Оскар Тахавиев, выступивший уже на первом эфире слепых прослушиваний, рассказал, как проходит отбор на главную сцену страны Оскар Тахавиев, выступивший уже на первом эфире слепых прослушиваний, рассказал, как проходит отбор на главную сцену страны Фото: Оксана Черкасова

«МНОГИЕ ДУМАЮТ, ЧТО «ГОЛОС» — ВОКАЛЬНЫЙ КОНКУРС, НО ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ШОУ»

Это не первая моя попытка — в Москву я ездил уже четвертый раз. Когда только появился проект «Голос», у меня сразу возникла идея туда поехать, но пригласили меня с сезона пятого. В этот раз, когда в ответ на мою аудиозаявку прислали приглашение, я уже очень скептически относился к этому, думал не ехать, но все-таки за два дня до кастинга купил билеты и поехал. В этот раз решил попробовать бразильскую тему, потому что все-таки я преподаватель и руководитель капоэйра-центра, основал здесь в 2005 году капоэйра-движение. Пришел с пандейро — бразильский вариант бубна — и начал петь им самую известную бразильскую песню, Mas Que Nada. Я и в прошлом году говорил, что тренер по капоэйре, но какой-то интерес в глазах увидел именно в этот раз. Когда меня спросили на предварительном кастинге, могу ли я сделать сальто, и я сделал, то понял, что в этом году как-то по-другому все складывается. Своя фишка, индивидуальность очень важна. Например, знаю одну талантливую девушку. В прошлом году она также не прошла предварительный кастинг, а в этом добавила необычный инструмент ханг и... В общем, вы о ней скоро услышите. Когда я первый раз получил приглашение, то подумал: «Ну все, приеду и порву всех». А поскольку ты там сотый, если не тысячный, то ты должен прийти и сразу выдать свои плюсы. У меня и в первый раз была хорошая песня, но развивалась она чуть дальше. Начал ее петь, меня остановили, а я ведь даже еще не показал ничего. Тогда и понял, что нужно приходить и сразу свои преимущества, фишки показывать.

Сами редакторы «Голоса» говорят, что в этом году было около 12 тыс. заявок, из них 2 тыс. человек ездили на очный кастинг в Москву и их слушали две недели по четыре дня с 10:00 до 20:00. Представьте себе этот нескончаемый поток вокалистов! Атмосфера вокруг очень нагнетает, и участники, и администрация на нервах. Хотя сами ребята конкурсанты поддерживают друг друга, поют песни, знакомятся, но все это в ощущении напряженного ожидания. Честно говоря, я не понимаю, как там можно кого-нибудь услышать, особенно под вечер. Были очень крутые вокалисты, которые не дошли до слепых прослушиваний. Как происходит отбор — одному Богу и Юрию Аксюте известно.

«Сами ребята конкурсанты поддерживают друг друга, поют песни, знакомятся. Но все это в ощущении напряженного ожидания» «Сами ребята конкурсанты поддерживают друг друга, поют песни, знакомятся. Но все это в ощущении напряженного ожидания» Фото: из личного архива Оскара Тахавиева

Из этих 2 тыс. человек отобрали 250 претендентов. Аксюта и коллегия редакторов опять отсматривают материал, советуются, приглашают голландцев, потому что это голландская франшиза. Они должны посмотреть всех и утвердить — из этих 250 на эфир осталось около 120. Мне все-таки позвонили, и я прошел. Получается, что ты попал в заветный 1% тех, кто попал в следующий этап — в слепые прослушивания. Организаторы попросили подготовить около 5 песен, сказали: через неделю подъезжайте, мы посмотрим. Очень просили на русском, потому что английских песен и так много. Например, у меня в репертуаре очень неплохо звучит Элвис, но, когда я туда приехал, первое, что услышал: английских у нас перебор, давайте русскую. И вот я спел на русском, свой необычный регги-кавер на «Имя 505», и редакторам понравилось. Они уже хотели ее утвердить, но потом я говорю: «А давайте я попробую португальскую». Спел я Mas Que Nada, им тоже понравилось. В общем, попросили меня самого выбрать из них ту, в которой я буду чувствовать себя комфортнее. В итоге я выбрал Бразилию, сам написал новую аранжировку и вставил свой авторский текст на русском. Благодарен редакторам, что пошли мне навстречу. Ведь многим участникам зачастую дают песни, которые они не хотели — и пой как знаешь. У редакторов, конечно, большой опыт, и порой им кажется, что этому образу такая песня больше подойдет. Вообще, если ты попал в образ, то это большая удача, потому что, повторюсь, огромное количество талантливых вокалистов просто не прошли. Многие думают, что «Голос» — это в первую очередь вокальный конкурс, но это прежде всего шоу, каналу нужны рейтинги и яркие личности. И еще эмоции.

Многие связывали «Голос 60+» с пенсионной реформой, и я спросил у редакторов: «Это наши придумали?» А мне ответили, что еще год назад это начали делать голландцы. Верю, что это совпадение, голландцы придумали, а наши вторые в мире решили попробовать. Посмотрел первые выпуски, и мне очень понравилось, особенно интересно наблюдать за непрофессионалами с их интересной жизнью, черно-белыми фотографиями. Какая-то доброта в этом была.

«ШНУР ДАЖЕ КУРИЛ В КРЕСЛЕ»

Потом были «слепые» — две репетиции, одна генеральная и сами прослушивания. И опять-таки у меня были сомнения, что я попаду, потому что там три дня съемок, и вероятность выступить в третий день — 50/50. И в этом году осталось человек 20, которые просто не успели выступить. Они готовились, репетировали, пришли со своими родственниками, поддержкой. И в итоге им сказали: на следующий год. Это очень жесткий отбор. Но я знаю, что от меня хотели шоу, и оно получилось. Читал на «БИЗНЕС Online» очень интересное интервью с Мариной Андрусенко, главным музыкальным редактором Первого канала. Мне она очень понравилась, приятная и доброжелательная. Вообще, ощущения на предварительных кастингах и слепых прослушиваниях совершенно разные. Когда ты прошел на «слепые» и стал участником, атмосфера прекрасная. Редактора относились очень тепло, наверное, дальше еще теплее. На «слепых» мы были на «Мосфильме» — съемки происходили в павильоне, а мы в коридоре в прямом эфире наблюдали, как наши ребята по десяткам заходят. Все переживали друг за друга, аплодировали. Лично для меня не было слабых участников — все были сильными.

Я решил выбрать бразильскую песню, потому что сам в этой теме и хотелось показать бразильский стиль, сделать шоу. Во время чемпионата мира к нам приезжал крупнейший бразильский телеканал Globo (тот самый, который снимал известный сериал «Тропиканка» и прочие), его корреспонденты меня нашли и сделали репортаж, который потом показали в Бразилии. Они назвали меня «Русский бразилец». И многие мои знакомые сказали, что видели меня. Я подумал, может, это моя задача — популяризировать солнечный стиль, показать Бразилию, к которой я очень сердцем прикипел, и вообще португальский язык — это редкость. Честно говоря, очень рассчитывал, что все-таки в этом сезоне останется Леонид Агутин, невероятно уважаю его как музыканта, и, если бы была возможность выбирать, я был бы, конечно, всеми руками за Агутина.

О новом жюри нам сообщили за день, и у всех было большое удивление — очень неоднозначные личности. С моей точки зрения, новые наставники совсем далеки от латины и просто атмосферой их зацепить было сложно. Но и если бы пришлось выбирать среди них, я был бы в замешательстве. Басту, а скорее его альтер эго Ноггано, я слушал и в целом считаю его талантливым автором, Константина Меладзе уважаю как аранжировщика и композитора, но какого-то трепета в музыкальном плане ни перед кем не испытываю. Все-таки мне больше импонирует золотой состав жюри: Дима Билан, Александр Градский, Пелагея и Агутин. А сейчас, видимо, на канале почувствовали, что нужно обновление. Баста и Шнур — самые топовые, они собирают стадионы. Очень многое в новом проекте построено на противодействии Шнура и Басты, они часто ссорились и делали шоу.

Шнур — интересный персонаж, абсолютно отдает себе отчет в том, что делает. Он очень неглупый человек, который знает, как себя вести, при этом его могут и попросить как-то себя проявить. Например, он курил в кресле — возможно, ему сделали установку быть собой, оставаться в образе. Признаться, был удивлен, когда услышал уже по ТV его фразу, что я «сел не в ту электричку». На «Танцы» я бы тоже мог пойти, но здесь такое ощущение, что им нужно было что-то сказать, а придраться не к чему. При этом я доволен тем, как выглядело мое выступление, и образ, и элемент шоу — все было здорово. Но мне казалось, что сама песня все-таки прозвучит более ярко, свой голос я до конца не раскрыл. Просто и сама песня не очень вокальная — она для шоу хороша. Возможно, тут есть моя ошибка с точки зрения выбора репертуара.

Дмитрий Нагиев мне очень понравился. Он сказал мне очень теплые слова, я думаю, что это было искренне. Когда мы только вошли, познакомились, пообщались, он заявил: «Ты очень светлый, интеллигентный человек, я бы хотел, что бы ты остался в этом проекте». После выступления он пожелал мне тем же голосом, такой же подачей, но, может, чуть по-другому попытаться уже в следующем году. Но, насколько я знаю, второго «Голоса» для одного и того же участника по правилам не может быть.

«МОЯ ЦЕЛЬ — ПОПАСТЬ НА «ВЕЧЕРНЕГО УРГАНТА»

Мне кажется, секрет успеха в «Голосе» — в индивидуальности, потому что голосов красивых очень много. Ну и попадании в мейнстрим: если у тебя песня Эда Ширана, шансов пройти дальше гораздо больше. Иногда можно не очень хорошо спеть любимую песню наставника, и он повернется. Многие говорят, что «Голос» порой превращается в караоке-баттл. Я сам с осторожностью отношусь к каверам и в голове всегда держу цель развивать свои песни. И если мы где-то выступаем, то делаем 50/50 своих песен и каверов. Но я никогда не исполняю песни как они есть, я воспринимаю кавер как творческое переосмысление песни.

За последние несколько лет кавер-бэндов появилось огромное количество, особенно в Казани любят исполнять каверы «как они есть». Для меня это не совсем музыка, а скорее копировальный аппарат. Ты просто копируешь, имитируешь известную композицию. Там совсем нет тебя, а следовательно, нет искренности. Я чувствую себя больше музыкантом, который исполняет свои песни. Поэтому для меня «Голос» — это возможность донести свое творчество для широкой публики. Это такой хороший трамплин. Хотя с YouTube сейчас ничего не сравнится — мое окружение даже не стало бы смотреть «Голос» по ТV, если бы я там не выступал. Все стремятся в интернет.

Мне кажется, мои песни достойны того, чтобы их услышали многие. В прошлом году я ездил на украинский X Factor. Я даже не посылал заявку — мне написали из Киева, сказали, что им понравились мои видео, и пригласили выступить. Там было четыре члена жюри: двое сказали да, двое — нет. Позже я понял, почему меня не выбрали — я слишком доброжелательный и радостный человек из России. Меня даже хотели показать по телевизору, но в последний момент сообщили, что руководство канала решило не ставить в эфир мой номер. И потом я посмотрел, кого там показывали: бывший вор, который решил исправиться, чуть ли не проститутка, кто-то из зоны боевых действий. Очень много негатива и эпатажа. А сам Киев мне очень понравился, Я вообще не заметил какого-то плохого отношения к русским. Там их очень много, и почти все понимают и говорят на русском. Я много разговаривал с обычными людьми, они очень сожалеют о конфликте, с болью в сердце рассказывают о проблемах в общении с родственниками и друзьями, которые остались у них в России. Я смотрел на них и думал: насколько же наши культуры близки и как же ужасно, что нас разделили на века.


У нас в Казани очень мало развита музыкальная индустрия — в основном это татарская эстрада, в меньшей степени джаз. Молодые талантливые ребята уезжают в Москву — там есть работа, инфраструктура, куча клубов, где можно выступать, зарабатывают они в разы больше. Конечно, и конкуренция сильнее, но это здорово, когда вокруг тебя сильные люди, сильные музыканты. А у нас очень мало мест, где можно выступить, в основном экономят на всем — деньгах, музыкальном оборудовании. И запроса особенного нет. Иногда после очередного выступления становится грустно: а где еще, куда идти? Что и говорить, если в Казани есть только одна студия, где можно на уровне записать барабаны! И там, как правило, большая очередь. Как-то некрасиво для третьей столицы — проблем у казанских музыкантов очень много.

Очень бы хотелось попасть на «Вечернего Урганта». Это хороший знак того, что о тебе заговорили. И мои поездки на «Голос», другие кастинги ради того, чтобы обо мне больше узнали, посмотрели мои выступления в интернете. Когда я выступаю с песнями в барах, после концертов подходят и говорят, как им понравились наши авторские песни. Мне кажется, в этом и есть высшая крутизна — когда люди не приходят специально тебя послушать, а потом проникаются. Это ощущение социальной значимости очень важно в жизни любого человека, мне кажется. Мы хотим делать то, что меняет мир, или хотя бы просто улучшает настроение.

У меня с детства две главные страсти — боевые искусства и музыка. И если в первом я чувствую себя вполне реализованным (открыл первую школу капоэйры в Казани, воспитал большое количество учеников, многие из которых уже сами стали хорошими инструкторами, создал сообщество позитивных людей, любящих жизнь, движение, музыку, в котором сформировалось много семейных пар с детьми), то с музыкой пока реализовался не до конца. Чувствую, что внутри потенциала гораздо больше. И приятно, что это чувствуют и первоклассные музыканты, которые играют со мной в Oscar Band, например, известный маэстро, джазовый пианист Андрей Руденко и его музыканты. 10 лет назад я ушел из музыки в капоэйру. Сейчас у меня «второе пришествие» в музыку. Пришло время реализовать вторую мечту, и я активно двигаюсь к этой цели.

Оскар Тахавиев