформированию ЖКХ. Особенно главу набсовета радовали итоги — за 10 лет переселили миллион человек. «Я не знаю ни одной страны мира, чтобы из жилья, где опасно жить, переселили!» — гордился Степашин, добавляя, что без федеральной поддержки регионы бы с такой программой не справились.

Однако Степашин заметил, что все равно остались проблемы, и одна из них — качество нового жилья. «Новое аварийное жилье — это не вновь выявленное, а дома, которые были построены, людей переселили, но там жить нельзя», — указывал глава набсовета фонда. По его мнению, в России есть предприятия и технологии, чтобы строить современные и энергоэффективные «умные» дома XXI века. «Я предлагаю там, где есть бюджетные средства, там, где мы переселяем людей из аварийного жилья, в обязательном нормативном порядке заложить — строить только „умные“ энергоэффективные дома. Да, это будет дороже на данном этапе, но это на 40 процентов дешевле для наших граждан. Мы сбережем энергию», — подчеркивал Степашин, добавляя, что ежегодно Россия теряет 300 млрд на потере энергии и тепла в ЖКХ. «Это почти столько, сколько президент дал на переселение!» — удивлялся он.

И, наконец, тема капремонта. «Владимир Путин как-то сказал: „Мы этого зайца с аварийным жильем будет гнать дальше и дальше, если не займемся капитальным ремонтом“. Вы помните, какие были дискуссии, как ваши оппоненты из „Справедливой России“ говорили о том, какое мы имеем право брать деньги у людей? Народ включился, уже почти никто не ропщет, что надо деньги отдавать, это их жилье, частная собственность. Но куда идут деньги? Каково качество капремонта? 200 миллиардов рублей неосвоенных средств, собранных у граждан! Слава богу, их не разворовывают, сейчас есть контроль. Но 200 миллиардов неосвоенных!» — возмущался Степашин.

Виктор Шрейдер указывал, что основную массу аварийного жилья составляют «хрущевки», чей срок службы был ограничен 35 годами Виктор Шрейдер указывал, что основную массу аварийного жилья составляют хрущевки, чей срок службы был ограничен 35 годами

В свою очередь депутат Госдумы Виктор Шрейдер указывал, что основную массу аварийного жилья составляют хрущевки, чей срок службы был ограничен 35 годами. В настоящее время общая площадь таких домов, по его словам, порядка 34 млн кв. метров. «Программа расселения предусматривает за пять лет 10 миллионов [квадратных метров] и 500 миллиардов рублей. Как только мы с вами утвердим норматив по аварийности, эти все дома перейдут к разряд аварийных», — считает он. Поэтому Шрейдер считает, что надо не сносить такие дома, а заниматься укреплением конструкций, чтобы дома прослужили еще десятки лет. Кроме того, по словам парламентария, это и еще и выгодно — цена вопроса — 150 млрд рублей, а не 1,5 трлн, как того потребует расселение.

Якушев отметил, что минстрой провел анализ программы по переселению из аварийного фонда и пришел к выводу, что, как правило, в нее попадут двухэтажные бараки. «Основная масса этих домов будет снесена в ближайшие шесть лет», — пояснил министр.

Павел Качкаев (слева): «Уж если мы входим во двор и общественную территорию, мы должны их сделать таким, чтобы больше не возвращаться» Павел Качкаев (слева): «Уж если входим во двор и общественную территорию, мы должны их сделать такими, чтобы больше не возвращаться»

«ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ» ГОРОДОВ И «МУСОРНАЯ» РЕФОРМА

Еще одна тема, которую обсуждали, — качество городской среды. На это направление, по словам зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, в ближайшие годы выделят из федерального бюджета 260–270 млрд рублей, то есть по 40–45 млрд рублей ежегодно. Однако депутат полагает, что эти проекты благоустройства должны быть стандартными, но при этом не ограничиваться «только установкой скамеек и освещения». «Уж если входим во двор и общественную территорию, мы должны их сделать такими, чтобы больше не возвращаться», — считает он.

