Итальянка в Алжире «Итальянка в Алжире» Фото: © Salzburger Festspiele, Monika Rittershaus

ЧЕТЫРЕ ВЕКА ЗА СОРОК ДНЕЙ

За два дня до конца форума, не дожидаясь финального занавеса новой постановки «Волшебной флейты», открывавшей и закрывавшей программу нынешнего года, дирекция фестиваля выступила с победным рапортом: за 42 дня на 18 площадках прошли 206 спектаклей и концертов, а доходы от продажи билетов составили рекордные 30,3 млн евро, что примерно на полтора миллиона больше, чем в прошлом году. Сухие цифры статистики бесстрастно свидетельствуют о том, что художественная политика зальцбургского Маркуса Хинтерхойзера, занявшего интендантское кресло в прошлом сезоне, привела фестиваль к небывалому расцвету. Зальцбург-2018 убедил и публику, и профессиональное сообщество в том, что прошлогодний успех Хинтерхойзера не был случайностью. Программа этого года зафиксировала решительную смену вех в европейском фестивальном движении: переняв эстафету у французского Экс-ан-Прованса, Зальцбург впервые с 1990-х, когда австрийским форумом руководил великий оперный реформатор Жерар Мортье, заслужил звание форпоста всего самого актуального, что происходит сегодня на оперной и концертной сцене.

На протяжении многих лет до прихода к власти Хинтерхойзера оперная афиша Зальцбурга примерно наполовину состояла из возобновлений постановок прошлых фестивалей — и к этой порочной практике привыкли даже местные старожилы. В нынешнем году в идеально сбалансированной программе, ориентированной на максимально широкую зрительскую аудиторию, показали пять совершенно новых спектаклей плюс одно-единственное возобновление — перекочевавшую из афиши весеннего Pfingsten-фестиваля «Итальянку в Алжире» Россини. По этой великолепной шестерке можно было изучать всю четырехвековую историю оперного жанра: от жемчужины барокко, «Коронации Поппеи» Клаудио Монтеверди в эталонном прочтении мэтра аутентичного исполнительства Уильяма Кристи во главе ансамбля Les Arts Florissantsдо классики музыкального театра ХХ века, «Бассарид» Ханса Вернера Хенце; от обязательного для Зальцбурга Моцарта, «Волшебной флейты» с упоительной дирижерской работой Константиноса Каридиса — до блокбастеров рубежа XIX–XX веков, «Пиковой дамы» Чайковского и «Саломеи» Рихарда Штрауса.

Коронация Поппеи «Коронация Поппеи» Фото: © Salzburger Festspiele, Maarten Vanden Abeele

МУЗЫКА В ГЛАВНОЙ РОЛИ

Театр проигрывает опере — так, если вкратце, можно сформулировать ключевую коллизию Зальцбурга-2018: ни одну из показанных этим летом режиссерских работ невозможно признать стопроцентной удачей. Визуально эффектная работа Ромео Кастеллуччи в «Саломее» при ближайшем рассмотрении оказывается декоративной подделкой, Кшиштоф Варликовский в «Бассаридах» повторяет собственные приемы и ходы — здесь все по отдельности и в целом deja vu, но живой классик современной польской сцены работает в Зальцбурге впервые, и брутальная экспрессия спектакля производит впечатление на австрийскую публику. Еще один дебютант этого года — бельгиец Ян Лауэрс — вроде бы нащупал золотую жилу, решив ставить «Коронацию Поппеи» как оперу-балет с параллельно развивающимися драматургическими линиями певцов-солистов и танцевального ансамбля, но не сумел справиться с радикализмом собственного замысла. Похожие проблемы налицо и в «Волшебной флейте» — остроумно задуманный спектакль Лидии Штайер разваливается под тяжестью и обилием режиссерских идей. Как и предсказывал «БИЗНЕС Online» несколькими неделями ранее, откровенная слабость или неопытность постановщиков сделала протагонистами Зальцбурга-2018 дирижеров и вокалистов — для века победившего режиссерского театра ситуация, заметим, не слишком-то характерная.

Ключевой тренд, обращающий на себя внимание в командном зачете музыкантов, — смена элит, выход на мировую сцену новой генерации культурных героев. Работа дирижера-патриарха Мариса Янсонса в самой ожидаемой премьере этого года, «Пиковой даме», выглядит вялой, лишенной экспрессии и воли, — и полностью теряется на фоне победоносного марш-броска дирижеров поколения сорокалетних: Теодор Курентзис буквально взорвал консервативный Зальцбург страстными интерпретациями девяти бетховенских симфоний, а Кирилл Петренко за два вечера доказал свое право руководить едва ли не самым статусным европейским оркестром — Берлинским филармоническим.

