Известные экономисты и политологи подвели итоги прошедших в регионах РФ сенсационных выборов и высказали мнение о будущем политической системы Известные экономисты и политологи подвели итоги прошедших в регионах РФ сенсационных выборов и высказали мнение о будущем политической системы

СТРАНА ВХОДИТ В ФАЗУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Нынешняя политическая осень принесла России немало сюрпризов. В их числе – объявленные властью социально-экономические реформы: увеличение пенсионного возраста, повышение НДС и ряда тарифов. Это резко повысило протестную активность населения. Итогом стала прокатившаяся по стране волна митингов и неожиданных поражений губернаторов от «Единой России» в единый день голосования. Люди отдавали свои голоса любому оппозиционному кандидату, лишь бы не провластному.

Социологи фиксируют значительное падение уровня доверия граждан к президенту, правительству, Госдуме. Очевидно, что страна входит в фазу политической турбулентности, так как старая политическая модель обветшала, а общественный договор после принятия пенсионной реформы фактически прекратил существование.

Текущую обстановку и обсудили на круглом столе в редакции газеты «БИЗНЕС Online» наши эксперты:

Руслан Айсин – политолог.

Рустам Курчаков – экономист.

Фарид Насыбуллин – экономист, доцент ИСГЗ.

Андрей Тузиков – профессор КНИТУ, руководитель отделения Изборского клуба в Татарстане.

Мидхат Фарукшин – политолог, профессор КФУ.

Максим Шевченко – журналист, руководитель фракции КПРФ во Владимирской облдуме.

Модератор – Рашид Галямов, издатель «БИЗНЕС Online».

Максим Шевченко: «Федералы будут добивать всякую субъектность, которая будет угрожать единому управлению. Будут добивать ее. И Татарстан для них является одним из главных вопросов...» Максим Шевченко: «Федералы будут добивать всякую субъектность, которая будет угрожать единому управлению. Будут добивать ее. И Татарстан для них является одним из главных вопросов...»

«НИ СМИ, НИ УГРОЗЫ БОЛЬШЕ НЕ РАБОТАЮТ»

Первый вопрос, который был вынесен на обсуждение участников круглого стола, – каковы итоги прошедших в российских регионах выборов?

«После президентских выборов в марте этого года страна, казалось бы, прошла реперную точку и должна бы двигаться вперед, но попала в некую новую турбулентность, – начал разговор модератор, издатель „БИЗНЕС Online“ Рашид Галямов. – Вспомним страшный пожар в Кемерово, потом неожиданно на наши головы упала пенсионная реформа… И страна забурлила. Осенью мы уже начали пожинать плоды – в единый день голосования 9 сентября в регионах „посыпались“ кандидаты от „Единой России“, губернаторы, назначенные лично президентом РФ. Складывается ощущение, что то ли система поплыла, то ли мы находимся в стадии некоего перехода. Что же происходит в стране?»

Как всегда, резко и бескомпромиссно ответил на этот вопрос известный журналист Максим Шевченко, который прилетел из Москвы специально на наш круглый стол: «Итоги прошедших в регионах выборов говорят о том, что ситуация социально-экономическая для большей части населения дошла до такой степени, когда воздействие средств массовой информации и пропаганды, силовые угрозы со стороны МВД или криминала, который зачастую в некоторых регионах играет роль силового регулятора, больше не работают. Народ доведен до такого отчаяния и до такого уровня безысходности… Зарплаты в 12, 13, 14 тысяч при работе в 8, 9, 10 часов. Пенсии 7–8 тысяч. Уничтожение традиционных видов хозяйствования. Уничтожение социальной базы, в первую очередь русского народа… Я думаю, власть просто во многом потеряла контроль над сознанием людей, особенно в городах, то есть в тех местах, где есть интеллигенция, хоть какая-то. Даже минимальные группы интеллигенции уже оказываются катализаторами для серьезных протестных настроений. Даже самые невероятные, фантастические взгляды, конспирологические какие-то, феноменальные, оказываются ядром объединения против власти, которая воспринимается совершенно чужой…»

«Происходит усложнение жизни огромной массы населения, – высказал свое мнение Андрей Тузиков, профессор КНИТУ-КХТИ, руководитель отделения Изборского клуба в Татарстане. – В частности, идет сокращение ставок в вузах, идет сокращение штатов в различных других бюджетных организациях. С точки зрения малого бизнеса мы видим проблемы доступности кредитных ресурсов, нехватки оборотного капитала. Много чего происходит». Профессор заметил, что в жизнь страны сегодня вернулась публичная политика: «Кто постарше, помнит ее в 90-е годы. На мой взгляд, тут никакой сенсационности-то нет. Когда мне говорят: это надо же, какая революция произошла, где-то там кандидат от КПРФ попал в губернаторы! И что? В 90-е годы у нас был целый красный пояс… А сегодня происходит возврат публичной политики на фоне кризиса ожиданий».

