«ПРИЕЗЖАЕШЬ, И В ВОЗДУХЕ ЕСТЬ КАКОЙ-ТО ПРАЗДНИК»

На пресс-конференции, посвященной старту 12-го по счету «Аксенов-феста», были сплошь знакомые все лица — к примеру, писатели Александр Кабаков, Гузель Яхина, Евгений Попов. Но больше всего, конечно, в Казани ждали Андрея Макаревича, стоявшего у истоков «Аксенов-феста», уже давно не посещавшего это мероприятие.  

Чувствовалось, что и сам лидер «Машины времени» по городу соскучился. «Вы себе не представляете, как Казань изменилась в последнее время, — признался Макаревич журналистам. — Вы здесь живете, и не ощущаете этого, а когда приезжаешь раз в несколько лет, то это просто шок. Я тут впервые оказался в начале 80-х, это был самый бандитский город Советского Союза, здесь просто было страшно. Честно. И сегодня это один из самых красивых, креативных, абсолютно безопасных городов. Приезжаешь, и в воздухе есть какой-то праздник».

В общем, несмотря на большое количество участников пресс-конференции, основное внимание на себе сконцентрировал именно знаменитый музыкант. К тому же в доме-музее Аксенова с сегодняшнего дня экспонируются 40 графических работ Макаревича. Модератор — главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова — даже попросила набившуюся в зал публику, которой оказалось гораздо больше журналистов, не прислоняться к стене. Накануне, когда легенда русского рока хотел собственноручно развесить картины по комнате, оказалось, что сакральные стены дома-музея нельзя сверлить. Андрей Вадимович даже немного испугался за свой вернисаж, но из положения все же вышли. В итоге графика зажила своей жизнью — картины шевелятся здесь дуновением ветра от проходящих мимо людей. «Получилось достаточно неожиданно, надеюсь, ничего не грохнется», — заявил музыкант.

. В доме-музее Аксенова экспонируются 40 графических работ Макаревича — картины шевелятся дуновением ветра от проходящих мимо людей. «Получилось достаточно неожиданно, надеюсь, ничего не грохнется», — заявил музыкант

Макаревич вспомнил, как 12 лет назад задумывался этот фестиваль. «Это было совершенно спонтанно, в теплой и дружественной обстановке, — словно диктор советского ТВ, говорил артист. — Тогда присутствовал сам Василий Павлович [Аксенов], замечательный поэт Михаил Генделев, мэр Казани Ильсур Метшин. Василий Павлович тогда стал вспоминать непростые молодые годы, которые провел в Казани. И с ходу родилась идея — сделать фестиваль. Мы тогда не думали, что он станет ежегодным. По-моему это дело шевелится. Это здорово. Потому что бывает, что несколько лет какая-то затея существует, а потом постепенно естественным образом умирает, потому что все одно и тоже. А здесь не так».


Однако общественность забеспокоилась о судьбе другого дома на улице Муштари, 22 (бывшая Комлева), в котором и родился сам писатель Аксенов. Дескать, дом находится на грани сноса. Но директор музея имени писателя Ирина Аксенова успокоила интеллигенцию: «Мы успели внести это здание в реестр культурного наследия, поэтому по закону его никто не имеет права сносить. Более того, я в начале этого года видела проект реставрации. Так что у него есть хорошее будущее. И министерство культуры, мне кажется, не будет возражать, если после завершения реставрации мы установим памятную доску на нем».


«АКСЕНОВ, АКСЕНОВ — ЧУДЕСНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ АКСЕНОВ — ЧУДЕСНЫЙ... СКОЛЬКО ЭТО МОЖНО?»

В этом году впервые в рамках фестиваля будет проведен диктант по русскому языку, и Барметова планирует, что это станет ежегодной традицией. А почему отказываться, когда в числе участников сама Яхина, произведение которой легло в основу тотального российского диктанта? «Текст называется „Деревянная Казань“, посвящен деревянной архитектуре столицы республики, того, чего мне сейчас не хватает в городе, то, что ушло, и осталось только в очень маленьких размерах, — говорит автор романов „Зулейха открывает глаза“ и „Дети мои“. — Он не очень сложный. Хотя в одном из предложений эксперты насчитали 96 вариантов пунктуации, они все допустимы».

На вопрос, отчего же не текст Аксенова стал образцом для мероприятия, Барметова слегка раздраженно произнесла: «Аксенов, Аксенов — чудесный писатель, писатель Аксенов — чудесный... Сколько это можно? Это не монофестиваль. Сам Аксенов не предполагал, что фест будет посвящен только его творчеству».

Кстати, не все из заявленных участников успели доехать вовремя, кто-то сел не в тот поезд. А вот Макаревичу не успели допечатать тираж его новой книги с маленькими рассказами, поэтому он ее не смог доставить в Казань.

. Альбина Абсалямова передала музею личную кепку Аксенова, которая досталась от ее дяди — джазмена Алексея Козлова

Режиссер Вадим Абдрашитов, представляя кинопрограмму, которая будет проходить в рамках фестиваля, восхитился отреставрированным ДК им. Ленина, к чему приложила руку и Ирина Аксенова. Напомним, что Дом культуры после масштабной реконструкции сохранил дух советского прошлого: «Я был просто поражен. С какой тщательностью сохранено это архитектурное искусство. Туда можно просто приходить и даже не смотреть никакого кино. Как в детство попадаешь». Зрителю в этом году решили показать картины, которым исполняется 30 лет. Это «Слуга» самого Абдрашитова и «Игла» Рашида Нугманова. Покажут и документальное кино — «В Россию поплывет кровать...» о Набокове, «Счастливчики 60-х» — о писателях, окружавших Аксенова, фильм «Высоцкий. Одесская тетрадь», а также документальную ленту «Чистополь. Из жизни маленького города», получившую один из призов на недавнем фестивале мусульманского кино в Казани.

Не обошлось и без подарков. Поэтесса Альбина Абсалямова передала музею личную кепку Аксенова, которая досталась от ее дяди — джазмена Алексея Козлова. «У нас есть костюм, куртка, а теперь еще и головной убор писателя», — обрадовалась Аксенова.

. «Я привез к вам другую книжку — двухтомник, который никто не хотел издавать. Это авторская книга», — сообщил Макаревич

ЕСЛИ МЫ НАЙДЕМ ФИНАНСИРОВАНИЕ, К «СОТВОРЕНИЮ МИРА» ВЕРНЕМСЯ

Первая творческая встреча, которая состоялась в рамках фестиваля, была как раз у Макаревича. Он выступил не в совсем обычном амплуа. Сначала выслушал комплименты от своих коллег, в том числе и реплику от Абдрашитова, что много людей уважают гражданскую позицию музыканта, в том числе и сам режиссер, а затем прочитал три новых своих рассказа из ненапечатанной книги. «Зато я привез к вам другую книжку — двухтомник, который  никто не хотел издавать, — сообщил музыкант. — Это авторская книга. Она делается вручную. Все тексты написаны вручную, и она должна выглядеть так, как будто вышла только что из твоего пера. Первый том состоит из нот, записанных вручную, а второй том — это стихи и рисунки от моего восприятия разных книжек: Саши Кабакова, Михаила Генделева, Юрия Абрамова и многих других».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» все же не удержался и поинтересовался в кулуарах у мэтра, возможно ли возрождение международного музыкального фестиваля «Сотворение мира», который Андрей Вадимович проводил в Казани 6 лет подряд, с 2008 по 2013 год: «Это была очень затратная история. Мы не продавали на него билеты, и это была наша принципиальная позиция. Пока были деньги, мы его проводили. А стоил этот фестиваль в среднем 2 миллиона долларов. Если мы найдем этот источник, к фестивалю вернемся». Хотя сейчас, наверное, многие западные артисты не приедут в Россию — слишком многое в мире поменялось с тех пор...