В Госдуме прошли отдельные парламентские слушания на тему реформы ОСАГО В Госдуме прошли отдельные парламентские слушания на тему реформы ОСАГО Фото: duma.gov.ru

«ЭТО ПОЗВОЛИТ СТРАХОВЫМ КОМПАНИЯМ УСТАНАВЛИВАТЬ БОЛЕЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ ТАРИФ»

Реформу ОСАГО, до сих пор обсуждаемую в кулуарах и кабинетах чиновников, наконец, вывели в публичную плоскость. На днях в Госдуме прошли отдельные парламентские слушания на эту тему. Пригласили всех: чиновников министерств и ведомств, страховщиков, автоэкспертов, представителей научной среды, а потом в эту и без того пеструю компанию добавили студентов — вероятно, для массовки, чтобы заполнить думский малый зал под завязку. Изначально широкую общественность к обсуждению реформы автогражданки не привлекали. Просто Центробанк поставил всех перед фактом: летом тарифы автогражданки перепишут. Страховщики, вдохновленные тем, что удалось согласовать устраивающий их вариант реформы, уже потирали руки. Однако лето шло, но ничего не менялось. Участники страхового рынка связывали задержку с предстоящими 9 сентября выборами: мол, есть опасения, что разгоряченные пенсионной реформой граждане могут в штыки принят очередные перемены. Так что в ЦБ решили не спешить и обсудить корректировку тарифов ОСАГО в обеих палатах парламента, а уже потом, будучи уверенными, что предлагаемые изменения пройдут фильтр Госдумы и Совфеда, вносить их в виде конкретных законопроектов.

О сути данных реформ в интервью «БИЗНЕС Online» подробно рассказал исполнительный директор российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. На слушаниях новации презентовал зампред Центробанка Владимир Чистюхин. Так что все выглядело как инициатива самого регулятора, которая направлена исключительно на благо автовладельцев. Если коротко, то предлагается три ключевых изменения. Во-первых, это реформа коэффициента бонус-малус (КБМ), который хотят привязать не к машине, а к конкретному человеку и устанавливать раз в год — 1 января. Как заявляют страховщики, наибольшее число жалоб на них касаются именно КБМ. Во-вторых, планируется переписать коэффициент возраста и стажа, введя более подробные градации. В-третьих, будет расширен тарифный коридор — на 20% вверх и вниз. Это, конечно, еще не полная свобода для страховщиков, но дает им большее поле для маневра. «Это позволит страховым компаниям устанавливать более индивидуализированный тариф для потребителей, чтобы те водители, которые водят аккуратно, платили меньше, а неаккуратные — больше», — пояснил Чистюхин. Естественно, скептики ожидают, что страховые компании моментально встанут на верхнюю границу тарифа. Центробанк почему-то уверен в обратном. «Наши последние расчеты показывают, что велика вероятность того, что при нормальном подходе к тарификации граждане, аккуратно водящие машину и не попадающие в ДТП, могут даже рассчитывать на сохранение тарифа или какое-то минимальное снижение. Многое будет зависеть и от того, на какой машине ездят, плюс не отменен территориальный коэффициент», — пояснил зампред ЦБ.

На слушаниях новации презентовал зампред Центробанка Владимир Чистюхин На слушаниях новации презентовал зампред Центробанка Владимир Чистюхин Фото: duma.gov.ru

ОСАГО ПОД ВИДЕОЗАПИСЬ

Регулятор не забыл и о себе. По словам Чистюхина, Банку России следует добавить полномочий по ограничению страховых компаний, чтобы те на радостях не пустились во все тяжкие, устанавливая чрезмерные тарифы. Кроме того, ЦБ каким-то образом желает контролировать агентскую сеть. «Мы бы хотели поставить под контроль агентов страховых компаний, которые сегодня продают свои продукты. Во многом от них исходят проблемы с навязыванием дополнительных услуг», — добавил зампред ЦБ. Также регулятор считает справедливым при денежном возмещении убытка рассчитывать его исходя из стоимости новых запчастей, как это сейчас и прописано в законе.

Банк России согласен даже на видео- и аудиофиксацию процесса оформления полиса ОСАГО, как это уже решено делать с техосмотром. С таким предложением выступила глава совета регионального отделения «Справедливой России» в Крыму Виктория Билан, которая пожаловалась на то, что страховщики «идут на различные ухищрения: нет бланков, зависла программа и т. д.». Чистюхин заявил, что участники рынка созрели для этого. Правда, сами страховщики не согласны нести дополнительные затраты на установку в офисах камер. Но Уфимцев указал, что клиенты сегодня имеют полное право записывать на камеру или микрофон «улики» против страховщика — например, если он отказывает продавать полис. «За это компании грозит штраф в размере 50 тысяч рублей. Но страховщиков, которых мы за это оштрафовали, — единицы, потому что автовладельцы этим (фиксациейприм. ред.) не пользуются», — пояснил исполнительный директор РСА.

