О ЧЕМ ИНДИЙСКИЙ ПОСОЛ БУДЕТ ГОВОРИТЬ В КАЗАНИ?

Вчера начался визит в Татарстан делегации Республики Индия во главе с временным поверенным в делах Республики Индия в РФ Анилом Тригунаятом. Газета «БИЗНЕС Online» сделала экскурс в историю татарстано-индийских экономических отношений и обнаружила немало любопытных фактов. 

ТАТАРСКИЕ КУПЦЫ В ИНДИИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Для начала немного из истории татарстанско-индийских отношений. Главы крупнейшей страны азиатского региона с руководителями Татарстана встречались неоднократно, особенно в последнее десятилетие. Интересно, что первая встреча в новой истории РТ (тогда советской республики Татарии) состоялась еще в 1956 году, когда в рамках визита в СССР глава Индии Джавахарлал Неру посетил и Казань. Любопытно, что Джавахарлал Неру тогда выразил желание посетить Татарскую Каргалу, мечеть в Оренбурге. Как считают некоторые историки, связно это может быть с тем, что каргалинские татары-купцы первыми с Запада «проникли в Индию тайными тропами через Тянь-Шань, сумев при этом сохранить эту тайну, еще в 1750 году», пишет оренбургский портал. Купцы снарядили тогда два каравана с товарами. Экспедиция благополучно доставила товары до Хивы, а дальше в сопровождении посла Шербека караван достиг Индии.

Интересна и трагична история экспедиции, организованной в 1751 году. Торговыми послами из России были тоже каргалинские татары, двое из которых погибли во время нападения пиратов. Оставшаяся часть дошла до города Дели.

КАК ИНДИЙЦЫ ИНТЕРЕСОВАЛИСЬ НЕФТЬЮ

В новейшей истории обошлось, к счастью, без трагедий. Активизация встреч на высшем уровне индийских и татарстанских властей с конца 1990-х годов была связана с увеличением экономического сотрудничества между Индией и Татарстаном. Внешнеторговый оборот Татарстана и Индии уже в 1998 году составил около $11,6 млн., а среди торговых партнеров республики Индия занимала 25-е место.

Еще одним толчком к интенсивному развитию отношений послужил визит в Индию в ноябре 1998 года официальной делегации Татарстана во главе с президентом Минтимером Шаймиевым: тогда был подписан протокол о торгово-экономическом сотрудничестве.

Несколько месяцев спустя, в марте, в Казань прибыл Чрезвычайный Посол Индии в РФ Сатиндер Кумар Ламба. Тогда индийские гости высказали готовность к сотрудничеству с Татарстаном в самых различных областях – прежде всего заинтересовавшись, впрочем, вертолетами и нефтепродуктами. В 1999 году Татарстан предложил Индии принять участие в разработке четырех нефтяных месторождений. Особый интерес у индийцев вызвало Ромашкинское месторождение, а также льготы, предусмотренные для разработчиков месторождений. В Татарстане обещали побывать специалисты-нефтяники из Индии и подписать меморандум о сотрудничестве Татарстана и Индии в области нефтехимии. Но соглашение так и не было подписано.

ПЕРВЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ И «КАМАЗ»

Годом позже, 19 мая 2000-го, в Казани состоялась очередная встреча президента РТ Шаймиева с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Индия в РФ Сатиндером Кумаром Ламбой. Одной из причин этого визита стал фестиваль индийского кино в республике. На этот раз стороны обсудили возможность создания СП в области машиностроения в Индии и в области фармакологии, пищевой индустрии в Татарстане. Президент РТ обратил внимание индийцев на перспективу использования возможностей татарстанского авиастроительного комплекса в авиастроении Индии. И опять же вернулся к обсуждаемому с прошлой встречи вопросу совместной разработки нефтяных месторождений. Договоренности по этому вопросу достигнуто не было, так как индийскую сторону не устроили инвестиционные условия, предлагаемые Татарстаном. Посол лично попросил "подтолкнуть" к диалогу ОАО "Татнефть", на что получил согласие Минтимера Шаймиева.

