Нафиса Мингазова Нафиса Мингазова: «Что важно: создание ООПТ или застройка берегов? Новый генплан Казани достаточно жесткий, он направлен на уплотнительную застройку под девизом «Компактный и уютный город». Но так ли это на самом деле?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАЗАНКА — СТЕРЖЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА КАЗАНИ»

«В этом году активно обсуждался новый генплан города Казани, который вызывает много вопросов и у градостроителей, и у экологов, и — больше всего — у населения», — так начала свой доклад под названием «Угрозы генплана для водных объектов и оптимизация водопользования Казани путем создания ООПТ в пойме реки Казанки» завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова.

Группа ученых из КФУ и КНИТУ-КХТИ и экологов-общественников решила выяснить, чем грозит осуществление генплана ценным природным территориям Казанки. Планы градостроителей наложили на ценные экологические массивы — и выяснилось, что под застройку может попасть немало природных оазисов, чудом сохранившихся в миллионном муравейнике – Казани. В итоге получился 82-страничный труд, выдержки из которого Мингазова и представила на суд ученых — участников конференции, которая проходит в рамках конгресса «Чистая вода. Казань».

Прежде всего речь пошла о Казанке как символе и стержне экологического каркаса города, своеобразного «древа жизни» столицы. Нафиса Мансуровна пояснила, что ценность имеет все то, что выше по течению от моста «Миллениум» в сторону Компрессорного завода. Потому что все, что ниже, надежно забетонировано городскими набережными.

«Что же там осталось? А там сохранилось немало ценнейших территорий, которые отличаются удивительным разнообразием ландшафтов. Это пойменные леса, которые сохраняются еще, и дубравы, и многочисленные протоки. Есть несколько территорий, которые традиционно во всем мире делаются заказниками или ландшафтными парками вдоль берегов», — говорит Мингазова. В них насчитывается 17 видов растений и 22 вида животных, занесенных в Красную книгу.

«Что важно: создание ООПТ или застройка берегов? — ставит вопрос ученый из КФУ. — Новый генплан города достаточно жесткий, он направлен на уплотнительную застройку под девизом „Компактный и уютный город“. Но так ли это на самом деле?»

. Река Казанка — символ и стержень экологического каркаса города, своеобразного «древа жизни» столицы
Фото: «БИЗНЕС Online»

ДОЛИНА ДРЕВНИХ РЕК

Мингазова предлагает придать статус ООПТ следующим ценным территориям. Первая — долина Казанки, Ноксы, Киндерки и Сухой Реки: на их территории предлагается создать ООПТ «Долина древней Казанки». Площадь этой зоны составляет 1300 гектаров. Мингазова говорит, что исследования долины древних рек проводились в прошлом году по просьбе главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой.

«По предложению градостроителей здесь должна была пройти целая серия дорог, часть территории уже оказалась в собственности», — отмечает Нафиса Мансуровна. Однако здесь более 100 озер — копаней, то есть искусственных водоемов, образовавшихся в котлованах торфоразработок.

«Удивительное ландшафтное разнообразие. Какие замечательные излучины реки Казанки — это места силы. Там даже есть религиозные места, капища, сакральные места. Фактически еще одно Голубое озеро», — восхищается Мингазова чудесами природы.

Животный и растительный мир также разнообразен, но практически не изучен. Известно, что там живут лебеди, чомги, лысухи.

По генплану на части этой территории вдоль Казанки предлагается создать ландшафтный парк, но сами притоки, озера и старицы попадают в зону застройки, сигнализирует Мингазова. Она считает, что в этой зоне нужно создавать заказник, можно соединить его с заказником «Голубые озера» и развивать в качестве площадки для экотуризма.

Вторая территория, «Островки Казанки», возле поселка Торфяного: ее площадь составляет 130 гектаров. «Здесь выявлены места массового обитания краснокнижных видов, ценность территории гораздо выше просто экологического коридора, который предлагается по проекту генплана, опять же сохраняется угроза частичной застройки этой зоны... Там 25 озер, протоки, заливы нерестилища, пойменные леса, ценнейшие водно-болотные угодья!» — описывает Нафиса Мансуровна красоты природы.

Мингазова предлагает придать статус ООПТ следующим ценным территориям: долина Казанки, Ноксы, Киндерки и Сухой Реки. Территория составляет 1300 гектаровЧтобы увеличить, нажмите

РЕЧНАЯ КРАЧКА, УЖОВНИК И ПРОЧИЕ «КРАСНОКНИЖНИКИ»

Третья территория — «Крачковые озера» (10 га). «Там сохранилась колония крачки речной и 7 видов, занесенных в Красную книгу», — говорит завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ. По ее словам, это совсем крохотная территория, которая сильно пострадала во время строительства объектов Универсиады. «Это остаток былого великолепия, который чудом удалось сохранить около Дворца единоборств», — отмечает Мингазова.

«И здесь по генплану — строительство второстепенной дороги с выходом на мост. И данный крохотный участок может быть уничтожен, но это место обитания 7 видов, занесенных в Красную книгу», — говорит она.

На левом берегу Казанки также имеется территория, примыкающая к ООПТ «Русско-Немецкая Швейцария», — на ней обитает 15 видов «краснокнижников». Мингазова считает, что эта зона представляет собой единый комплекс и ее также нужно охранять.

«Но снова — угроза строительства набережных, а самое главное — строительство моста, который выходит прямо на эту территорию», — добавляет Мингазова.

Наконец, пятая территория — это «Савиново» (вдоль улицы Гаврилова). «Она имеет историческое значение и вызывает (для властей) много осложнений с населением, которое предлагает сохранить эту территорию в виде ландшафтного парка», — уточняет эколог.

По ее словам, там расположены пойменные леса с высокой природоохранной ценностью. «Они имеют такую же ценность, наряду с разными видами тропических лесов — вересковыми, мангровыми», — восхищается Нафиса Мансуровна.

«Это вблизи города, но это все пока есть» — указывает Мингазова на фотографию, на заднем плане которой красуется гигантская буква М поста «Миллениум». Там сохранилось последнее крупное место обитания реликтового папоротника — ужовника обыкновенного. «Он был на месте футбольного стадиона, но там его не удалось сохранить. Он мамонтов пережил, динозавров пережил, а Универсиаду не пережил», — шутит эколог. А по генплану — большая угроза застройки. Она считает, что эта территория была бы хороша для создания на ней участков бердвотчинга — наблюдения за птицами. «Там возможно создание  ландшафтного экологического парка с большой даже активностью, но с сохранением этих замечательных видов!» — считает докладчица.

«Казанка — река сульфатная. И эта ее сульфатность порождает здесь местообитание многих видов, которых просто нигде нет», — объясняет Мингазова причину высокой ценности берегов Казанки.

. Ценность имеет все то, что выше по течению от моста «Миллениум» в сторону Компрессорного завода. Все, что ниже, надежно забетонировано городскими набережными
Фото: «БИЗНЕС Online»

МИНГАЗОВА ОПОЗДАЛА?

Проекты интересные, но Мингазова опоздала, разводят руками специалисты-экологи, с которыми корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался в перерыве между сессиями. Создание ООПТ на Казанке нужно было инициировать гораздо раньше, ведь на каждый такой объект требуется большая кипа разрешений и согласований, а принятие нового генплана Казани уже на подходе. Летом бурно прошло его общественное обсуждение, ожидается, что он будет принят на одной из сессий Казгордумы до конца 2018 года. «БИЗНЕС Online» отправил запрос на комментарий исполкому Казани с вопросом, получали ли там предложения эколога и успеют ли они еще к ним присмотреться, но ответа пока не получил.

К слову, на конгрессе присутствовала Ирина Мустакимова — начальник отдела водных биологических ресурсов госкомитета РТ по биоресурсам, которому сегодня переданы полномочия по контролю за ООПТ. Накануне глава комитета Федор Батков как раз дал понять, что его ведомство нацелено на создание новых особо охраняемых природных территорий на территории Татарстана, поскольку площадь природного заповедного фонда РТ составляет всего 5,5% от размеров республики, а необходимо увеличить их до 13%.

За последний год в республике были созданы две новые ООПТ общей площадью 13,6 тыс. га — в устье реки Меши и в местах нерестилищ стерляди. В планах до конца года — создать еще три заказника общей площадью 18,5 тыс. гектаров.

Кстати, сама Мустакимова подробно рассказала о работе по созданию государственного природного зоологического заказника регионального значения «Нерестилище стерляди» общей площадью 1750 гектаров. Оказалось, что это не одно, а сразу десять участков нерестилищ «царской рыбы», объединенных между собой весьма условно.

«Целью заказника является создание популяции стерляди на территории и создание условий для ее воспроизводства в естественной среде обитания», — говорит Мустакимова. К сожалению, рыбка занесена в Красную книгу, ловить ее нельзя, ибо это карается уголовно. На территории запрещено вести разведку и добычу полезных ископаемых, промышленное рыболовство. Допускается лишь любительское рыболовство и научно-исследовательские работы.