Сегодня в московском «Манеже» стартовала Российская энергетическая неделя Фото: Юрий Ридякин, photo.roscongress.org

«РОЛЬ ГАЗА В МИРОВОМ ЭНЕРГОБАЛАНСЕ БУДЕТ РАСТИ»

Сегодня в московском «Манеже» стартовала Российская энергетическая неделя (РЭН), которая проходит уже второй год подряд. Ключевым мероприятием форума, как и в прошлый раз, стала пленарная сессия с участием президента РФ Владимира Путина — она стартовала в 13:00. У президента Татарстана Рустама Минниханова на сегодня, как мы писали, тоже была обширная программа: с ним была делегация ТАИФа, которая подписала два крупных соглашения — с Deutsche Bank и корпорацией Siemens, а кроме того, президент Татарстана в очередной раз намеревался обсудить с министром энергетики Александром Новаком возможности строительства Заинской ГРЭС по программе ДПМ-2.

Пока же до обеда участникам РЭН и без главной VIP-персоны было о чем поговорить. Так, например, одну из самых ранних утренних сессий посвятили обсуждению перспектив глобального газового рынка — отрасли, где Россия занимает одну из ведущих позиций и на которую (зачем скромничать?) имеет амбициозные планы. «На мой взгляд, роль газа в мировом энергобалансе будет расти. Газ будет наиболее востребованным углеводородным ресурсом в периоде до 2040 года, потому что это ресурс, который сегодня более всего отвечает экологическим требованиям, обладает огромными запасами в мире, возможностями добычи, возможностями транспортировки. Он будет востребован во многих областях», — решительно заявил на пленарной сессии Новак. В пользу своей версии он то и дело приводил аргументы, подкрепляя их цифрами. Так, например, по его словам, только за последние 10 лет в связи с появлением новых технологий добыча природного газа в мире увеличилась на 21%, мировая торговля им скакнула и вовсе на 46%, а рынок сжиженного природного газа (СПГ) прибавил 70%. Так что удешевление технологии сжижения привело к увеличению числа потребителей СПГ с 17 до 40 стран. Более того, по мнению Новака, в ближайшее десятилетие ожидается удвоение числа стран-потребителей.

Так что газ списывать со счетов не стоит. «Если говорить о балансе рынка, общий спрос газа до 2035 года вырастет на 40 процентов — на 1 триллион 477 кубических метров газа, а торговля газом ежегодно будет увеличиваться на 2,6 процента», — сказал министр энергетики РФ, добавив, что доля СПГ в мировой торговле и вовсе увеличится с 35% до 52%. При этом ключевыми потребителями газа будут Китай, США, Азия и Европа. Что важно, по мнению Новака, превышение спроса над предложением с 2024 до 2035 года создаст нишу примерно в 250 млн т относительно сегодняшнего уровня. «Это та ниша, в которой Россия может дополнительно поучаствовать. Мы видим возможности по увеличению добычи», — считает глава минэнерго.


При этом министр особенно подчеркнул, что трубопроводный газ и СПГ из России будут не конкурировать, а дополнять друг друга. Особые надежды Новак связывает с Европой, где, по его оценкам, снизится собственная добыча, но при этом вырастет потребление. «Видим большой потенциал по импорту газа в течение 10 лет — порядка 100 миллиардов кубометров газа», — добавил он. Так что не зря задуманы такие проекты, как «Северный поток – 2», две «нитки» «Турецкого потока», «Сила Сибири». Тем более интересен России китайский рынок, где даже за 8 месяцев этого года, по словам Новака, закупки СПГ выросли на 50%.

Председатель правления НОВАТЭК Леонид Михельсон также разделяет позитивные ожидания минэнерго относительно увеличения доли газа в энергобалансе. При этом он полагает, что причина — в росте производства СПГ. «В прошлом году рынок вырос на 11 процентов и составил почти 300 миллионов тонн. Только Китай увеличил потребление на 48 процентов. К 2025 году рынок СПГ вырастет на треть и составит порядка 440 миллионов », — пояснил Михельсон. Предправления НОВАТЭК полагает, что официальные прогнозы объемов рынка СПГ занижаются: если сейчас называются цифры в районе 530 млн т, то сам Михельсон насчитал порядка 700 млн к 2030 году.

Все это, по его мнению, объясняется привлекательными ценами на газ. «Из-за падения цен в 2015 году многие страны стали пересматривать свои энергобалансы в пользу газа. Задача производителей — за счет новых технологий и гибкой маркетинговой стратегии поддерживать цены на газ в приемлемом диапазоне для потребителей», — отметил он. При этом Михельсон огорчен тем, что цена на газ до сих во большинстве регионов мира привязана к цене на нефть, а это «не соответствует реалиям рынка». «Газ становится самостоятельным товаром», — убежден глава НОВАТЭК. Более того, он предвидит, что если отвязка цены на газ от нефти не произойдет, то все его радужные прогнозы так и не сбудутся. «Мы считаем, что риски нефтяного рынка не должны переноситься на рынок газа. В перспективе ценоообразование на газовом рынке не должно быть связано с нефтяными индексами. Цены должны устраивать потребителей, иначе не сможем реализовать планы по увеличению производства», — подчеркнул Михельсон.


«ПО ФАКТУ ОБЪЕМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГАЗА РАСТУТ»

Естественно, на газовой сессии не обошлось без политики. Особенно этот вопрос тревожил модератора — телеведущего CNBC Джеффа Катмора, который то и дело пытался выяснить у Новака, не обратятся ли все его прогнозы относительно газа в прах из-за решительных действий президента США Дональда Трампа, который, как известно, уже успел отчитать Германию за покупку российского газа. «Они идут и договариваются о новой газовой сделке, нефть и газ — из России, которой они платят по счетам миллионы долларов, нормально, да? Вот, они хотят защиты от России, но при этом платят ей миллиарды, а мы как тупицы платим за все это», — возмущался Трамп. Новак на все провокации модератора отвечал, что, естественно, такие заявления волнуют, но реальность говорит совсем о противоположном. «По факту объемы потребления российского газа растет, экспорт растет на 6–7 процентов, особенно в последние два года. В этом году будут рекордные поставки газа в Европу. Мы выходим на пиковые объемы, потому что потребители нуждаются в российском газе. Трубопроводный газ надежно поставляется и наиболее востребован. Спотовые цены на европейских рынках выше, чем на поставки трубопроводного газа, потребитель выбирает газ по низким ценам», — объявил министр энергетики. Кроме того, Новак как будто невзначай заметил, что Россия отнюдь не стремится установить монополию на европейском рынке. «Пусть будут также поставки СПГ, но у потребителя должно быть право выбирать как поставщика газа, так и маршруты поставки газа. Мы за честную конкуренцию», — добавил глава минэнерго.

В «Газпроме», кажется, также не сильно взволнованы словами Трампа. «Когда пытаются убедить Германию, чтобы они за счет своих потребителей отвернули лицо от трубного газа из России и переключились на СПГ из США, то надо ответить на простой вопрос: кто платить будет? Как это повлияет на конкурентоспособность всего европейского континента? Нас пугают, а нам не страшно», — уверенно бросил замглавы «Газпрома» Александр Медведев. Более того, он полагает, что объем дополнительного импорта в Европу к 2025 году «вырастет в ежегодных цифрах не менее 60 миллиардов кубометров газа», а к 2030-му может достичь 80 миллиардов. А по оценкам самого Медведева, объем дополнительного импорта составит 100 млрд кубометров. «За этим кроется очень простой технологический факт, что выход газа на уровень чистоты, равный возобновляемым источникам энергии, это не мечты, а уже недалекая реальность. Один из подходов — использование водорода. Добавка в природный газ 10 процентов водорода приведет к снижение выбросов СО2 по всей цепочке практически до нуля. Это значит, что объем потребления импорта будет расти», — объяснил он.

А вот министр энергетики и промышленности Катара Мохаммед бин Салех Аль Сада сегодня старательно избегал упоминаний американского президента, а тем более обсуждения его действий и слов. Зато катарский министр лишь упрочил ожидания российской стороны относительно перспектив газового рынка. «Растет спрос по всему миру в силу ряда причин: газ недорогой, легкодоступный источник энергии и единственный способ снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Поэтому потребление газа и спрос будут расти», — заверил Аль Сада. Более того, по его прогнозам, к 2024–2025 году тенденции на рынке изменятся — будет нехватка газа. «Нам кажется, что спрос будет доминировать, играть решающую роль, политические факторы отступят на второй план», — пояснил министр.

Тут Новак поддержал коллегу из Катара, отметив, что рынок будет преобладать над различными политическими высказываниями, что уже сейчас демонстрирует та же Европа, увеличивая потребление российского газа. «Рынок стремится к глобализации, молекулы газа могут поставляться в любой уголок мира. Наш газ уже был поставлен и в США — несмотря на протекционизм, рынок берет верх», — с улыбкой отметил министр.


«С 1999 ГОДА ПРИНИМАЕМ ПРОГРАММЫ...»

Еще одна сессия РЭН была посвящена нефтегазохимии, которая в мире развивается темпами, в два раза превышающими ВВП. «Министерство энергетики делает ставку на этот сектор как на один из более перспективных, один из наиболее технологичных и имеющих высокий потенциал», — заявил замминистра энергетики Павел Сорокин. По его словам, если темпы роста углеводородного сегмента ТЭК в ближайшие 15–20 лет замедлятся, то нефтехимии это не коснется. «Если темпы роста мировой экономики не замедлятся ниже 3 процентов, то мы считаем, что спрос на нефтехимию в ближайшие 20 лет будет расти темпами по 5,6–6,5 процентов в год. Преимущество получит тот, кто сможет у себя создать мощную базу, решив логистические, инфраструктурные проблемы», — отметил Сорокин. По его словам, у России есть сырье для производства нефтегазохимической продукции, осталось только мощности подтянуть. «Мы сейчас производим 10 миллионов тонн, большую часть потребляем на внутреннем рынке, еще чуть-чуть импортируем. Экспорт составляет 3,2 миллиарда долларов — сумма не впечатляющая, особенно если сравнивать с другими секторами ТЭК», — расстраивался Сорокин.

Делегация ТАИФа подписала два крупных соглашения — с Deutsche Bank и корпорацией Siemens Фото: president.tatar.ru

Тут замминистра поспешил уступить право первой скрипки «человеку, который является лидером в этой отрасли» и «идеологически всегда поддерживает эту тему». Столь лестные характеристики Сорокин адресовал Минниханову.

«Я представляю тот регион, который страдает от нефтяной иглы», — с улыбкой заметил Рустам Нургалиевич. Однако всем своим выступлением он будто показывал пример того, как надо уходить от зависимости от продажи сырой нефти, развивая ее переработку. «С 1999 года каждый год принимаем программы развития нефтегазохимического сектора нашей республики. У нас работают «Татнефть» и ТАИФ. За это время с 1999 года инвестиции на новые проекты, на углубление, на переработку составили 1 триллион 300 миллиардов рублей. Последние пять лет — это 710 миллиардов рублей. Это говорит о том, что точка роста нашей республики — нефтехимический комплекс, хотя у нас серьезно представлено машиностроение, у нас есть производство самолетов, вертолетов, судостроение», — рассказал Минниханов.

Нефтехимический комплекс Татарстана — это «точка развития республики»Фото: president.tatar.ru

Так что на сегодняшний день, по его словам, у республики есть два завода, перерабатывающие 16 млн т нефти, а вскоре откроется еще один на 6 млн тонн. Кроме того, президент РТ подчеркнул, что республика ставила цель «уйти от мономеров» к производству «более потребляемой продукции». «„Нижнекамскнефтехим“ — крупнейший производитель мономеров был, сегодня он производит и расширил всю гамму каучуковой линии, дальше будем развивать. Также крупнейший производитель полистирола, полиэтилена. Также наш КОС производит огромное количество полиэтилена высокого и низкого давления, поликарбонат и прочее», — рассказал Минниханов.

По его словам, нефтехимический комплекс — это «точка развития республики». Поэтому Минниханов надеется, что минфин поддержит планы Татарстана по реализации новых инвестиционных программ, которые нуждаются в инфраструктурной поддержке.


Позже президент РТ лично присутствовал на подписании соглашения ТАИФ с Siemens, касающегося строительства парогазовой электростанции мощностью 495 МВт для «Нижнекамскнефтехима». Ее построят к 2021 году, а мощности новой станции будут использовать при строительстве нового этиленового комплекса. Вообще, как сообщили в пресс-службе Siemens, документ стал продолжением соглашения стратегического сотрудничества между компаниями, заключенного еще в 2014 году. «Сотрудничество с такой крупной компанией, как „ТАИФ“, открывает для нас новые возможности в области энергетики, нефтехимии и нефтепереработке. Имея богатый опыт и располагая современными технологиями, Siemens сможет стать надежным партнером по многим проектам в сфере модернизации существующих производственных площадок и строительстве новых объектов», — заявил президент Siemens в России Александр Либеров.

Еще одно соглашение подписали НКНХ и Deutsche Bank. Согласно документу, кредитная организация предоставит кредит на сумму 240 млн евро на 15 лет. Эти средства будут направлены на финансирование проектирования, поставки оборудования и строительства электростанции.