В то же время Ламба отметил успешное сотрудничество в области авиа-, машиностроения и "оборонки": в Индию уже к тому времени поступили первые партии большегрузов "КАМАЗ" (напомним, СП автогиганта в Индии было открыто только в феврале 2010 года, - ред.), пользовалась успехом продукция КОМЗа, закуплены были первые вертолеты Ми-17, Ми-7. Велись переговоры и о приобретении транспортного самолета татарстанского производства. К слову, Татарстан впервые посетил и Анил Тригунаят, тогда первый секретарь Посольства Индии в РФ.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ УПАЛ С 86 ДО $5 МЛН.

В 2002 году Минтимер Шаймиев встречался с индийским Послом Кришнаном Рагхунатха. На этот раз речь о разработке индийцами нефтяных месторождений уже не шла. Индийский дипломат лишь предложил создать в Татарстане СП, «которое способствовало бы активизации традиционного "чайного бизнеса" и увеличению поставок индийского чая в республику». А татарстанская сторона предложила сотрудничать в сфере машиностроения.

В 2003 году было подписано соглашение между правительством РТ и правительством штата Андхра-Прадеш о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. К 2003 году внешнеторговый оборот между сторонами вырос до $86 млн. Правда, с началом 2004 года резко упал (в первом полугодии он составил всего $5 млн.). Посол тогда заявил, что «уровень торгово-экономических связей не соответствует потенциальным возможностям и потребностям Индии и Татарстана».

К тому времени Татарстан поставлял в Индию синтетический каучук, грузовые автомобили, продукцию приборостроения, запасные части к авиационной технике, механическое и техническое оборудование, продукты неорганической химии, шины, двигатели и электрические генераторы, трансформаторы и изолированные провода. Во время этой встречи стороны договорились о сотрудничестве в области обеспечения программными продуктами, в частности, использования их в нефтехимической промышленности, а также о поставках автомобилей "КАМАЗ" для нужд минобороны Индии.

…ДА ТАК И НЕ ПОДНЯЛСЯ

В феврале 2008 года в составе делегации РТ Индию посетил министр промышленности и торговли РТ Александр Когогин, руководство ОАО "КАМАЗ" и ОАО "Татэнерго". Тогда члены делегации РТ приняли участие в торжественном открытии Года Российской Федерации в Республике Индия, а также в работе II Российско-Индийского форума по торговле и инвестициям.

На том же форуме, годом позже, замминистра промышленности и торговли РТ Линар Латыпов заявил, что в первом полугодии 2009 года двусторонний товарооборот Татарстана и Индии составил всего $5,6 млн. Перспективными направлениями сотрудничества Татарстана и Индии были названы совместные разработки и внедрение высоких технологий в различных сегментах экономики, реализация инвестиционных проектов в области энергетики и в сфере информационных технологий, производство комплектующих деталей и узлов авто- и авиакомпонентов.

Из истории бизнес-сотрудничества двух стран стоит вспомнить, что в 2006 году ООО "ТНГ-Групп" - дочка "Татнефти" - и индийская компания Shiv-Vani Universal Ltd. намеревались создать в Индии СП, которое бы участвовало в конкурсных торгах и проводило геофизические работы в различных регионах мира. Однако, по-видимому, дальше заявления о намерениях дело не пошло. Зато летом 2010 года ООО "Торговый дом "Кама", занимающийся сбытом продукции ОАО "Нижнекамскшины" и входящая в шинную группу ОАО "Татнефть", начали поставки шин для завода Volkswagen в Индии. До конца года тогда планировали поставить 30 тыс. шин.

Активную деятельность в Индии ведет ОАО «КАМАЗ». В ближайших планах совместного индийско-российского предприятия «КАМАЗ Вектра Моторз Лимитед» (в период с апреля 2011-го по март 2012 года) – реализация на рынке 1250 грузовиков. В 2015 году компания собирается выйти на проектную мощность - увеличить объем сборки до 5000 машин в год.

Сергей Афанасьев