Небывалую картину наблюдал сегодня в Арбитражном суде РТ корреспондент «БИЗНЕС Online». Представители ТАИФа и «Татнефти», которых уличили в «дизельном сговоре», сегодня объединили свои усилия в борьбе с общим противником — УФАС по РТ. Они пытаются оспорить решение, которое грозит им не только оборотными штрафами, но и заведомым проигрышем в аналогичных разбирательствах. Все неприятности начались с попытки гигантов ослушаться «рекомендаций» управления ТЭР при кабмине РТ.
«ТАИФ-НК АЗС» и «Татнефть-АЗС Центр» требуют признать незаконным решение УФАС по РТ
синхронный рост цен до 41 рубля за литр
Арбитражный суд РТ сегодня начал рассматривать дело по искам ООО «ТАИФ-НК АЗС» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» к УФАС по РТ. Компании требуют признать незаконным решение антимонопольного органа, принятое еще 20 марта 2018 года. Тогда ведущие заправочные компании республики, которые на двоих имеют более 360 АЗС и контролируют около 60% рынка реализации моторного топлива в РТ, были уличены в соглашении, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию розничных цен на дизтопливо.
Справедливости ради нужно сказать, что соратниками в борьбе с УФАС представители ТАИФа и «Татнефти» стали поневоле, так как Арбитражный суд РТ сам объединил их дела в одно общее дело, посчитав, что связаны они между собой как по основаниям возникновения заявленных требований, так и по представленным доказательствам. Любопытно, что пресс-служба УФАС сама пригласила представителей ряда СМИ на заседание в арбитраже, тогда как ранее подобные разбирательства в самом антимонопольном органе были недоступны для журналистов: их «закрывали», объясняя тем, что в ходе заседания могут просочиться сведения, составляющие коммерческую тайну. Похоже, новый шеф ведомства — Айрат Шафигуллин — решил занять более открытую позицию.
Напомним, что инициатором разбирательства в конце 2017 года оказалась ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения в Татарстане, которую возглавляет Ирек Сулейманов. Правда, тот говорил о росте оптовых цен, но антимонопольщики в первую очередь обратили внимание на розничные. Изучив данные, антимонопольщики пришли к выводу, что в ноябре 2017 года на заправках двух компаний (ООО «ТАИФ-НК АЗС» и ООО «Татнефть-АЗС Центр») произошло синхронное повышение стоимости зимнего дизельного топлива (ДТ) — с 39,5 рубля до 41 рубля за литр. Вскоре после вынесения этого решения татарстанским УФАС заправщики направили жалобу в ФАС России, в которой просили его отменить. Однако федеральная ФАС оставила жалобу без удовлетворения, полностью согласившись с доводами татарстанских коллег.
Ведущие заправочные компании Татарстана были уличены УФАС по РТ в соглашении, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию розничных цен на дизтопливо
«Рост цен не мог быть вызван экономическими причинами»
Тогда уличенные в сговоре АЗС отправились искать правды уже в татарстанский арбитраж. Сегодня на заседании было видно, как важно для заправщиков выиграть дело: они забрасывали хрупкую представительницу УФАС коварными вопросами, пытаясь загнать ее в ловушку и поймать на логических нестыковках. Впрочем, дама довольно ловко отбивала все аргументы многоопытных адвокатов ТАИФа и «Татнефти». Но оспорить решение УФАС для них — вопрос принципиальный. Важны даже не столько грозящие им немаленькие оборотные штрафы — от 3% до 15% от размера выручки за реализованный с нарушениями товар, пояснили нам в ведомстве. Дело в том, что если решение суда устоит, то в порядке преюдиции УФАС сможет привлекать заправщиков за игры с ценами и в предыдущие периоды времени.
Для начала представитель УФАС по РТ Екатерина Дубровина пояснила суду, почему, по ее мнению, повышение «Татнефтью» цен на зимнее ДТ в ноябре 2017 года не обосновано никакими экономическими причинами.
«Мы выяснили, что завод (ТАНЕКО) не производил за предшествующий период (ноябрь 2017 года — прим. авт.) новой партии зимнего ДТ, и приходим к выводу, что „Татнефть“ не могла реализовать новую партию зимнего ДТ, которая могла быть дороже из-за возросших цен на сырье или других причин. Это была партия прошлого периода», — подчеркнула Дубровина.
Она делает вывод о том, что рост цен закупки у производителя не соответствовал росту цен в рознице: «Рост цен не мог быть вызван экономическими причинами, а был вызван достижением антиконкурентного соглашения». В ценах ТАИФа антимонопольщики также нашли «несхождения», так как «цена реализации вырастает больше, чем цена закупки».
Представитель «Татнефть-АЗС Центр» не дремал. Он тут же заявил, что в корне не согласен с утверждениями УФАС. К примеру, с тем, что его компания якобы повысила цены в рознице с февраля – марта до октября – ноября 2017 года на 13,7%. Мол, исходные данные взяты неверно.
«Повышение [стоимости зимнего ДТ ТАНЕКО] на ряде заправок (заметим, не на всех заправках), составило чуть более 10 процентов, а не 13,7 процента, как утверждает антимонопольный орган. Вы за базу взяли не стоимость ДТ ТАНЕКО, которая была выше, а стоимость ДТ иных производителей», — подмечал нестыковки защитник интересов «Татнефти». Представитель УФАС отвечала в том смысле, что дело не в самих процентах, а в том, что две компании одномоментно повысили цены до одного уровня — 41 рубля.
