В выходные в Уфе широко отмечали 99-летие со дня рождения башкирского классика Мустая Карима В выходные в Уфе широко отмечали 99-летие со дня рождения башкирского классика Мустая Карима

«БЕГАЮЩИЙ ЗА КАРТАТАЕМ ТИМЕРБУЛАТИК КАРИМОВ»

«Едут, едут!» – в фойе башгосуниверситета перешептывались. Суета в ожидании гостей все увеличивалась, обрастая ненужными переживаниями.

«Рушник у башкирской девушки русский!» – вдруг обратил внимание кто-то на едва уловимую деталь. Радия Хабирова и Тимербулата Каримова встречали с необходимыми атрибутами: у входа – каравай хлеба и огромная тарелка чак-чака, на каждом этаже – своя культурная программа. Откуда-то сверху прибежал известный в республике кураист, выглянул с лестницы, убедился, что гостей еще нет, кивнул кому-то: «Я на два такта перемотал».

В эти дни, безусловно, давно запланированный визит Каримова стал событием политическим, ведь его, зятя исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, многие считали главным претендентом на кресло, которое в итоге занял Хабиров. У внука прославленного поэта, ставшего миллиардером, необычная судьба. Каримов окончил в 1993 году филфак Башкирского государственного университета, а в 1997-м получил диплом Бриджпортского университета в США. Каримов работал аналитиком нефтегазовой отрасли в ИК «Атон» Евгения Юрьева, занимал руководящие посты в инвестбанках Nomura, Lehman Brothers, а также UniCredit. С 2009 по 2011 год он возглавлял ИГ «Сумма Капитал» братьев Магомедовых, а затем стал старшим вице-президентом банка ВТБ, который покинул в 2013 году. Сейчас он возглавляет совет города Плес (того самого, где, если верить расследованиям Алексея Навального, расположена пышная резиденция премьера Дмитрия Медведева).

«Едут, едут!» – в фойе башгосуниверситета перешёптывались. Суета в ожидании гостей всё увеличивалась, обрастая ненужными переживаниями «Едут, едут!» – в фойе башгосуниверситета перешептывались. Суета в ожидании гостей все увеличивалась, обрастая ненужными переживаниями

В БашГУ ждали не только внука Мустая Карима с врио главы Башкортостана, в списках гостей были и министр культуры России Владимир Мединский, госсекретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота, посол Азербайджана Полад Бюльбюль оглы. Но приехали только внук поэта Тимербулат Каримов и дочь классика Альфия Каримова. Остальные по разным причинам отсутствовали. Впрочем, в день празднования 99-летия со дня рождения Мустая Карима обвинить кого-то из них в невнимательности к семье поэта и мероприятиям, посвященным событию, было нельзя. Аккурат перед посещением вуза, в котором учился Мустай, вся эта компания, за исключением Мединского, посетила памятник Кариму, где возложила цветы.

Цель визита в вуз – вручение грантов лауреатам премии имени Мустая Карима от одноименного фонда, который основал внук поэта. В этом году грант получила лишь одна студентка, но обещают, что в 2019-м таких будет гораздо больше.

В БашГУ приехали внук поэта Тимербулат Каримов и дочь классика Альфия Каримова В БашГУ приехали внук поэта Тимербулат Каримов и дочь классика Альфия Каримова

Творческая лаборатория Мустая Карима, созданная на факультете башкирской филологии и журналистики БашГУ, поражает своим видом. Выполненная в белом цвете, со стеклянными столами и стульями, эффектными витринами с выставленными на них книгами Мустафы Сафича и других башкирских поэтов, она производит сильное впечатление. Одним из последних в комнату зашел ректор Николай Морозкин. Он скромно улыбнулся, ему явно льстил восторг присутствующих. На гостей вуз произвести впечатление сумел.

