История с массовой дачей и получением взяток в Набережночелнинском институте КФУ разделилась на полтора десятка самостоятельных дел. Всего в них, по разным оценкам, замешано более десятка преподавателей и несколько десятков студентов. Общая сумма подношений превышает 500 тыс. рублей. Пока суд выносит решения по самым простым делам — в отношении студентов, которых приговаривают к штрафам, — следком возбуждает новые.
В Набережночелнинском суде продолжается длинная череда процессов по так называемому «делу о взятках в КФУ»
ПЕРВЫЕ ПРИГОВОРЫ ВЫНЕСЛИ СТУДЕНТКАМ
В Набережночелнинском суде продолжается длинная череда процессов по так называемому «делу о взятках в КФУ». Имеется в виду, конечно, местный институт университета. Сегодня, в частности, судья Рустем Галимуллин огласил приговор двум студенткам — Лейсан Гильмутдиновой и Раиле Габидуллиной. Их обеих признали виновными. Первую в даче взятки должностному лицу (ч. 3 ст. 291 УК РФ), вторую — в пособничестве в даче взятки должностному лицу (ч. 5 ст. 33 ст. 290 УК РФ). Гильмутдинова при этом свою вину признавала частично, Габидуллина — отрицала полностью.
Как было установлено в ходе судебного процесса, нынешней зимой у одной из студенток по итогам очередной сессии появились «хвосты» сразу по четырем дисциплинам. Как пояснила Гильмутдинова, она пыталась сама их закрыть — подходила к преподавателям, просила о пересдаче, но те, не объясняя причин, отказывались. Тогда ей кто-то посоветовал обратиться к Габидуллиной, которая закончила вуз годом ранее. Девушки списались по WhatsApp, вопрос был задан, через некоторое время получен и ответ: проблему решить можно, только стоить это будет 22 тыс. рублей. Как поясняла в ходе заседаний Гильмутдинова, она вовсе не думала, что речь идет о взятке и проставлении зачетов без их сдачи. Она наивно полагала, что Габидуллина просто посодействует ей в повторном экзамене. Как бы то ни было, деньги на карту последней студентка перевела, а при встрече передала зачетную книжку и зачетные листы.
Как выяснилось, когда Габидуллина еще училась, у нее сложились хорошие отношения с доцентом кафедры производственного менеджмента Ольгой Габдулхаковой. Именно к ней девушка и обратилась с просьбой — помочь Гильмутдиновой. Дескать, студентка по состоянию здоровья много пропускала, а теперь из-за не сданных зачетов ей грозит отчисление. Именно преподаватель и обозначила вышеуказанную сумму — 22 тыс. рублей за услуги. Эти деньги наличкой Габидуллина и передала доценту в ее кабинете, равно как и зачетку и зачетные листы Гильмутдиновой. Через некоторое время документы, опять же через пособницу, вернулись к студентке. В них стояли положительные отметки о сдаче зачетов. Каким образом Габдулхакова решила этот вопрос, ни одна из подсудимых якобы даже не догадывалась.
Тем не менее обвинительного приговора девушки не избежали. Судья учел их положительные характеристики, что они ранее ни к уголовной, ни к административной ответственности не привлекались, а также состояние их здоровья и их родственников. В связи с этим Галимуллин посчитал достаточным наказанием для обеих штрафы — по 25 тыс. рублей с каждой.
Это лишь один эпизод из целой серии «взяток в НЧИ КФУ». Вся эта история, ставшая достоянием гласности весной, в итоге выросла в добрых полтора десятка уголовных дел. Ее разбили на отдельные эпизоды, тем не менее во многих историях фигурируют одни и те же лица. По одним делам кто-то проходит обвиняемым, по другим — свидетелем, и наоборот. Некоторые процессы уже завершены.
Например, в конце июня было рассмотрено дело в отношении двух студенток экономического отделения местного филиала КФУ. Первокурсницы обвинялись в даче взяток, о чем сообщалось на официальном сайте прокуратуры. Суд установил, что в январе этого года студентки с помощью мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» перечислили в качестве взятки по 2 тыс. рублей доценту кафедры экономики предприятий и организаций. За это им внесли в зачетные книжки отметки о сдаче зачета по дисциплине «История». При этом девушки на зачет даже не приходили. Суд пришел к выводу, что студентки совершили преступление — мелкое взяточничество. Обе вину признали. Одной из них назначили штраф в размере 10 тыс. рублей, второй — 5 тысяч.