В феврале – марте и в октябре – ноябре 2017 года «ТАИФ-НК АЗС» при росте закупочных цен на 9,68% переписал ценники на 12,16%...
«мы подняли цену на то значение, которое не превышает уровень нормальных наценок»
Но представитель «Татнефти» не унывал и поинтересовался, исследовался ли вопрос, какой у его компании была рентабельность при реализации дизельного топлива в 2017 году. Дубровина защищалась словами о том, что это не является предметом доказательства. Но тут в дело вступил другой представитель «Татнефти» — и стало ясно, к чему ведут представители компании. Мол, не мы виноваты, а такова была общая ситуации на рынке.
«Исходя из цен закупки, которые выставляли поставщики, мы должны были еще на 1,5–2 рубля цены поднять, чтобы иметь норму рентабельности, и УФАС никоим образом не исследовал вопрос той наценки, которую имело общество на протяжении всего года. Наценка в течение года варьировалась от 3 до 5 рублей, а в ноябре – декабре 2017 года она составляла порядка 4 рублей, что говорит о том, что мы подняли цену на то значение, которое не превышает уровня нормальных наценок и которое не позволяло получать необоснованную прибыль», — заявил он.
На этом прения закончились. Дубровина попросила в качестве третьего лица привлечь управление ТЭР при кабмине РТ, которое, как выясняется, сыграло не последнюю роль в том, что УФАС решило наказать заправщиков (кстати, представительница управления уже сидела в зале, готовая с цифрами на руках ответить на любые вопросы, но суд ее так ни о чем не спросил). Неудивительно поэтому, что как «Татнефть», так и ТАИФ выступили резко против такого хода. Мол, если привлекаете управление ТЭР в качестве третьего лица, вызывайте и другие организации, которые мониторят цены на моторное топливо в регионе. Позицию поддержала и представительница ТАИФа, молчавшая все это время (она сидела за одним столом с коллегой из «Татнефти»). Суд ходатайство УФАС все же удовлетворил и отложил судебное заседание до 12 декабря.
...а «Татнефть-АЗС Центр» при росте закупочных цен на 12,9% в рознице прибавил несколько больше — на 13,7%
«было достигнуто соглашение по увеличению розничных цен на зимнее дизельное топливо»
Напомним, что в марте 2018 года УФАС по РТ вынесло обвинительное решение по татарстанскому «дизельному сговору». Само появление дела поначалу выглядело загадкой — много лет цены на топливо регулирует неформальный «татарстанский ОПЕК» — управление ТЭР при кабмине РТ Роберта Гилязиева, и ни у кого такая практика вопросов не вызывает. Тем более что с учетом фактической олигополии вмешательство властей работает на сдерживание аппетитов крупных ВИНКов. Как выяснилось, исключение подтверждает правило — накануне повышения обе компании обращались к регулятору на рынке розничной торговли моторным топливом в РТ — в управление ТЭР при кабмине РТ Роберта Гилязиева — с просьбой согласовать повышение розничных цен на ДТ до уровня 41,3 и 41,5 рубля за литр соответственно, однако получили отказ. После чего ослушались и самостоятельно переписали ценники до 41 рубля за литр. Эти цены на 1,5 рубля превысили уровень, который на тот момент был рекомендован управлением ТЭР. При этом другие участники рынка продолжали держать цену в 39,5 рубля. Вот УФАС и преподало им урок.
Антимонопольщики проанализировали динамику роста закупочных цен обеих компаний в феврале – марте и в октябре – ноябре 2017 года. Выяснилось, что «Татнефть-АЗС Центр» при росте закупочных цен на 12,9% в рознице прибавил несколько больше — на 13,7%; «ТАИФ-НК АЗС», в свою очередь, при росте закупочных цен на 9,68% переписал ценники на стеле АЗС на 12,16%.
«Таким образом, татарстанское УФАС пришло к выводу, что между ООО „ТАИФ-НК АЗС“ и ООО „Татнефть-АЗС Центр“ было достигнуто соглашение по увеличению розничных цен на зимнее дизельное топливо с 39,5 рубля <…> до 41 рубля на территории РТ», — говорится в решении антимонопольного органа. Любопытно, что вскоре после того, как дело было заведено, заправщики в пожарном порядке снизили цены до 39,5 рубля за литр.
Также отмечалось, что «оптовые цены на дизельное топливо, предлагаемые компаниями „ТАИФ“, „Татнефть“, выше стоимости данного топлива на Уфимском НПЗ, средних цен на НПЗ России и цен Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи». Дело было возбуждено по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 федерального закона «О защите конкуренции» (по подозрению в сговоре).
Компаниям грозят оборотные штрафы по ст. 14.23 КоАП РФ — от 3% до 15% от размера суммы выручки компании от продажи дизтоплива за период нарушения, но не менее 100 тыс. рублей. Как пояснила сегодня после заседания в Арбитражном суде представитель УФАС Дубровина, штрафы на данный момент еще не назначены.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 102
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.