Руслан Айсин напомнил, что стремительно падают рейтинги доверия власти, что холодильник начал побеждать телевизор Руслан Айсин напомнил, что стремительно падают рейтинги доверия власти, что холодильник начал побеждать телевизор

Политолог Руслан Айсин напомнил, что стремительно падают рейтинги доверия власти, что холодильник начал побеждать телевизор: «Когда говорят, что нет достаточных сил, которые могут структурировать протест, я с этим не совсем согласен, потому что есть понятие нетократии, власти сетей. Это не только интернет-сеть, это и сети сообществ, гражданских коллективов и так далее. То, что активно использует, например, тот же Навальный. Такая известная западная технология, и она достаточно действенная. То есть люди понимают, что вертикали можно противопоставить горизонталь… И еще один момент надо учитывать – внутриэлитные конфликты, которые на самом деле подтачивают очень серьезно фундамент власти… Внутри самой элиты происходят очень серьезные подвижки – аресты ведущих политических и экономических субъектов, дискредитация власти… Идет массовая смена губернаторского корпуса, что еще более, на мой взгляд, утяжеляет ситуацию и вообще загоняет ее в тупик... Система начинает плыть. Этого не видно, все вроде на местах, Кириенко сидит, Володин вещает… Но происходит турбулентность – ее не все могут почувствовать, но она есть».

«Строго говоря, вообще ничего не случилось, – заявил известный экономист Рустам Курчаков. – Это на уровне песенки – „Переворот случился в городе Каховке“. Жителям Каховки это интересно. А так… Ничего же принципиально нового нет».  

«Рейтинги власти посыпались! – возразил Рустаму Султановичу модератор. – Извините, но за год у Путина минус 21 процент в Казани – это огромная цифра».

«У Путина докрымский рейтинг. Это мы проходили. Ничего страшного, – стоял на своем Курчаков. – Ничего не случилось. Если по существу брать, выборы. А что такое выборы в нашей политической системе? Это шайтанские игры с властью, в которые втягиваются социально озабоченные люди, социально озабоченное меньшинство. Потому что молчаливое большинство в этом не участвует…»

Рустам Курчаков: «У Путина докрымский рейтинг. Это мы проходили. Ничего страшного» Рустам Курчаков: «У Путина докрымский рейтинг. Это мы проходили. Ничего страшного»

«ГОВОРЯТ, ЦАРЬ ВЫСТУПИТ ПРИ ПРАЗДНОВАНИИ ГОДОВЩИНЫ КОНСТИТУЦИИ…»

Вторая тема обсуждения на круглом столе – будет ли политическая система меняться в ближайшие годы под воздействием внутренних и внешних негативных обстоятельств и каковы перспективы трансферта власти, о котором много говорят в последнее время?

«Думаю, все-таки мы несколько преувеличиваем, я бы сказал, драматизируем ту ситуацию, в которой оказалась власть, – иронично заметил известный политолог, профессор КФУ Мидхат Фарукшин. – Власть достаточно сильна. Каких-либо принципиальных изменений в сторону, скажем, демократизации, не предвидится. И не будет. Эта политическая система, если она будет меняться, особенно после выступления председателя Конституционного суда в „Российской газете“… Говорят, что царь выступит при праздновании годовщины с проектом какой-то конституционной реформы. Хотя он сам отрицал, что будет конституционная реформа, что он будет инициировать ее, – он отрицал это. Но какие-то вещи, может быть, и скажет».

«Что касается трансферта власти, то здесь вопрос встает об операции „Преемник“, началась эта операция или не началась? Вот это самый главный вопрос сегодня, – заявил доцент старейшего частного вуза Татарстана, Института социальных и гуманитарных знаний, экономист Фарид Насыбуллин. – Тут есть один важный момент. Майскими указами Путина провозглашены 14 национальных проектов. Они не случайно возникли, ситуация действительно аховая, мы в тупике – экономика стоит, доходы падают, стагнация продолжается. То, что Росстат показывает, это все нарисовано. Отсюда эти национальные проекты, которые дают шанс Путину экономически поправить ситуацию и вновь поднять свой рейтинг, который действительно существенно упал, – не надо здесь упрощать...»

