Ввод новой территориальной схемы обращения с отходами, которая вводится в соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2019 года, дорого обойдется населению Ввод новой территориальной схемы обращения с отходами, которая вводится в соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2019 года, дорого обойдется населению Фото: metshin.ru

104 РУБЛЯ С ЧЕЛОВЕКА: МИНСТРОЙ РТ АНОНСИРОВАЛ НОВЫЕ СУММЫ «МУСОРНЫХ» СБОРОВ

Ввод новой территориальной схемы обращения с отходами, которая вводится в соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2019 года, дорого обойдется населению. Тарифы региональных операторов будут едиными для всей территории их обслуживания. В частности, для закамской зоны, где уже выбран оператор (это ООО «Гринта»), тариф может составить 104 рубля с одного человека. С таким заявлением накануне выступил министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин.

«Сейчас мы работаем над завершением выбора региональных операторов [обращения с отходами]. Для закамской зоны оператор уже определен. Перед всеми операторами стоит задача снижения издержек, формирования попутного бизнеса. Потому что тариф для населения вырастет. Если сейчас в Альметьевске тариф на уборку мусора составляет 25 рублей с человека, в Набережных Челнах — 60 рублей, то с нового года тариф вырастет до 104 рублей. Пока что на эти цифры не обратили внимания. Но в январе, когда все получат платежки, мы еще столкнемся с реакцией населения», — заявил Файзуллин.

Как сегодня уточнили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минстроя РТ, цифра в 104 рубля с человека — это вероятное прогнозное увеличение, исходя из максимальной цены контракта с ООО «Гринта». Кроме того, изменится порядок расчета: «мусорить» с нового года будут люди, а не метры. Сейчас плата за вывоз ТБО разложена в зависимости от площади квартиры, а с 1 января платеж пойдет с каждого прописанного человека. Кроме того, как говорил в интервью «БИЗНЕС Online» первый замминистра строительства и ЖКХ РТ Алексей Фролов, ранее госкомитет утверждал только один тариф — на утилизацию и захоронение отходов, а плата за вывоз мусора была у всех разная.

К примеру, для Казани кубометр стоил примерно 130 рублей, при нормативе образования отходов 1,94 «куба» на человека в год, получается 21 рубль с человека в месяц. Но при этом вывоз отходов оплачивался по счетам самих перевозчиков, и эта цифра зависит от того, как управляющие компании и население договорятся с перевозчиками. Если до свалки рукой подать, тариф на вывоз небольшой. Отсюда и дешевизна сбора мусора в районах, которой теперь придет конец.

Спрашивается, с какой же такой радости может быть кратное повышение? Во-первых, по новым правилам тариф на «свалку» и на доставку мусора должен быть единым. Во-вторых, территориальная схема предусматривает масштабное развитие инфраструктуры по обращению с отходами, а на это нужны миллиарды. Изначально, как объяснил Фролов, предполагалась федеральная поддержка — деньги должны поступать за счет введения утилизационного сбора с производителей продукции. Однако на фоне введения санкций Запада этот сбор в Москве тормознули, заморозив как минимум до 2019 года. «Рано или поздно правительство РФ вернется к этому вопросу, потому что без хорошей бюджетной поддержки решить задачу создания инфраструктуры обращения отходов невозможно. Это нереально сделать, переложив все только на уровень образователей отходов», — считает Фролов.

Ирек Файзуллин: «Если сейчас в Альметьевске тариф на уборку мусора составляет 25 рублей с человека, в Набережных Челнах — 60 рублей, то с нового года тариф вырастет до 104 рублей» Ирек Файзуллин: «Если сейчас в Альметьевске тариф на уборку мусора составляет 25 рублей с человека, в Набережных Челнах — 60 рублей, то с нового года тариф вырастет до 104 рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

ИНФРАСТРУКТУРА: ИНВЕСТИЦИИ — 5 МЛРД РУБЛЕЙ, НЕ СЧИТАЯ МСЗ

А пока, по всей видимости, расчет только на собственные силы регионов. И, конечно, на карман населения.