С тем, что реформа ОСАГО назрела, согласны и в минфине. Замминистра Алексей Моисеев отметил, что его ведомство выступает за увеличение лимитов выплат по автогражданке. «Но это приведет к значительному росту стоимости [страховки]», — отметил он. Так что этот вопрос отложили на потом. В принципе, минфин, как ЦБ и страховщики, в целом выступает за переход к свободному тарифообразованию. Но если страховщики хотели бы увидеть эти перемены уже завтра, то в ведомстве Антона Силуанова склонны попридержать коней и действовать поэтапно. «Мы полагаем, что необходимо пересмотреть целый ряд коэффициентов и отойти от жесткой структуры, когда компании смогут лучше конкурировать на рынке и предлагать тем, кто приносит им меньше убытков, более низкие тарифы», — считает Моисеев.

Кроме того, минфин намерен дальше идти по пути автоматизации. Замминистра надеется, что вскоре технологии разовьются настолько, что при авариях без пострадавших и погибших можно будет оформлять европротокол. Пока этот эксперимент запущен в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. По его итогам минфин решит, стоит ли распространять практику на всю страну.

Алексей Моисеев отметил, что его ведомство выступает за увеличение лимитов выплат по автогражданке Алексей Моисеев отметил, что его ведомство выступает за увеличение лимитов выплат по автогражданке Фото: duma.gov.ru

«У МЕНЯ СКОРОСТНАЯ МАШИНА — ЧТО ТЫ ВСТАЛ В КРАЙНИЙ ЛЕВЫЙ?»

Как всегда, серьезную дискуссию по поводу ОСАГО разбавил экстравагантными предложениями лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он заявил, что страхование должно не только помогать, но и, например, подталкивать граждан к продаже машин. «Вот если автомобиль стоит в гараже, владелец не ездит, надо наказывать его — машина пропадает, он ничего не делает. Нужно увеличивать сумму страховки, побуждать его продавать авто, чтобы на рынке было много машин. А то в гаражах стоят тысячи машин, может, десятки тысяч. Без движения!» — возмущался Жириновский, фантазии которого, как всегда, вышли за рамки обсуждения. По словам политика, заодно надо бить рублем и владельцев квартир. «Огромное количество пустых квартир, — переживал Владимир Вольфович. — Когда сдают, зарабатывают. Так давайте наказывать: чтобы он или сдавал, или продал. Через все виды страхования мы подталкиваем человека к достижениям, чтобы в чем-то была прибыль. А то стоят машины, пустые квартиры — все стоит».

Лидер ЛДПР также недоволен теми водителями, которые мешает ему гонять по левой полосе. Эти автолюбители, по мнению Жириновского, также заслуживают наказания. «Я каждый день еду, трехрядная дорога, и кто-нибудь едет в крайнем левом. У меня скоростная машина — что ты встал в крайний левый? — негодовал он — Мы сидим и сигналим, пока у него сработают мозги. За это надо еще наказывать. Если ты при наличии свободных рядов становишься в первый ряд, крайний левый, тебя надо наказывать, потому что сзади идет колонна машин, отдельный водитель, и не может быстро ехать. А он упертый, хочет, чтобы ему сигналили. Он хозяин, начальник, имеет право! Уйди вправо! Или вообще уйди с дороги!»

Хулиганящие на дорогах, по словам Жириновского, также не должны уходить от ответственности. Для них не прекращающий фонтанировать идеями лидер ЛДПР придумал суровое наказание: «Конфискацию машины надо ввести, еще раз конфискацию. Не помогает — за 100 километров от Москвы. Они хулиганят здесь, в Москве, где хорошие дорогие, а в Костроме или Вологде уже не будут хулиганить».

Владимир Жириновский заявил, что страхование должно не только помогать, но и, например, подталкивать граждан к продаже машин Владимир Жириновский заявил, что страхование должно не только помогать, но и, например, подталкивать граждан к продаже машин Фото: duma.gov.ru

«С РЫНКА ОСАГО ВЫВЕДЕНО, А ФАКТИЧЕСКИ УКРАДЕНО НЕ 24, А 48 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ»

В серьезное русло дискуссию вернул первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Тот самый, кто недавно пообещал «умерить аппетиты страховщиков». Он был на слушаниях единственным, кто позволил себе категорически не согласиться с предложениями ЦБ и страховщиков, а заодно обвинил сами компании в мошенничестве. «В пояснительной записке к проекту указания расширения тарифного коридора Банк России отмечает, что необходимость этой меры вызвана сложившейся ситуацией на рынке ОСАГО, высокой убыточностью, проблемой правоприменения и доступностью страховых услуг. Сообщаю, что эти утверждения не выдерживают никакой критики — ни о высокой убыточности, ни об астрономических ущербах рынку ОСАГО от страховых мошенников на 50–70 миллиардов рублей, о чем на протяжении последних лет настойчиво рассказывали представители ЦБ, ВСС», — указал депутат. Лысаков утверждает, что полицейские установили: фактический ущерб от уголовных преступлений тех самых автоюристов составляет менее 1% от общих выплат в ОСАГО. «Это менее 500 миллионов рублей!» — восклицал он.