«Отрадно, что много людей в Башкортостане считают этот праздник литературы своим праздником, – говорит директор фонда дочь поэта Альфия Мустаевна. – Думается, что и в Татарстане много почитателей творчества Мустая Карима. Долгие-долгие годы его произведения вызывают интерес у татарского читателя. Все его пьесы ставились и ставятся на сценах всех театров вашей республики. Ведь мы самые близкие соседи, ут күршеләре («соседи по огню» – прим. ред.), близкие по языку и культуре. Своим учителем в поэзии после Пушкина и Лермонтова он считал великого Тукая. Братская дружба связывала его с классиком татарской поэзии Хасаном Туфаном. Отец ездил в Казань, чтобы встретить его на вокзале, когда Туфан возвращался из ссылки. Они позже часто встречались и в Казани, и в Москве. Он дружил с Наки Исанбетом, Баки Урманче, Амирханом Еники. Сегодня с нами в Уфе – Ренат Харис, дорогой для нашей семьи человек, который считает Мустая Карима своим духовным учителем. С радостью узнала, что в юбилейном году в планах книжных издательств Казани издать сборник поэзии и повесть «Долгое-долгое детство» на татарском языке. В татарстанских театрах собираются поставить его пьесы. Уверена, что Казань приготовила еще какие-то сюрпризы на 100-летний юбилей папы».

Ринат Харис, кстати, был среди приглашенных гостей. Его трогательная история о «бегающем за картатаем («дедушка» по-башкирски) Тимербулатике» у него дома растрогала присутствующих. До 100-летия со дня рождения Карима ровно год, но это генеральная репетиция предстоящих торжеств.

Ринат Харис (слева) был среди приглашённых гостей. Его трогательная история о «бегающем за картатаем («дедушка» по-башкирски) Тимербулатике» у него дома растрогала присутствующих. Ринат Харис (слева) был среди приглашенных гостей. Его трогательная история о «бегающем за картатаем («дедушка» по-башкирски) Тимербулатике» у него дома растрогала присутствующих

АЭРОПОРТ «УФА» СТАНЕТ ИМЕНИ МУСТАЯ КАРИМА?

Одним из важных событий предстоящего юбилейного года может стать переименование уфимского аэропорта, один из вариантов нового названия которого – в честь Мустая Карима. На прошлой неделе Общественная палата Башкортостана назвала 10 имен великих земляков, чьими именами могут назвать воздушные ворота столицы региона. Кроме Карима это военный летчик Муса Гареев, национальный герой Салават Юлаев, писатель Сергей Аксаков, артист балета Рудольф Нуриев, генерал-майор Минигали Шаймуратов, оперный певец Федор Шаляпин, герой Советского Союза Александр Матросов, художник Михаил Нестеров и писатель Сергей Довлатов. Все они либо родились, либо какой-то период свой жизни провели в Уфе или Башкортостане.

«Наименование аэропорта в честь великого земляка – это общественная инициатива, которая поддержана широким круг людей, – комментирует Тимербулат Каримов. – Насколько я знаю, проходят слушания, круглые столы, и мы с интересом наблюдаем за этим процессом. Как наследникам нам отрадно, что имя нашего картатая звучит в этом контексте. Но это общественная инициатива, и очень важно, чтобы люди, которые высказываются, делали это независимо и взвешенно».

Вероятность того, что аэропорт получит имя Мустая Карима, достаточно высока. Его высоко ценят в республике все слои населения, и при справедливой оценке, к тому же учитывая столь красивую дату в 2019 году, победа не вызовет вопросов.

«Мустай Карим широко известен и любим в Башкирии и за ее пределами, написание Mustay Karim не вызывает никаких проблем и разночтений в транслитерации, а образный мир его произведений может вдохновить дизайнеров и малый бизнес на создание пространств аэропорта, в которых каждого пассажира будет встречать добрая улыбка нашего на все сто Мустая, иллюстрации его произведений, строфы из его стихов. Я уверен также, что при этом единственный в мире код IATA, совпадающий с названием города UFA, должен быть сохранен», – считает публицист Шамиль Валеев.

