СОТОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ ИНВЕСТИРОВАЛИ В ИНФРАСТРУКТУРУ КАЗАНИ 1,7 МЛРД РУБЛЕЙ

После того как Россия официально получила право на проведение Чемпионата мира по футболу – 2018, готовиться к нему стали не только футболисты, но и сотовые операторы. Им предстояло создать оптимальные условия для миллионов жителей и туристов, которые должны без проблем и промедлений выйти в интернет, поделиться фотографиями, собрать лайки, выйти в прямой эфир или позвонить во время проведения мундиаля.

Чтобы гости и жители Казани не ощутили «провалов» в работе «голоса» и мобильного интернета, исполком города разработал проект и известил о нем всех операторов связи Татарстана. Провайдерам предложили подготовить самые популярные среди туристов места — Кремлевскую набережную и полуостров у центра семьи «Казан». О том, кто из операторов заинтересовался предложением, а кто — нет, журналистам рассказали 23 августа в рамках делового обеда.

«Еще с 2011 года по поручению правительства РФ мы «прячем» подвесные линии связи, — первым взял слово начальник управления информационных технологий и связи исполкома Казани Рифат Ханнанов. — Хочу отметить, что на начало 2011 года было более двух тысяч километров подвесных линий, а сегодня их осталось около 700 километров. За это время только в Казани операторами инвестировано 1,7 миллиарда рублей в развитие сетей. И если в рамках подготовки к Универсиаде-2013 работали в основном по местам гостеприимства, то к ЧМ-2018 начали поквартально убирать «подвесы».

Примечательно, что лишь два оператора из пяти, предоставляющих услуги на территории Татарстана, согласились участвовать в проекте исполкома.

«Отдельная заслуга региональных руководителей «МегаФона» и «Билайна» в том, что они смогли убедить свое руководство в Москве и реализовать данный проект. Надеюсь, что другие операторы смогут быть более активны в будущем, поскольку Казань в ближайшее время принимает другое крупное мероприятие — WorldSkills», — отметил начальник управления информационных технологий и связи исполкома Казани.

«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК»

Сотовые операторы грамотно распределили силы: «ВымпелКом» взялся за подготовку Кремлевской набережной, а «МегаФон» отвечал за фан-зону у семейного центра «Казан». Мультиоператорский проект, безусловно, подразумевал под собой совместное решение вопросов по техническому оснащению и установке оборудования.

«Надо понимать, что для решения вопросов у нас есть свой алгоритм, а у «МегаФона» — свой. Аналогичная ситуация по вендорам, подрядчикам и так далее, — отметил территориальный управляющий Казанского кластера ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Ильгиз Гибадуллин. — Поэтому было непросто найти большое количество точек взаимодействия, но мы с этой задачей отлично справились. Более того, считаю данный проект достойным примером для других городов, ведь сотрудничество администрации и операторов позволяет реализовывать уникальные телекоммуникационные решения. Что еще важнее — проект был реализован для жителей Казани и отвечает не только нынешним потребностям, но и тем запросам, которые будут актуальны только через несколько лет».

Не менее важным было во время реализации проекта сохранить архитектурный облик города.

«Центр семьи «Казан» — одна из главных современных достопримечательностей города, туристическая зона. Архитектурой города здесь предъявляются высокие эстетические требования к устанавливаемому оборудованию. Разместить классические базовые станции нельзя из-за громоздких размеров, а подвижные базовые станции технически не справятся с нагрузкой на сеть в период массовых мероприятий, — подчеркнул директор отделения компании «МегаФон» в Республике Татарстан Андрей Золотарёв. — Мы искали техническое решение, чтобы базовые станции не портили внешний вид. И нашли его — активная распределенная антенная система (ADAS — Active Distributed Antenna System)».

Система ADAS у «Чаши» включает в себя 17 антенн малой мощности, размещенных на 8 опорах освещения в стилистике набережной, установленных городской администрацией. Антенны поддерживают стандарты связи 2G, 3G, 4G и LTE Advanced, увеличивающий ресурс скорости мобильного интернета до 300 Мбит/с. Возможности системы позволяют использовать оборудование одновременно четырем операторам связи.

Примечательно, что часть базовых станций умело замаскировали под деревянные лавки. Жители и гости Казани использовали их по прямому назначению, даже не подозревая, что сидят на самых высокотехнологичных скамейках современности, стоимость которых измеряется миллионами рублей.

«Наибольшие нагрузки распределенная сеть «МегаФона» испытала во время Чемпионата мира по футболу, когда у «Чаши» проходил фестиваль болельщиков, и в период авиагонок 25–26 августа, — продолжил Золотарев. — С 14 июня по 16 июля в фан-зоне побывали 228 182 абонента «МегаФона», за два дня минувшего уик-энда — свыше 52 тысяч. Благодаря распределенной сети гости авиашоу комфортно общались по телефону и пользовались мобильным интернетом, прокачав 53,76 терабайт трафика и побив интернет-рекорд футбольных фанатов. При этом средняя скорость 4G-интернета составила 18,6 Мб/с».

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАФИКА МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА УВЕЛИЧИЛОСЬ В 3 РАЗА!»

«Билайн» проделал огромную работу для улучшения качества сети на Кремлевской набережной, установив дополнительные сектора стандарта 3G и 4G. Компактное и малозаметное оборудование расположили в 10 локациях на протяжении всей прогулочной зоны на фасадах и крышах торговых павильонов, поэтому архитектурный облик набережной не пострадал. Сочетание компактных базовых станций с традиционным оборудованием создало многоуровневую архитектуру сети, что, безусловно, повысило качество связи для горожан.

«Применение телекоммуникационного решения ADAS помогло увеличить емкость сети в местах активной генерации интернет-трафика: средние пользовательские скорости в сети 4G «Билайн» на Кремлевской набережной составляют около 20 Мбит/сек. Абоненты стали еще активнее делиться своими впечатлениями, совершая видеозвонки и ведя прямые эфиры в соцсетях с территории самой популярной прогулочной зоны Казани. Например, в период проведения Чемпионата мира по футболу использование трафика мобильного интернета увеличилось в 3 раза», — резюмировал территориальный управляющий Казанского кластера ПАО «ВымпелКом».

«Отдельная благодарность китайской компании Huawei, которая взяла на себя ответственность за изготовление и доставку систем ADAS, установленных у «Чаши» и на Кремлевской набережной. Надеюсь, что реализованный мультиоператорский проект станет первой ласточкой и мы сможем использовать этот удачный опыт и в других исторических частях города», — подытожил Рифат Ханнанов.