Мидхат Фарукшин: «Власть достаточно сильна. Каких-либо принципиальных изменений в сторону, скажем, демократизации, не предвидится. И не будет» Мидхат Фарукшин: «Власть достаточно сильна. Каких-либо принципиальных изменений в сторону, скажем, демократизации, не предвидится. И не будет»

«Трансферт власти неизбежен, это понятно, – сказал профессор Тузиков. – Но трансферт власти – очень большой вызов, это вообще исторически – вызов в России. Если посмотреть на всю историю нашей страны, то мы можем по пальцам пересчитать случаи относительно безболезненного трансферта власти, который не срывался в большие кризисы. С этой точки зрения конституционная реформа, наверное, была бы таким более-менее удобоваримым механизмом…»  

Довольно мрачный прогноз на будущее дал Шевченко: «Я думаю, что главная цель системы – это сохранить статус-кво и собственную власть. Исходя из этой задачи, система и будет действовать. Никакой демократизации, никакого широкого перераспределения полномочий или перераспределения национального продукта, грубо говоря, кормовой базы – это не интерес системы. Власти не умеют делиться. Они разучились делиться. И никогда и не умели делиться, собственно говоря… Думаю, никакой демократизации не будет. Я уверен, что, исходя из логики, из природы этой системы, она, естественно, будет двигаться в сторону фашизации. Будет наращиваться шовинистическая идеологическая пропаганда, стравливание русских и нерусских…»

Фарид Насыбуллин: «Ситуация действительно аховая, мы в тупике – экономика стоит, доходы падают, стагнация продолжается» Фарид Насыбуллин: «Ситуация действительно аховая, мы в тупике – экономика стоит, доходы падают, стагнация продолжается»

«будет и попытка уничтожения поста президента, и уничтожение окончательное суверенитета Татарстана»

Очень интересным получился разговор в третьей части нашего круглого стола, когда эксперты обсуждали, стоит ли ожидать усиления централизации и давления на регионы, какие главные вызовы ждут Татарстан в нынешних условиях.

«Я могу сказать, что ситуация крайне тяжелая, – пессимистично заявил Шевченко. – Внутренняя политика – да, я считаю, что они (федеральные властиприм. ред.) будут добивать всякую субъектность, которая будет угрожать единому управлению. Будут добивать ее. И Татарстан для них является одним из главных вопросов... Сумеют ли татарский народ, русский народ, народы других субъектов каким-либо образом противостоять этой колониальной, антинациональной системе, в которую на наших глазах, как в какой-то страшной сказке, перерождается государство?.. Я лично считаю, что вызовы, которые ждут Татарстан, – это будет и попытка уничтожения поста президента, и уничтожение окончательное суверенитета Татарстана. Через язык, через экономику, через то, что часть местной элиты татарской будет коррумпирована и как бы согласится – да, мы включаемся в единый проект, готовы перейти на другой уровень. И так будет повсеместно. Всякая субъектность внутри страны будет стираться и уничтожаться, растворяться или в нищете, или, условно говоря, в постоянных репрессивных действиях…»

«По поводу централизации. А что централизовывать? Что еще нужно централизовывать? – довольно ехидно спросил коллег Фарукшин. – Что еще можно отнять у субъектов Федерации, так называемой? У регионов что еще отнимать?»

«От федерализма и так ничего не осталось», – поддержал модератор.

«Что касается самих регионов. Понимаете, регионы нуждаются в одном сейчас – прежде всего в деньгах. По сообщениям печати, совокупный долг российских регионов сейчас приблизился к двум с половиной триллионам рублей, – назвал тревожную цифру Мидхат Хабибович. – У центра нет денег. Иначе бы, конечно, сейчас напряжение немножко ослабили в обществе, подкинув населению какие-то подачки… Что касается республик, я думаю, в отношении Татарстана первый удар нанесен уже, и это будет поддерживаться – в отношении татарского языка. Все же знают, что язык – это основа существования нации, главный маркер этнической идентичности. Нет языка – сходит на нет и нация…»  

«БИЗНЕС Online» готовит полную стенограмму круглого стола, в ходе которого прозвучало много ярких, острых, порой парадоксальных высказываний, диалогов и споров.