На что пойдут эти «мусорные» деньги? Территориальная схема предусматривает огромный объем работы для регионального оператора. В частности, в Закамье до 2026 года необходимо поэтапно ввести в строй два межмуниципальных полигона ТБО. Один разместится в Елабуге — вместимостью 10 млн тонн. Он будет обслуживать Набережные Челны и 10 районов: Агрызский, Елабужский, Мамадышский, Менделеевский, Нижнекамский, Заинский, Сармановский, Актанышский, Мензелинский, Тукаевский. Второй полигон — в Лениногорском районе — мощностью до 8 млн тонн. Оба полигона в своем составе имеют мусоросортировочные комплексы. А в 2026 году должны быть сданы и экотехнопарки, задача которых — переработка отходов с термическим обезвреживанием.  

Расходы «Гринты» на эту инфраструктуру оцениваются примерно в 2 млрд рублей. Полигоны будут стоить 486 млн, мусоросжигающие установки — 20 млн, сами технопарки — по 5 миллионов. В 1,3 млрд обойдутся два мусоросортировочных комплекса Закамья. Необходима также рекультивация закрывающихся свалок — по мере их заполнения. В самой «Гринте» «БИЗНЕС Online» говорили, что пока четких, конкретных до копейки планов еще нет, а раз так, то и тариф остается прогнозным.  

Но очевидно, что основными расходами в тарифе станут транспортные. Собрать весь мусор Закамья на два полигона означает, что из каждого района потянутся машины с отходами, наматывая тоннокилометры. В целом за 10 лет «Гринта» получит 26,9 млрд рублей от своих «клиентов». Уровень доходности при этом ограничен — не выше 13,21%. Кроме того, минстрой РТ контролирует норму прибыли для всех участников схемы обращения отходов. Видимо, чтобы не было «мусорных королей», чье состояние раздулось за счет населения.

Вероятно, такая же судьба по росту тарифа ждет и Казанскую агломерацию. Тут, правда, пара мусоросортировочных комплексов уже есть. Но «РТ-Инвест» уже объявил, что объем инвестиций в зоне ответственности (если дочерняя компания ПЖХК, конечно, выиграет конкурс) может составить 3 млрд рублей. При этом расходы на строительство мусоросжигающего завода в Осиновском сельском поселении должны «отбиваться» за счет зеленого тарифа, а не за счет «мусорного». То есть за счет продажи электроэнергии на оптовом рынке предприятиям, а не за счет населения.  

Александр Сидякин: «Исходим здесь из того, что другого цивилизованного пути нет» Александр Сидякин: «Исходим здесь из того, что другого цивилизованного пути нет» Фото: duma.gov.ru

«ЕСЛИ ДАЛЬШЕ ИДТИ ПО ПУТИ СОРТИРОВКИ И ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ — ВОЗМОЖНО, ТАРИФ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕЩЕ ВЫШЕ»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам — депутатам Госдумы, общественникам и участникам рынка.

Александр Сидякин — первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

— В других регионах ситуация обстоит так же, кто-то уже принял решение. Исходим здесь из того, что другого цивилизованного пути нет. Чтобы нам предотвращать такие ситуации, как в Московской области, чтобы не было отдельных выступлений, недовольств граждан схемами сбора и утилизации отходов, все должно работать как часы.

В любом случае появление инвестиционной компоненты обязательно в тарифе с 1 января 2019 года. Это часть реформы, связанной с оборотом твердых бытовых отходов. В тарифе появляется составляющая, связанная со сбором, сортировкой, переработкой, утилизацией и последующим захоронением или сжиганием. Вы знаете, что Татарстан наряду с Московской областью и Краснодарским краем в числе пилотных регионов, где будет строиться мусоросжигательный завод. Будем продолжать работать в части введения федерального субсидирования регионов, где появятся мусоросжигательные заводы. Когда появятся такие субсидии? Работа эта идет, она не останавливается на текущий момент.

Могу сказать, что этот тариф включает систему предоставления существовавших ранее субсидий — те, кто получал субсидии на оплату услуг ЖКУ, будут их получать. Мы четко понимаем, где мы находимся, какой путь нам предстоит проделать в этой части. Нет, мы не ждем кратного увеличения людей, получающих эту субсидию. В общей структуре стоимости тарифов за ЖКУ плата за вывоз мусора будет составлять небольшую часть, в отличие от тепла, горячей воды и так далее. Конечно, рост тарифа в четыре раза с 25 рублей до 100 выглядит большим. Но поскольку эта услуга сама по себе дешевая, то ее не сильно будет видно внутри суммарного платежа по квитанциям ЖКХ. Я что хочу сказать: это минимальное из того, на что приходится идти. Потому что если идти дальше по пути переработки, сортировки отходов, то, возможно, увеличение стоимости было бы еще выше.

Безусловно, опасения того, что после повышения тарифа система сбора, переработки и утилизации отходов будет работать в прежнем режиме, есть. Особенность российской смекалки заключается в том, что человек не думает, как исполнить закон, а думает, как систему обмануть. Надзорных инстанций хватает, но, конечно, риски остаются. Будем совместными усилиями контролировать, люди тоже  должны писать жалобы не стесняясь, если есть какая-то информация..

Николай Атласов: «Приоритетом должны стать раздельный сбор мусора, его переработка, уменьшение захоронений на полигонах» Николай Атласов: «Приоритетом должны стать раздельный сбор мусора, его переработка, уменьшение захоронений на полигонах» Фото: «БИЗНЕС Online»

Николай Атласов — гендиректор ООО «Проминдустрия»:

— Надо сначала открыть все документы, на основании чего планируется такое кратное повышение тарифов, какая там инвестиционная составляющая, что они запланировали себе на прибыль. Не видя этого, я не понимаю, почему произойдет рост в несколько раз. Жителям эти вопросы надо объяснять. Потому что если безосновательно это сделать, то получится, как слон в посудной лавке — громит и крушит все.

Власть же наша должна заботиться о населении, говорится же, что это повышение тарифов нужно обществу, чтобы «мусорная» тематика развивалась в русле 458-го федерального закона. Приоритетом должны стать раздельный сбор мусора, его переработка, уменьшение захоронений на полигонах. Так давайте, откройте все документы и покажите конкретно, для чего нужны эти деньги!

Есть еще такой момент. С 1 января региональный оператор будет обладать монопольным правом на заключение договоров с источниками образования твердых коммунальных отходов. И в отношении него применяются все законы, связанные с естественными монополиями. Никакой прибыли у него быть не может. Все должно быть направлено на инвестиции, каждая копейка должна быть на счету. Потому что повышением тарифа по большому счету мы лезем в карман наших жителей. И нужно объяснить, для чего регоператор это делает.

Вопросов очень много, и надо на них открыто отвечать, разъяснять. Тут примером может быть ситуация с пенсионной реформой. Президент страны выступил со специальным видеообращением, постарался все объяснить. Понятно, что кто-то этим остался доволен, а кто-то нет, но это уже другой вопрос. Нашим региональным властям тоже нужно выступить, объяснить все эти финансовые инструменты, которые будут задействованы в реализации этого проекта по восточной зоне республики. Иначе возникают вопросы: а почему тогда тариф не 200 рублей или 500, или же, наоборот, не 70–80 рублей. Информация о тарифе должна быть в открытом доступе, как и о других тарифах, которые формируются.

Опять же необходимо учесть мнение нашей муниципальной власти, потому что кто-то будет зарабатывать деньги, а местной власти придется, как говорится, «объясняться в любви» с гражданами, для которых произойдет кратное повышение тарифа.