Еще по одной студентке тоже уже вынесен приговор. Она в декабре 2017 года обратилась опять же к Габдулхаковой, чтобы та помогла закрыть долги — по трем экзаменам и одной курсовой работе. И та действительно сделала все, что от нее зависело. Конечно, не бесплатно — каждый из «хвостов» оценивался в 3 тыс. рублей. Таким образом, за 12 тыс. студентка все долги закрыла, реально не сдавая ни один. Опять же, каким образом Габдулхакова решила вопрос, девушке неведомо.
ПОДСУДИМЫЕ И СТУДЕНТЫ ОГОВАРИВАЮТ ДРУГИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ?
Напомним, что впервые информация о массовых взятках в челнинском институте КФУ появилась в марте этого года. Тогда «БИЗНЕС Online» стало известно о возбуждении уголовных дел в отношении 53-летнего доцента Габдулхаковой и 49-летнего методиста Людмилы Галиакберовой. По данным следствия, они на двоих получили почти 200 тыс. рублей за проставление положительных оценок на экзаменах без реальной проверки знаний. Факты взяток касаются периода с 4 по 17 января 2018 года, то есть в период зимней сессии. По версии следствия, преподаватели получили деньги через старосту одной из групп экономического факультета.
К слову, в вышеуказанных процессах Галиакберова не является подсудимой. Но это не значит, что с нее сняты подозрения. По словам замруководителя следственного отдела Набережных Челнов Ильдара Шакирова, дело в отношении нее выделено в отдельное производство. В картотеке суда данное дело пока не значится.
Директор челнинского института КФУ Махмут Ганиев весной не стал отрицать, что инцидент в институте имел место, причем произошел с преподавателями, давно работающими в вузе. Руководитель дал понять, что этот факт не стал неожиданным. «Это была совместная работа службы безопасности вуза и УЭБиПК Набережных Челнов. Мы два раза в год после каждой сессии проводим среди студентов анкетирование именно на тему коррупционной составляющей в нашем институте. Студенты на анонимной основе пишут всю правду, а мы таким образом четко представляем ситуацию. О последнем случае мы узнали от студентов — они напрямую жаловались на этих преподавателей. В том числе помогло и анкетирование», — объяснил Ганиев. По его словам, суммы, которые платили студенты, разные — в основном 2–5 тыс. рублей. Часть брали наличкой, часть — перечислением на карту.
Дело в отношении Габдулхаковой до суда уже дошло. По нему она проходит вместе с Татьяной Кузнецовой, старшим преподавателем кафедры производственного менеджмента и специалистом по учебно-методической работе первой категории кафедры экономики предприятий и организаций. Впрочем, ей инкриминируется только один эпизод. По версии следствия, она получила взятку в размере 30 тыс. рублей при посредничестве все тех же Габдулхаковой и Галиакберовой. Деньги, как несложно догадаться, были переданы за проставление положительной отметки за экзамен, который фактически не сдавался.
Ольга Габдулхакова
Габдулхаковой же инкриминируются 6 эпизодов по ч. 3. ст. 290 УК РФ («Получение взятки должностным лицом»), 5 эпизодов по ч. 1. ст. 291.2 («Мелкое взяточничество») и по одному по ч. 2 ст. 290 («Служебный подлог»), ч. 1 ст. 174.1 («Легализация денежных средств, полученных в результате совершенного преступления») и ч. 2 ст. 291.1 («Посредничество во взяточничестве»). Дело ведет председательствующий судья Искандер Ахмитзянов. На одном из заседаний довольно неожиданно всплыло, что число привлеченных к ответственности вполне могло быть и больше. В частности, по делу был допрошен завкафедрой производственного менеджмента НЧИ КФУ Ринат Бикулов. Он показал, что следователь предъявлял ему несколько зачеток и экзаменационных листов. На одних преподаватель узнал свою подпись, про другие заявил, что виза не его. Но при этом сообщил, что ни Кузнецова, ни Абдулхакова никогда не обращались к нему с просьбой поставить «зачет» без проверки знаний. «Не было такого, — сказал Бикулов. — Я категорически против подобного, у нас с этим строго». Ахмитзянов процитировал приговор по ранее вынесенному судом делу. Согласно тексту, одна из студенток «обратилась к Габдулхаковой за помощью со сдачей зачета. Та, в свою очередь, вышла на завкафедрой и путем уговоров добилась проставления зачета в зачетную книжку без реальной проверки знаний». Абдулхакова, кстати, вину по этому эпизоду тоже полностью признает. «Получается, что они вас оговаривают?» — обратился к Бикулову Ахмитзянов. «Ну раз сейчас такое выясняется, то наверное...» — констатировал свидетель, однако не смог объяснить мотивы оговора.