Вечер празднования 99-летия завершался в Русском драматическом театре. Делегация высоких гостей вошла в зал одним потоком, во главе которого была Альфия Каримова Вечер празднования 99-летия завершался в русском драматическом театре. Делегация высоких гостей вошла в зал одним потоком, во главе которого была Альфия Каримова

КАК ХАБИРОВ УСТУПИЛ КРЕСЛО КАРИМОВУ

Вечер празднования 99-летия завершался в русском драматическом театре. На премьеру обновленной версии спектакля «Луна и листопад» по повести Мустая Карима «Помилование» собрался весь политический бомонд республики. В ожидании целого партера высоких гостей въезд на парковку к театру был закрыт. Сюда пускали лишь отдельные машины. У неприметного входа сбоку от парадной лестницы дежурил бравый молодец в костюме. При всем этом попасть на спектакль мог любой желающий – билеты свободно продавались в кассе. Да, топ-места были давно недоступны, но, например, купить билет на балкон можно было за скромные 200 рублей.

Журналисты и фотографы топтались в фойе, нервно поглядывая на часы, наивно полагая, что Хабиров и Каримов прибудут вместе и зайдут через главный вход. Но тот молодец караулил дверь не случайно. Правда, возле гардероба все равно тусовались члены правительства, бизнесмены. Ровно в 6 вечера раздался первый звонок, кто-то из явно приближенных к врио главы Башкортостана улыбнулся: «Уже все давно приехали, бегите в зал».


Делегация высоких гостей вошла в зал одним потоком, во главе которого была Альфия Каримова. Вслед за дочкой поэта шла супруга Хабирова Каринэ, для которой это появление на публике стало первым в качестве первой леди республики, если не считать утреннего возложения цветов к памятнику Мустая Карима, где она сопровождала мужа. За четой Хабировых шел Рапота, после которого в зале появились Тимербулат Каримов и экс-мэр Уфы, а ныне сенатор от республики, Ирек Ялалов.

Сели Хабиров и Каримов вместе, в центре зала. Во время рассадки, правда, случилась заминка – Хабировы собой разделили пару Каримовых, но Радий вовремя спохватился, предложив внуку поэта поменяться местами. Теперь все сидели правильно: Тимербулат Олегович рядом с Ингой Игоревной, правда, абсолютный центр партера теперь занимал Каримов, если это играет какую-то роль.

Начало спектакля затянулось почти на полчаса, но одновременно с тем, как начал гаснуть свет, в зале появился Ростислав Мурзагулов. Его имя всплывало в СМИ как одного из помощников Хабирова, но официально о его назначении упомянуто не было, как и о его присутствии в Уфе. Последним местом его работы был пост вице-мэра Красногорска, которым руководил Радий Фаритович. Показательно, что Мурзагулов пришел в театр, хотя в то же время на стадионе «Нефтяник» футбольная «Уфа» принимала казанский «Рубин».


Каримов и Хабиров же вели светскую беседу. Им явно не хватило почти 2,5 часов беседы в Белом доме днем ранее. Несмотря на, казалось бы, политическую конкуренцию, у них хорошие отношения, которые сложились еще в середине нулевых, когда Хабиров оказался одним из немногих представителей политической элиты Башкортостана, который поддержал семью Мустая Карима после его смерти.

«Радий Фаритович по-особенному относится к личности Мустая Карима и его творчеству, – рассказал «БИЗНЕС Online» Тимербулат Каримов о той беседе. – Я выразил ему благодарность, потому что в самое тяжелое для нашей семьи время, с уходом Мустая, Радий Фаритович был одним из немногих, кто деятельно помогал нашей семье, был всегда рядом. Мы это помним и очень-очень ценим. Мы говорили о творческих инициативах фонда Мустая Карима, я ознакомил Радия Фаритовича с планом благоустройства деревни Кляшево. Фонд имени Мустая Карима является инициатором проекта комплексного благоустройства деревни. Очень хочется создать новое общественное пространство, сделать это на базе деревни, чтобы она стала местом притяжения для как можно большего количества людей».

На просьбу прокомментировать назначение Хабирова временно исполняющим обязанности главы республики Каримов сначала ответил отказом: «Политическую тематику не хотел бы затрагивать». Но тут же он добавил: «Мы смотрим в будущее с большой надеждой и искренне желаем Радию Фаритовичу успехов в этом нелегком труде, а со стороны нашей семьи и фонда имени Мустая Карима сделаем все, чтобы оказать ему всеобъемлющую поддержку».