Обращу еще раз особое внимание: реформа по своей форме и содержанию преследует цель сокращения захоронений и увеличение переработки мусора. И я, как руководитель перерабатывающей компании, могу сказать, что у нас есть все мощности, чтобы перерабатывать мусор. И мы готовы и дальше развиваться и инвестировать в эту отрасль. То есть чем больше в эту отрасль придет частного капитала, который не будет завязан на тарифе, то, соответственно, и тариф может быть меньше.

Геннадий Сомов — председатель союза домовых комитетов Казани:

— На основании чего тариф вырастет в четыре раза?! Какая новая схема обращения с отходами? Мусоросжигательного завода еще нет, сортировка, переработка мусора не налажена! Какое может быть повышение? За что мы будем доплачивать? Нам вешают лапшу на уши! Номер, дата нормативного акта? Слово к делу не пришьешь!

В Татарстане уже сейчас тариф на вывоз твердых бытовых отходов завышен более чем в два раза. Ежегодная переплата — 800 миллионов рублей! Как они после этого могут идти на такое увеличение? Они обалдели, что ли?! Мы уже сейчас платим и за вывоз, и за захоронение отходов. В Казани стоимость вывоза мусора составляет 112 рублей, а представьте рост в четыре раза — до 500 с лишним рублей. Совсем население решили раздеть? Мы заплатили за вывоз отходов, можно сказать, продали мусор, и захоронение нас не должно касаться!

Ежегодно рост тарифа на ЖКУ должен быть в пределах 4 процентов, а не расти в четыре раза. В республике вообще есть постановление №250 от 2010 года, где прописан норматив мусора на одного человека — 1 кубометр в год, и ее никто не менял. Во дворах стоят же контейнеры по 250 «кубов», так вот четыре таких контейнера в год образует один человек. А тут увеличение в четыре раза. Да, мы сейчас платим с площади, потому мы с вами дураки, извините за выражение. В ряде других городов платят не с площади, а с человека. Обещают с 2019 года начислять с человека, так пусть минстрой покажет номер и дату нормативного акта!

Михаил Застела — председатель регионального центра НП «ЖКХ Контроль» в РТ, член общественного совета при госкомитете РТ по тарифам:

— Обращу ваше внимание, что суммарный рост тарифа на ЖКУ не может превышать оговоренные федералами границы. Как правило, это в пределах 4–4,5 процентов в год, на уровень инфляции. Такой большой рост тарифа на вывоз мусора, конечно, «сожрется» теплом, водой — там ведь тоже хотят повышать. А так как есть повышение НДС, то в 4 процента уже не уложишься, будет 8–9, плюс господин Трамп. В результате нужно повышать цены на более чем 10 процентов! Пойдут на это или нет? Это очень социально сложный вопрос!

Причин повышения здесь много, они складываются вкупе. Первая причина — девальвация рубля, вторая — повышение НДС. Третья причина — проблема логистики, связанная с вывозом мусора. Четвертая — новые требования по сбору, переработке и утилизации отходов.

Но все равно такое большое повышение тарифа представляется мне неправильным. Оно должно быть, но не таким большим. На общественном совете при госкомитете по тарифам мы подробнее посмотрим все это. Неправильно в принципе, что тариф на вывоз мусора должен быть одинаковым для всех районов и городов республики! Логистику нужно считать для каждого конкретного района, иначе можно договориться до того, что цена воды везде должна быть одинакова. А ведь в нефтяных районах ее за 200 километров качают, потому что нельзя из земли брать! Платить надо столько, сколько это стоит, а не в среднем. Получается, что один ест мясо, второй капусту, а в среднем они едят голубец!

Переход на новую схему обращения с отходами тоже будет не мгновенным — он будет происходить в течение нескольких лет. Сначала нужно получить деньги, решать вопросы, а потом это выльется в какие-то результаты.