«Чубайсячий рост цен на электричество в 12 раз ни к малейшему росту энергоэффективности не привел» «Чубайсячий рост цен на электричество в 12 раз не привел даже к малейшему росту энергоэффективности»

«ЗАМЕРЗАЮТ ЗНАКОМЫЕ В КИЕВЕ, А ЕЩЕ ПУЩЕ — В КРИВОМ РОГЕ»

Российские обыватели, наблюдая на ток-шоу ужасы замерзающих украинских городов и получая прививку от майданной демократии, вряд ли осознают, что финансово-экономический блок РФ ведет нас той же дорогой, до Киева. Давным-давно, когда я еще был заместителем председателя думского комитета по энергетике, ко мне с законом об энергоэффективности пришли западные эксперты. Такие простые-простые — в жаргонном смысле этого слова. Их не волновала наша эффективность как таковая. Просто они посчитали, что если наши граждане будут уменьшать потребление газа, нефти, электричества, то наши плохо регулируемые компании увеличат в полтора раза предложения в Европу — с соответствующим приятным и кардинальным снижением цен. Суть закона сводилась к повышению цен и штрафам за перепотребление, так как в Европе это действительно приводило к примерно пропорциональному уменьшению потребления. Да так, что некоторые прекрасные европейские города воняют канализацией из-за сверхнормативного снижения потоков воды…

Я попытался объяснить западным экспертам, что прежде всего из-за огромных и не зависящих от людей потерь в России это не сработает. В частности, чубайсячий рост цен на электричество в 12 раз не привел даже к малейшему росту энергоэффективности. Так же, как и соцнормы в контрольных регионах. А потом ко мне приехали коллеги из Украины (где те же «эксперты» аналогичный закон уже пропихнули) и рассказали о практических негативных результатах.

Как мог, сдерживал эту затею. А сейчас она потихоньку внедряется и у нас — с такими же последствиями, как на Украине: рост цен дает рост неплатежей. Кстати, закон о солидарной ответственности за соседей по дому на Украине уже принят. Замерзают знакомые в Киеве, а еще пуще в Кривом Роге. Потому что европейцы, ровно из тех же упрощенно картезианских соображений, включили в соглашение с Украиной принцип равных цен на энергоносители.

«Резко растет соотношение экспортной и внутренней доходности, а, следовательно, сокращается желание поставок на наши НПЗ» «Резко растет соотношение экспортной и внутренней доходности, а следовательно, сокращается желание поставок на наши НПЗ»

«А ВСЕГО-ТО НАДО ПОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ И РАЗВЕРНУТЬ НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР»

А у нас растут цены на бензин. И наши штатные хулители Украины стесняются сообщить о том, что фундаментальная причина полностью аналогична: наши недолирики подписались при вступлении в ВТО под принципом равнодоходности ведения энергетического бизнеса. Если совсем упрощенно, то это означает, что цены на газ (как на Украине) и на бензин у нас должны стать такими же, как в Европе. А за бензин там сегодня платят, если считать в российской валюте, 100–120 рублей за литр.

Если чуть более развернуто, то это выглядит следующим образом. Возьмем, к примеру, 2 кг нефти, которые добываются в России. Средняя себестоимость добычи — порядка 10 рублей. Один из этих килограммов идет на переработку в нашей стране со стоимостью логистики и переработки в литр бензина порядка 5 рублей. На это навешиваются налоги порядка 25 рублей, плюс прибыль компании порядка 10 рублей. В сумме примерно 50 рублей за литр. А второй килограмм нефти уходит на экспорт. Та же себестоимость — 10 рублей, часть налогов типа НДПИ в цене — порядка 10 рублей. Логистика подороже, с переработкой порядка 10 рублей. А далее была экспортная таможенная пошлина, которая в правильные времена доходила до 400 долларов за тонну. Возьмем скромную среднюю цифру 20 рублей за килограмм. С учетом более высоких, чем у нас, среднеевропейских налогов на бензин в рублях и необходимость делиться с их капиталистами, цена продажи бензина позволяла нашим компаниям получать чуть более высокую, чем в стране, доходность.

А теперь во исполнение принципа равнодоходности принимается и подписывается президентом так называемый налоговый маневр. Он заключается в том, что 20 рублей таможенной пошлины на экспортный 1 кг отменяется поэтапно, за несколько лет, и для исключения потерь бюджета перебрасывается на внутренний 1 литр бензина. Даже в самой примитивной арифметической оценке это должно давать прибавку в три-четыре рубля в год к инфляционному росту цены на бензин…

Реальная картина еще хуже, потому что резко растет соотношение экспортной и внутренней доходности, а следовательно, сокращается желание поставок на наши НПЗ. К сожалению, наши псевдопатриоты (так же, как и украинские), которые за все это проголосовали, теперь бегают на ток-шоу и рассказывают, как с помощью команды «ФАС!» они остановят рост цен. А всего-то надо поставить правильный диагноз и развернуть налоговый маневр. Глядишь, и в Киеве дядьки призадумаются…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции