Общефедеральное падение рейтинга власти затронуло и Татарстан — правда, доверие снизилось только к федеральным политикам, а у Рустама Минниханова и его команды все стабильно. Причина снижения очевидна — пенсионная реформа, к которой отрицательно относятся 77% опрошенных ЦАИР казанцев. И самая популярная причина: «Многие просто не доживут до пенсии». Впрочем, есть у решения федеральных властей и 4% сторонников. Мнения же о том, правильным ли путем идет страна в целом, разделились пополам.
Рейтинг Путина (слева) в Казани упал на 21%, огреб за пенсионную реформу и Медведев (справа) — ему «в целом не доверяют» 39%
МЕДВЕДЕВ ОБОГНАЛ НАВАЛЬНОГО ПО АНТИРЕЙТИНГУ
После бурного лета, на которое выпали и чемпионат мира по футболу, и пенсионная реформа, и подготовка к сентябрьским выборам, ставшим в четырех регионах России сенсационными, появилось явное ощущение, скажем так, социально-политической динамики, поэтому наша редакция не могла не заказать очередной опрос центру аналитических исследований и разработок (ЦАИР). Исследование проходило в Казани с 3 по 25 сентября методом телефонного опроса более 1,1 тыс. горожан, статистическая погрешность не превышает 3%. Заметим, что выборка в два раза больше, чем в предыдущих замерах, это дало нам возможность сделать репрезентативные выводы не только в том, что касается населения в целом, но и по отдельным группам.
Главная социологическая сенсация, которую в последние месяцы обсуждают на федеральном уровне, — пригорание на огне пенсионной реформы «тефлонового» прежде рейтинга Владимира Путина. Так, по данным ФОМ, электоральный рейтинг президента (готовность за него голосовать) с начала июня опустился на 17% — с 62% до 45%. В ответах на открытый вопрос, когда респондентов попросили без подсказки назвать политиков, которым они доверяют, тоже произошло проседание — в начале июня, по данным ВЦИОМа, 45% сами называли имя Путина. Теперь — 37%, на 8% меньше. Еще более мрачную картину традиционно рисует «Левада-Центр». По его данным, менее чем за год доверие к Путину упало на 20 процентных пунктов. В ноябре 2017 года, перед началом президентской кампании, этот показатель составлял 59%, а в сентябре 2018-го — 39%. Из них 9 процентных пунктов президент потерял между июнем и сентябрем.
«Закончилась крымская эйфория, накопилась усталость от состояния мобилизации, за последние четыре года реальные доходы граждан упали на 11–13 процентов, продолжался рост цен. Кроме того, был очень силен страх большой войны», — цитируют «Ведомости» директора «Левада-Центра» Льва Гудкова. По его мнению, объявление о пенсионной реформе лишь стало точкой фокусировки «факторов беспокойства», которые начали копиться еще до этого. Ощущение острой несправедливости законопроекта сочеталось с надеждой, что Путин ее отменит. Когда же он выступил с телеобращением, в котором поддержал повышение пенсионного возраста, разочарование усилилось.
Те же тенденции проявились и в Татарстане. Доверие к Путину выразили 50% респондентов, что для большинства не только российских, но и западных политиков недостижимая мечта, однако для лидера российского государства — цифра рекордно низкая. Пик доверия к нему фиксировали в июле 2015 года — чуть больше чем через год после триумфального объединения Крыма с Россией — 77%. К ноябрю 2017 года рейтинг снизился до 71%. То есть с тех пор снижение составило 21 процентный пункт! Заметим, что резко подскочил и антирейтинг — недоверие высказали 16%, тогда как раньше этот показатель не превышал 7%. То есть в целом число недовольных выросло в 2,2 раза.
Огреб за непопулярное решение и Дмитрий Медведев — впрочем, автору афоризма «денег нет, но вы держитесь» не привыкать копить на себе негатив. Ему остается лишь с тоской вспоминать сентябрь 2016-го, когда рейтинг доверия среди казанцев у него составлял 47%. Уже в ноябре 2017-го этот показатель опустился до 34%, а в сентябре пробил дно — 24%. У Дмитрия Анатольевича вообще самый катастрофический рейтинг: ему «в целом не доверяют» 39% — впервые число его противников превысило число доверяющих.
Навальному «в целом не доверяют» даже меньше, чем Медведеву, — 37%. Премьер обогнал в этом смысле оппозиционера
Интересно в этой связи взглянуть на показатели оппозиционера Алексея Навального. Как выяснилось, «в целом не доверяют» ему даже меньше, чем премьеру, — 37%. Медведев обогнал в этом смысле Навального… Кажется, никаких электоральных перспектив у организатора самых массовых (и жестко разгоняемых) протестных митингов нет — доверяют ему, как и раньше, всего 7% населения в целом, «в чем-то доверяют, в чем-то нет» еще 14%. При этом 23% вообще его не знают, а 20% не определились со своим отношением.
Но есть один нюанс — возрастной фактор. Как выяснилось, рейтинг Путина практически пропорционален возрастной категории: чем старше респондент, тем он больше доверяет президенту. В категории 65+ его рейтинг — заоблачные 85%, а вот среди молодежи 18–25 лет — всего лишь 35%. Обратная ситуация у Навального: в молодежной группе ему доверяют 16%, то есть разрыв «всего» раза в два. Неудивительно, что на митинги оппозиции ходит много «школоты», а Путина все чаще показывают в окружении юных лиц. Собственно, и республиканское минмолодежи создавалось не в последнюю очередь под ожидание, что на завоевание сердец подрастающего поколения Москва будет тратить все больше средств.
Минниханову «в целом доверяют» 52% — лишь на 4% меньше, чем в ноябре 2017 года
РЕЙТИНГ МИННИХАНОВА СТАБИЛИЗИРОВАЛСЯ
А что с татарстанскими VIP'ами? Главный вывод — бомба пенсионной реформы местный уровень практически не задела. Президенту РТ Рустаму Минниханову «в целом доверяют» 52% — лишь на 4% меньше, чем в ноябре 2017 года. Если добавить тех, кто колеблется («в чем-то доверяю, в чем-то нет»), получится 79% тех, кто может отдать за него голоса на выборах.
Пик «чистого» доверия у президента РТ был, как и у Путина, в июле 2015-го 67%, собственно, в том году он и избирался на второй срок. Серьезное снижение произошло в промежутке между сентябрем 2016 и ноябрем 2017 года. Параллельно слегка подрос и антирейтинг. Вспомним, что это было очень тяжелое и напряженное время: в декабре 2016 года случился крах империи ТФБ, а осенью 2017 года — языковой кризис. Впрочем, эффект оказался ограниченным — на фоне в целом благополучной ситуации в республике рейтинг ее первого лица держится на уровне, не достижимом для многих его коллег-губернаторов. По возрастным характеристикам портрет «миннихановского большинства» ровнее, чем путинского. К примеру, среди самых молодых у него 45% поддержки. Слегка сильнее его поддерживают женщины (56%) и татары (57%).
Кстати, выбор молодежи в чем-то парадоксален. Наибольшим уровнем поддержки в категории 18–24 пользуется умудренный опытом Бабай — госсоветник РТ Минтимер Шаймиев — 56%. В целом ему, как и прошлой осенью, доверяют 63% опрошенных.
У Алексея Песошина, который премьером стал не так и давно, в апреле 2017 года, тоже неплохой рейтинг — 24%. Результат мог быть выше, но, поскольку глава правительства почти не светится в СМИ, 30% опрошенных до сих пор его попросту не знают — и эта цифра за год почти не поменялась. Не доверяют Песошину всего 9% опрошенных. У спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина рейтинг доверия — 48%, у Ильсура Метшина — 48%. Заметим, что у мэра Казани рейтинг держится на стабильном уровне, а вот антирейтинг почему-то немного подрос — с 14% до 17%. Не помог даже красиво проведенный ЧМ-2018 по футболу. Впрочем, в той или иной степени рост недовольства отразился на всех представителях власти.
Наблюдается массовое неприятие пенсионной реформы — 53% опрошенных заявили о своем «резко отрицательном» отношении, еще 24% относятся «скорее отрицательно». Итого 77%
ВЫХОДИТЬ НА ПЕНСИЮ ПОЗЖЕ? 4% — ЗА!
