ДЕПУТАТЫ ГОРСОВЕТА ЧЕЛНОВ УВЕРЕНЫ, ЧТО ПРОБЛЕМА СТИХИЙНОГО ПАРКИНГА РЕШИТСЯ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЛЮДИ САМИ ПОЙМУТ, ЧТО МЕШАЮТ ДРУГ ДРУГУ

Проблема стихийных парковок стала головной болью не только для столицы РТ, но и для второго города республики – Набережных Челнов. На вчерашнем заседании депутатских комиссий в очередной раз народные избранники вместе с чиновниками исполкома, ГИБДД и архитектором города пытались найти решение этой проблемы. О том, почему это так и не удалось, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

РЕГЛАМЕНТ ГОРСОВЕТА СТАНЕТ ДЕМОКРАТИЧНЕЕ

Перед тем, как перейти к животрепещущей теме парковок, затрагивающей практически все слои населения, депутаты на совместном  заседании сразу двух комиссий – по жизнеобеспечению населения и градостроительству и по регламенту, правопорядку, законности и местному самоуправлению – минут 30 обсуждали технические, казалось бы, вопросы – изменения в регламент горсовета, положения о статусе депутата и постоянных комиссий.

Вопросы, впрочем, носили в то же время явно политический характер: исполком всеми способами старается показать уровень демократизации в мэрии. Сами депутаты убеждены, что изменения в регламенте и положениях помогут им в решении проблем горожан. В частности, по словам начальника управления организационно-аналитической и правовой работы аппарата мэра Лилии Адгамовой, для депутатов следующего созыва будет изменён порядок формирования фракций. Если сейчас для создания фракций в горсовете требуется как минимум пять депутатов, то «с учётом демократизации» необходимое число снижено до трёх. Как заметила Адгамова, много предложений по изменению регламента поступило от коммунистов - все, обещала она, будут обязательно рассмотрены.

Предложения депутатов о внесении изменений в регламент будут приниматься до 1 июня. Среди уже озвученных возможных изменений – по предложению коммунистов горсовета будет увеличено время для выступлений депутатов до 7 минут. Напомним, за последний год на заседаниях горсовета возникало немало конфликтов между мэром Василем Шайхразиевым и коммунистами, а также независимыми депутатами. Они не успевали высказаться по проблемам в утверждённый регламентом срок - 3 минуты. Мэр поначалу даже угрожал отключать микрофоны нарушителям. Но теперь, кажется, это в прошлом.

ПОЧЕМУ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БУКСУЮТ?

Отдельно на заседании комиссий было предложено внести изменения в положение о статусе депутата горсовета – в частности, о снижении срока, в который чиновники обязаны ответить на запросы и обращения народных избранников. Сегодня, по словам депутатов, многие работники исполкома порой намеренно затягивают ответы больше чем на месяц. Срок предлагают снизить до 10 - 15 дней.

Впрочем, это предложение может столкнуться с протестами чиновников – как иронично отметил один из депутатов, если управление ЖКХ будет отвечать на запросы депутатов в краткие сроки, времени заниматься чем-то ещё у него не останется.

Ещё депутаты на своём заседании предложили привлекать к ответственности тех чиновников, которые отказываются ходить на заседания постоянных комиссий. И опять же предложение носило, скорее, заявительный характер: ни в одном законе не прописана обязанность чиновников эти постоянные комиссии посещать. Все эти бюрократические казусы, считают депутаты, значительно затягивают решение важных для города вопросов.

Увы, и сами депутаты решают вопросы не так, чтобы быстро, если вообще решают. За последние полгода корреспондент «БИЗНЕС Online» был свидетелем неоднократных переносов даже горячих тем и вопросов с одного заседания постоянной комиссии на другое. Почти каждый раз, в случае особенно проблемного вопроса, депутаты предлагали создать «рабочую комиссию», которая, якобы, и должна была в конечном счёте «тщательно проанализировать проблемы» и «принять решение, как её решить». Думается, если так пойдет дальше, число рабочих комиссий в скором времени превысит число самих депутатов – проблемы, однако, как были, так и есть. Те же самые.

КОГДА ОПУСКАЮТ РУКИ

К примеру, главной темой вчерашнего заседания стала проблема парковок, для решения которой депутаты опять же предложили «создать рабочую комиссию». Во дворах Набережных Челнов не проехать спецтехнике, не пройти мамам с колясками, а машин с каждым годом становится всё больше. Стоянки тем временем пустуют (жители справедливо полагают стоимость места на них сильно завышенной).

Вопрос этот поднимается ежегодно, причём не раз и не два за год. Обсуждается на всех комиссиях, депутатами и чиновниками. Принимаются решения, проекты постановлений, постановления, приказы. Но воз и ныне там. Буксуют даже традиционные российские способы решения проблем – административные: в исполкоме сами признают, штрафстоянки и эвакуаторы не решают проблемы.

Впрочем, на этот раз у исполкома в рукаве сразу несколько козырей, однако, увы, даже сами чиновники признают, что и они, вероятнее всего, решат проблему далеко не сразу. Царившему на заседании унынию, безнадёжности и пониманию бессмысленности любой попытки решить проблему можно было только поражаться.

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТОЯНКИ И ЭВАКУАТОРА В ГОРОДЕ НЕТ

Рафаиль Киямов, и. о. замруководителя исполкома, начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения, сразу признал, что решить эту проблему за один день невозможно, хотя сам же напомнил, что работают над ней в исполкоме уже давно. По словам Киямова, среди автомобилей, заполнивших дворы автограда, можно обнаружить и старые машины, брошенные владельцами ржаветь. Владельцам этих авто власти вручают уведомления, и по истечении 10 дней увозят машины ржаветь на штрафстоянки. Таким способом в городе уже убрали с начала года 100 машин.

С владельцами машин «на ходу», вечерами полностью забивающими дворы, проезжую часть, тротуары и газоны, чиновники начали бороться при поддержке управляющих компаний. Если машина мешает проезду, сотрудники УК вызывают ГИБДД, составляют протокол, и, в случае необходимости, убирают машины на штрафстоянку. За четыре месяца рассмотрено 195 протоколов. Наложено штрафов на 124, 4 тыс. рублей.

- Однако решить так проблему сложно, - опять же признался Киямов. – У нас нет ни муниципальной стоянки, ни муниципальной эвакуационной службы. Поэтому мы уже подготовили проект постановления по созданию муниципальной штрафстоянки, она будет возле ипподрома на базе автостоянки Тулпар. А для пенсионеров собираемся создать муниципальную стоянку, куда бы люди могли ставить машины на льготной основе (за 200 рублей).

400 ТЫС. РУБЛЕЙ ЗА МЕСТО – КОМУ ЭТО НАДО?

Впрочем, с сожалением отметил чиновник, даже если все существующие автостоянки города заполнить машинами, со дворов удастся убрать от силы 5 - 6 тыс. машин (в Челнах их сейчас всего около 112 тысяч). Поэтому Киямов предложил строить многоярусные паркинги, «чего бы это ни стоило» (в самой мэрии как нигде понимают, что денег на такое строительство найти будет, мягко говоря, нелегко).

Кроме этого, чиновник скептически отнесся к предложению расширить внутриквартальные проезды. Как оказалось, ушлый народ, если в узких проездах ставит машины в один ряд, то в широких – уже в два ряда!

«Мы можем бесконечно расширять, машины будут прибавляться и прибавляться, - махнул рукой Киямов. – И создание новых парковочных карманов во дворах тоже не решит проблему. У нас разные категории населения есть, молодым нужен паркинг во дворе, мамам – детские площадки».

Депутат Ринат Нурисламов («Единая Россия») в ответ на предложение о строительстве многоуровневых парковок, однако, заявил, что… челнинцам это не нужно:

- В своё время мы хотели построить многоуровневую парковку, машино-место там стоит от 300 до 400 тыс. рублей. И когда мы опрашивали жителей в том районе, где хотели ее строить, они нас просто послали.

ОТКУДА ВЫСОКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ МЕСТА НА СТОЯНКЕ?

Главный архитектор города Ольга Никитина предложила депутатам ослабить налоговое бремя на строительство парковок (как сделали в Казани). В виду отсутствия финансирования и дороговизны строительства многие проекты парковок оказываются нереализованными. А тем, что построены, из-за высокой себестоимости очень тяжело продавать свои места.

- Я проанализировала ситуацию в городе. Выяснилось, что все стоянки не в шаговой доступности не заполняются на 100 процентов, - заявила Никитина. – Да, нереально сделать так, чтобы на одну квартиру было одно парковочное место. Но точно уверена, что эти парковочные места должны быть в шаговой доступности. Не важно, какие: открытые плоскостные или многоярусные. Нужна комбинированная схема.

Схему и проект, решающие эту проблему, главный архитектор обещала подготовить к 1 сентября.

Сами депутаты в оценках проблемы даже разделились. Депутат Максим Фёдоров - гендиректор ООО «Фирма «Конкор Оптика», сослался на казанский опыт, где отдельные управляющие компания перегораживают тротуары и газоны, чтобы туда машины физически не смогли заехать. Депутат Ольга Тарнаева - гендиректор ООО «Сервисный центр», ООО «Уют», ООО «Жилищный Сервис» и «Гарант-Сервис», сослалась на местный опыт – когда жители одного из домов собрались, сбросились и на свои же деньги расширили проезд. Впрочем, как выяснилось, даже перенос одного фонаря, необходимый для расширения проезда, стоит сумасшедших денег и, что важнее, множества согласований. Поэтому переложить решение проблемы на самих челнинцев, признали депутаты, - последнее дело.

«ЛЮДИ ОБ ЭТОМ НЕ ДУМАЮТ, ИХ ВСЁ УСТРАИВАЕТ»

Пожалуй, самое резонное замечание в свете сложившейся тупиковой ситуации с решением проблемы властями, исполкомом и горсоветом в частности, высказал Нурисламов:

- На мой взгляд, это не тот вопрос, который мы должны обсуждать. Это вопрос естественного развития города. Это понимаешь, когда видишь в собственном районе две(!) парковки в шаговой доступности, заполненные процентов на 20, а вокруг дома всё заставлено машинами. Ситуация будет развиваться в таком ключе, пока люди сами же не поймут, что мешают друг другу. Пока не начнут пересаживаться на малолитражки или велосипеды. Что бы мы ни делали, какие бы мы ни строили многоуровневые парковки, какими бы ни были налоговые послабления - ничего не поможет. Тем более, что себестоимость стояночного места многоуровневой парковки зависит, скорее, не от налогов, а от стройматериалов.. Этот вопрос вообще нет смысла обсуждать, он бессмыслен, людям это не надо, они об этом не думают, их всё устраивает.

Сергей Афанасьев
Фото и видео автора