Депутат убежден, что половину преступлений в страховании совершают сами руководители и сотрудники страховых компаний. «С рынка ОСАГО выведено, а фактически украдено не 24, а 48 миллиардов рублей. Почему РСА выдает эту сумму как ущерб от автоюристов и просит учитывать это при рентабельности рынка? Как видим, такой размах не снился ни автоюристам, ни страховым мошенникам: там 500 миллионов рублей, а тут почти 50 миллиардов! И виноваты в этом не мошенники с улицы, не автоюристы, а сами страховщики при попустительстве и укрывательстве РСА и Банка России», — объявил Лысаков. Он уверен, что теперь эти потери РСА и Банк России «намеренно компенсируют» увеличением тарифов. «Опять за счет страхователей просят их поддержать», — расстраивался депутат.

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Елена Колебакина-Усманова

«ЮЖАНИН С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ТЕСТОСТЕРОНА МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ПОВЫШЕНИЕ»

«На ОСАГО не зарабатывает ни одна компания в мире, это просто ключ в дом, а дальше зарабатываете на каско и других видах», — отверг критику президент всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. По его словам, из 200 компаний, которые первоначально получили лицензию на ОСАГО, сейчас на рынке осталось меньше 60 — и это лучшее свидетельство того, что сегмент убыточен.

Так что грядущие изменения тарифов, заверяет Юргенс, для большинства водителей будут только во благо. «Наши расчеты показывают, что в Москве опытный водитель не получит повышения, а возможно, получит снижение. А южанин с повышенным уровнем тестостерона может получить повышение. Это логично, — указал президент ВСС. — Несбалансированность тарифов связана именно с сегментами „молодой – пожилой водитель“, „хороший – плохой водитель“ и с регионами». К слову, Юргенс не согласился с предложением минфина отменить территориальный коэффициент. «Наверное, когда-то... Действительно, единая территория РФ не должна разрывать финансовые рынки. Но мы и за ЖКХ, и за квадратный метр платим по-разному именно из-за того, что мы большая и разная страна», — пожал плечами президент ВСС.

Уфимцев добавил, что при реформе коэффициента «возраст – стаж» у 80% водителей он снизится, а повысится только у 20%. Исполнительный директор для наглядности продемонстрировал табличку, раскрашенную в зеленый и красный цвета. Из нее следовало, например, что коэффициент повысится как для 20-летнего водителя с двухлетним стажем, так и для 30-летнего, сидящего за рулем 9 лет. Что касается расширения тарифного коридора, то и тут, по словам Уфимцева, для 85% автолюбителей коэффициент только снизится.

По словам Игоря Юргенса, из 200 компаний, которые первоначально получили лицензию на ОСАГО, сейчас на рынке осталось меньше 60Фото: Алексей Белкин

«МЫ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧАТЬ ГАРАНТИИ СНИЖЕНИЯ ТАРИФА, ХОТЯ БЫ ЕГО НЕУВЕЛИЧЕНИЯ»

В том, что все будет так благостно, как рисуют страховщики, усомнился депутат-справоросс Валерий Гартунг. «Мы же понимаем, что когда расширяем коридор в ту и другую сторону, то шансов, что тариф вырастет больше... Мы должны получить гарантии снижения тарифа, хотя бы его неувеличения. Если мы это получим, тогда готовы поддерживать любые ваши предложения», — требовал он.

А координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов заявил, что не согласен платить за тех, кто «бьет всех подряд». «80 процентов нормальных добропорядочных водителей, которые ездят без нарушений ПДД, не создают больших рисков на дороге, оплачивают грехи тех 20–10–5 процентов, которые ездят по дорогам, ни в чем себе не отказывая», — считает он. По его мнению, реформа автогражданки должна идти в сторону тонкой настройки тарифов под каждого конкретного водителя. «Чем точнее ОСАГО учитывает риски, тем больше шансов назначить справедливый тариф каждому участнику», — уверен он. В нынешних предложениях Шкуматов пока не увидел проблесков желанной дифференциации.

В свою очередь, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов просил учитывать интересы водителей, купивших полис ОСАГО. «Законопослушный автомобилист в случае попадания в ДТП, вторым, третьим или четвертым участником которого является машина, ответственность владельца которой не застрахована, лишается права на возмещение ущерба по ОСАГО и может требовать возмещения ущерба от виновника ДТП только в судебном порядке. Это, конечно, несправедливо», — указал он. Климов уверен, что целесообразно разрешить законопослушному автомобилисту обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а она уже сама будет взыскивать через суд с виновника ДТП собственные расходы.

Спустя 2,5 часа дебатов парламентские слушания завершились. Все участники настаивали на необходимости справедливого тарифа ОСАГО, хотя их видение справедливости порой кардинально расходилось. Но, так как предложения ЦБ и РСА не встретили у депутатов серьезного отпора, скорее всего, именно эти правила вскоре станут реальностью для российских автомобилистов.