Отдельный блок вопросов исследования был посвящен отношению к центральной теме политической жизни — пенсионной реформе. Как выяснилось, у нее даже есть свои сторонники. Ответ «отношусь к реформе всецело положительно» дали 4%, «скорее положительно» — 12%, итого 16%. Но в целом наблюдаем просто массовое ее неприятие. 53% опрошенных заявили о своем «резко отрицательном» отношении к реформе, еще 24% относятся «скорее отрицательно». Итого 77%. Общий счет 77 на 16 дает ясное представление о том, как в обществе восприняли повышение пенсионного возраста.
Причины сомнений (мягко говоря) в целесообразности реформы назывались разные — вопрос предполагал открытую реплику, и социологам пришлось потрудиться, чтобы свести в несколько вариантов ответа поток проклятий в адрес решения федеральных властей. Чаще всего (43% ответов) звучит мрачное пророчество «многие просто не доживут до пенсии». 23% респондентов заметили, что «пожилым тяжело работать, нужно не только работать, но и отдыхать». Иными словами, сил уже нет пахать, сколько можно? 10% обратили внимание на невеселую финансовую сторону: «Я рассчитывал на эти деньги, а их у меня отнимают» (по подсчетам некоторых экспертов, реформа отнимает у каждого россиянина около 1 млн рублей). 7% респондентов обоснованно считают, что «людям в возрасте сложно найти работу». Это же показал и «предпенсионный» эксперимент «БИЗНЕС Online»: берут ли в Татарстане на работу после 50? Был на вопросы ЦАИР и ответ: «В реформе нет необходимости, денег в бюджете достаточно» (4%). К слову, такое же мнение недавно высказал известный экономист Михаил Делягин: «Бюджет захлебывается от триллионов, а вы — „держитесь там“».
Кроме того, социологи выяснили, что 73% опрошенных обсуждали повышение пенсионного возраста со своими родственниками, знакомыми, коллегами, при этом 82% заявили, что во время этих обсуждений разногласий не возникло — все были против. Причем в обсуждении участвовали не только люди, которым не так уж много осталось до выхода на заслуженный отдых (среди тех, кому 45–54 года, в «пенсионных» дискуссиях участвовали 84%), но даже совсем молодые (18–24 года — 55%, больше половины).
Именно самые молодые (18–24 года, 25–34 года) выступают против пенсионной реформы — 88% и 82% в этих возрастных категориях заявили, что их личное отношение «в целом отрицательное». Вообще-то считается, что в молодом возрасте человек еще не думает о будущей пенсии, но, как ни странно, нынешние молодые проблему повышения пенсионного возраста, похоже, прочувствовали всем сердцем. Вероятно, тут сыграло роль и бурное обсуждение этого вопроса в интернете, который сегодня является любимой и незаменимой площадкой общения молодых.
«Молодые, а также люди среднего возраста понимают, что теперь уже не смогут рассчитывать на помощь родителей, которые у нас в стране обычно помогают детям и внукам со своих пенсий, — находит еще одно объяснение руководитель ЦАИР Алексей Коннов. — И молодые семьи попали на нянь: если мамочка захочет выйти на работу пораньше, придется нанимать няню. Если прежде внуков везде водила бабушка или дедушка, отныне им придется продолжить еще долго работать, пенсионный возраст повышен. Причем те самые 5 лет, на которые повысили пенсионный возраст, придутся как раз на тот период, когда внуки подрастают — на время до школы и на первые три класса школы. Потом-то ребенок уже повзрослеет и сможет добираться до школы сам».
Среди людей среднего возраста (35–44 года) противников реформы — 84%; среди тех, кому до пенсии осталось не так уж много (45–54 года), — 82%. Ну и относительно спокойно эту реформу воспринимают те, кому 65 лет и старше (54% против), — им повезло, они-то уже на пенсии, да еще и повышение выплат им обещают. Но и среди стариков 54% против — видимо, беспокоятся за детей и внуков.
Насколько пенсионная реформа волнует казанцев, показал и вопрос социологов: смотрели ли вы обращение Путина по поводу повышения пенсионного возраста? Смотрели 54% респондентов, знакомы с содержанием еще 25%, не смотрел 21%. Следующим был вопрос: повлияло ли обращение Путина на ваше отношение к реформе? О том, что повлияло в лучшую сторону и склонило к мнению о необходимости повышения пенсионного возраста, заявили лишь 18% казанцев. 27% сообщили, что повлияло в худшую сторону и еще больше укрепило в позиции противников реформы. Половина — 50% — ответили, что никак не повлияло. Ну с учетом того, что большинство населения против реформы, это тоже значимый показатель.
Любопытно, что чем моложе респонденты, тем меньше смотрели телеобращение Путина — да, вся молодежь в интернете. И опять же именно больше всего молодых людей заявило, что обращение на их позицию никак не повлияло: 18–24 года — 65%, 25–34 года — 63%, 35–44 года — 59% и т. д. А вот в худшую сторону обращение президента больше всего повлияло на тех, у кого предпенсионный возраст: об этом заявили 38% казанцев, которым 45–54 года. Хорошо восприняли телеобращение люди 65 лет и старше (36%), а также те, кому 55–64 года (24%). Среди самых молодых таких лишь 4%.
Особый интерес представляет выявленное казанскими социологами влияние пенсионной реформы на отношение к правительству РФ и лично к Путину. О том, что никак не повлияло на отношение к Путину, заявили 59% горожан, на отношение к правительству — 48%.
Повлияло в худшую сторону — 31% (треть электората, существенно) и 44% соответственно. В лучшую сторону — 5% и 3%. Так что снижение рейтингов, о котором мы говорили выше, действительно произошло не на пустом месте.
Опрос показал, что число тех, кто безусловно готов выходить на митинги, в Казани увеличилось: если в марте 2017-го их было только 9%, то в сентябре 2018-го — 14%
БОЛЬШИНСТВО НЕ РВЕТСЯ НА БАРРИКАДЫ
Степень недовольства в обществе социологи обычно замеряют с помощью вопроса о готовности участвовать в уличных акциях протеста. Положительный ответ вовсе не означает, что респондент и правда уже рисует плакат. Между сказать и сделать — дистанция большого размера. Однако выводы делать можно. В акциях протеста против повышения пенсионного возраста «точно готовы» участвовать лишь 14% опрошенных, «скорее готовы» — 20%. В совокупности 34%. «Точно не готовы участвовать в уличных акциях» 45% респондентов, «скорее не готовы» — 16%. Так что большинство, 61%, предпочитает, чтобы даже самые острые проблемы решались не на площадях.
В первых рядах протеста молодежь — 40% тех, кому 18–24 года, говорят, что готовы идти на баррикады. Но вот что характерно: даже их с показателем 46% опережает поколение 45-54-летних — это по ним, по тем, кому до пенсии рукой подать, сильнее всего ударила пенсионная реформа, отодвинув заслуженный отдых и заслуженные выплаты. То есть зрелые люди, которые, наоборот, должны цементировать стабильность, разозлены как никогда. Это серьезный звоночек.
Опрос показал, что число тех, кто безусловно готов выходить на митинги, в Казани увеличилось. Если в марте 2017-го их было только 9%, то в сентябре 2018-го — 14%. Но одновременно увеличилось и число тех, кто совершенно не допускает, что мог бы участвовать в уличных акциях: с 37% в марте 2017-го до 45% в сентябре нынешнего года. Вывод из этого — для почти половины казанцев (45%) стабильность на сегодня превыше всего.
Резюмирующий вопрос социологов был о судьбе России: «В целом дела в стране идут сегодня в правильном направлении или страна движется по неверному пути?»
«В правильном направлении» — был ответ 40% казанцев. «По неверному пути» — заявили 27% критически настроенных респондентов. Затруднились ответить 33%.
Ситуация в Татарстане мягче и спокойнее, чем в целом по России. Это показывает и опрос «Левада-Центра», проведенный тоже в сентябре 2018 года по всей стране. Из 1,6 тыс. опрошенных россиян 47% ответили, что «в правильном направлении». Чуть меньше, 41%, — «по неверному пути». Красная зона, как видим, очень большая, налицо опасная тенденция: страна разделилась почти пополам…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 219
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.