Зальцбург-2018 войдет в историю как фестиваль, который «сделали» музыканты, обновляющие исполнительскую традицию изнутри, — те, кто перечитывают заново затертые до дыр хрестоматийные тексты; те, с кем начинают новую жизнь коллективы-тяжеловесы. Показателен в этом смысле казус «Волшебной флейты»: почтеннейшие Венские филармоники под руководством маэстро Каридиса звучали так легко и прозрачно, как будто в оркестровой яме сидят патентованные адепты исторически информированного исполнительства. То, что еще пять-десять лет казалось чудом, сегодня становится мейнстримом.

Пиковая дама «Пиковая дама» Фото: © Salzburger Festspiele, Ruth Walz

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ

Едва ли не более остро конкуренция поколений проявила себя у вокалистов: примадоннам наступает на пятки амбициозная молодежь — и похоже на то, что с каждым последующим фестивалем этот конфликт будет только усугубляться. Да, суперзвезда на зальцбургском небосклоне по-прежнему одна — Анна Нетребко, в этом году ограничившая свое присутствие на форуме гала-концертом в дуэте с Юсифом Эйвазовым. Она по-прежнему остается любимицей местной публики, билетов на ее выступление не достать днем с огнем, но на выходе из Большого фестивального дворца зрители обмениваются недоуменными репликами: Нетребко не поощрила аудиторию ни единым бисом, ограничившись лишь основной программой концерта. В окружении амбициозных молодых да ранних кумирам прошлых лет опасно почивать на лаврах, им приходится завоевывать внимание публики снова и снова — так, как это делали из вечера в вечер умопомрачительные Соня Йончева, Кейт Линдси и Стефани д’Устрак в «Коронации Поппеи», Чечилия Бартоли и Ильдар Абдразаков в «Итальянке в Алжире» или Альбина Шагимуратова в «Волшебной флейте». Триумфально выступив в Зальцбурге, выдающаяся певица вновь доказала, что мало кто в мире может сегодня спеть труднейшую партию Царицы ночи с таким редкостным перфекционизмом.

Ставки в вокальном марафоне нынешнего года были высоки, как никогда — тем сложнее приходилось певцам, впервые выходившим на зальцбургские подмостки или выступавшим на фестивале в новых для себя амплуа. В отсутствие внятного дирижерского и режиссерского решения главным героем «Пиковой дамы» стал американский тенор Брэндон Йованович: закрыв глаза на катастрофические проблемы с русским произношением, следует признать, что партия Германа сидит на нем как влитая. Пальму первенства в негласном состязании новичков поделили два сопрано: Асмик Григорян в «Саломее» и Аида Гарифуллина в «Искателях жемчуга». Stage presence нервной, отдающейся без остатка роли Григорян могли бы позавидовать иные драматические актрисы. «Мир ждал такой Саломеи несколько десятков лет», — восхищенно выдыхал после премьеры музыкальный руководитель постановки, маститый Франц Вельзер-Мёст. Подчеркнутая театральность Григорян очень удачно оттеняла чистый вокал Гарифуллиной — блистательно проведенное концертное исполнение «Искателей жемчуга» Бизе в тандеме с Пласидо Доминго и Хавьером Камареной уверенно вывело ее в новые фаворитки Зальцбурга.

Саломея «Саломея» Фото: © Salzburger Festspiele, Ruth Walz

И вот что, пожалуй, самое важное. Подведение итогов любого крупного художественного форума предполагает констатацию успеха одних артистов и неуспеха других, при этом вроде бы обязателен разговор о главных и второстепенных сюжетах и тенденциях, о том, как те, в свою очередь, вписываются в общемировые тренды, как соотносятся со становящимся каждый год все более неуловимым «духом времени». Но вот парадокс: при том что в нынешнем году дух конкуренции пронизывал программу насквозь, девизом Зальцбурга-2018 вполне могла бы стать формула «важна не победа, а участие». Австрийский форум возвратил себе реноме фестиваля фестивалей, в афише которого нет и не может быть случайных артистов: полубогам, взошедшим на самую вершину музыкального Олимпа, в сущности, нечего делить — они равны между собой в своем звездном статусе.

А о том, какие перспективы в дальнейшем ждут певиц из Татарстана на самом престижном музыкальном фестивале планеты, мы узнаем совсем скоро: программа Зальцбурга-2019 будет объявлена на пресс-конференции 14 ноября.

Дмитрий Ренанский