Архитектор, эксперт КБ «Стрелка» Александр Ложкин уже знал, с кого надо брать пример — с Татарстана. «Мне кажется, можно воспользоваться опытом, который есть в Республике Татарстан. Там делали замечательные общественные пространства даже в небольших деревнях. Там создан специальный центр компетенций, который методически, образовательно помогал главам сельских населенных пунктов», — рассказал он. Ложкин полагает, что можно было бы такие центры компетенций создавать хотя бы в федеральных округах, чтобы потом распространять опыт по регионам.

Андрей Чибис: «Если мы не сделаем наши города технологичными и удобными, то это значит, что мы в последний вагон поезда не успеем заскочить» Андрей Чибис: «Если мы не сделаем наши города технологичными и удобными, это значит, что мы в последний вагон поезда не успеем заскочить»

Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис торопил создавать «умные» города, чтобы страна могла конкурировать за талантливых ребят, которые покидают Россию. «Если мы не сделаем наши города технологичными и удобными, это значит, что мы в последний вагон поезда не успеем заскочить», — переживал он. По мнению Чибиса, ключевым приоритетом надо сделать создание единой базы данных городов, их «цифровых двойников», которые должны помочь синхронизировать различные городские службы, которые часто между собой «не дружат». «Если мы не начнем делать это сегодня, мы безнадежно отстанем. Тема умного города — драйвер и приоритет», — уверен замминистра.

Наконец, единороссы добрались до темы экологии — в частности, реформы обращения с отходами, которая стартует с 1 января. Председатель комитета Госдумы по экологии и защите окружающей среды Владимир Бурматов рассказал, что к настоящему времени по стране выбрали 234 региональных оператора, на новую систему обращения с отходами перешли всего 16 регионов, еще 10 субъектов перешли частично. «Единая Россия выступила за то, что реформа безусловно должна начаться 1 января. Никаких переносов больше не должно быть. Но регионам должны быть созданы дополнительные условия, дополнительные гарантии, чтобы не допустить „мусорного“ коллапса», — решительно объявил Бурматов.

Владимир Бурматов: «Ну не может быть такого, чтобы где-то в 500 раз больше отходов накапливается, чем в соседнем субъекте. Очевидно, что эти вещи устанавливали если не от балды, то как минимум с потолка» Владимир Бурматов: «Ну не может быть такого, чтобы где-то в 500 раз больше отходов накапливается, чем в соседнем субъекте. Очевидно, что эти вещи устанавливали если не от балды, то как минимум с потолка»

При этом, по его словам, уже возникли проблемы с нормативами накопления мусора, которые в итоге будут влиять на тарифы. «У нас нормативы накопления от региона к региону в некоторых случаях разница в 500 раз. Мы проанализировали нормативы по АЗС — в 500 раз разница. Ну не может быть такого, чтобы где-то в 500 раз больше отходов накапливается, чем в соседнем субъекте. Очевидно, что эти вещи устанавливали если не от балды, то как минимум с потолка», — указал депутат. Также Бурматов указал, что надо пристально рассматривать нормативы накопления в сельских территориях, где «в печках сжигают все отходы», тогда как норматив один для всех.

«Эта реформа должна быть максимально открыта. Люди должны видеть, что мы делаем, — отметил министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин. — Мы сделаем максимально комфортный старт этой реформы, мы это обещаем. Уверен, что с задачами, поставленными президентом, справимся». При этом министр полагает, что надо тщательно подойти к формированию тарифа, поскольку нельзя «дать большую нагрузку населению», установив завышенный тариф, а с другой стороны, нельзя занизить плату, так как это «отнимет возможность маневра и развития» для региональных операторов по обращению с отходами. «Мы не должны допустить, чтобы люди просто не платили и вышли на улицы, не понимая, что это за реформа», — считает Кобылкин, добавляя, что прежде всего реформу запустят в крупных городах, где смогут превратить отходы в бизнес.