Аналогичная ситуация и с доцентом кафедры экономики предприятий и организаций Гульназ Габидиновой. Ее подписи стоят в зачетках и ведомостях трех студентов, которые проходят фигурантами еще по одному схожему судебному процессу. «Они осуждены за дачу взятки преподавателю, в том числе и по вашей дисциплине, — сказал судья. — И Габдулхакова с этим эпизодом согласна». «Для меня это новость», — признала Габидинова. В обоих случаях Ахмитзянов напомнил, что свидетели дали подписку об ответственности за дачу ложных показаний. Тем самым, очевидно, дал понять: если выяснится, что они сказали неправду, их могут привлечь и за это, а также, возможно, и за служебный подлог. Следующее заседание по обвинению Кузнецовой и Габдулхаковой состоится 17 октября.
ЕЩЕ ПЯТЬ НОВЫХ ДЕЛ
Далее в списке подозреваемых во взяточничестве сотрудников НЧИ КФУ оказался 23-летний Умид Исазаде — профорг юридического отделения института и заместитель заведующего отделением по социально-воспитательной работе. Следственный отдел по городу Набережные Челны СУ СКР по РТ сообщил о расследовании, по которому возбуждено дело по ч. 3 ст. 290 УК РФ («Получение взятки должностным лицом»). Максимальное наказание за подобное деяние — лишение свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом до 40-кратной суммы взятки. Сумма Исазаде пока вменяется небольшая — 30 тыс. рублей, якобы собранных с нескольких студентов за положительные оценки на экзамене. Разработку следком провел при оперативном сопровождении ФСБ. Сам подозреваемый на вопрос «БИЗНЕС Online» об его отношении к претензиям следователей заявил, что не признает их. «Это абсурд!» — охарактеризовал ситуацию Исазаде, после чего положил трубку. Ганиев в разговоре с нашим корреспондентом рассказал, что подозреваемый сотрудник работал на кафедре ассистентом на 0,2 ставки — в основном вел у студентов практику. По словам директора вуза, его разработку следователи начали тоже по сигналу руководства института. Дело в отношении Исазаде пока расследуется, сообщил нашему изданию Шакиров.
Завкафедрой производственного менеджмента НЧИ КФУ Ринат Бикулов
Не лишним будет напомнить, что и мартовское уголовное дело о взятках не было первым для структур Казанского университета. В ноябре 2016 года был вынесен приговор заведующему кафедрой физики НЧИ КФУ Фариту Сарварову — тоже за мзду, в размере 30 тыс. рублей. Началось дело с единичного эпизода на 2,5 тыс. за зачет по физике, но со временем следователи нашли 11 первокурсников, отстегивавших Сарварову. Суд обязал его выплатить 250 тыс. рублей штрафа в доход государства.
В июле 2017 года к 3 годам и 1 месяцу лишения свободы условно был приговорен доцент кафедры экономики предприятий и организаций Геннадий Карнач. Он был задержан с поличным, когда получал с заочников 32 тыс. рублей за экзамен по дисциплине «управление рисками».
В январе этого года Елабужский горсуд приговорил декана местного института КФУ Линара Ахметова к 3 годам лишения свободы условно. Декан хотел получить с некоей студентки, попавшейся на подделке подписи под квалификационной работой, шлифмашинку Makita за 11 тыс. рублей, обещая замять инцидент.
По всей видимости, это еще не финал истории. Как сообщил нашему изданию Шакиров, следственные действия по «делу о взятках в КФУ» продолжаются. В данный момент проводятся проверки на предмет причастности к эпизодам студентов, преподавателей вуза, а также «лиц из околопреподавательского состава». Следствием этих мероприятий уже стало возбуждение еще пяти новых уголовных дел. По словам Шакирова, все они касаются сотрудников строительного факультета вуза. Подробности пока не разглашаются, но известно, что схема получения взяток та же: студенты «сбрасывались» на получение зачета, а деньги преподавателям передавал староста группы. Продолжение следует?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.