У какой из школ столицы РТ лучше всего с качеством образования? У какой — с обеспечением безопасности? Кто лидирует по национальному образованию? А кто преуспел в воспитании здорового образа жизни?.. В преддверии 1 сентября управление образования Казани обнародовало традиционный рейтинг, в котором каждое из 161 учебных заведений Казани оценивается по 8 критериям. Некоторые директора недовольны: «Что за липа?»
В преддверии 1 сентября управление образования Казани обнародовало традиционный рейтинг, в котором каждое из 161 учебных заведений Казани оценивается по 8 критериям
«ПРЕДПОЛОЖИМ, ВРАЧ ОЦЕНИВАЕТ ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ...»
Рейтинг составляется уже восьмой год. Напомним, изначально определяющими были всего два параметра: результаты ЕГЭ и победы на олимпиадах, поэтому на лидерских позициях первые года три друг друга сменяли одни и те же престижные школы. Но потом учебные заведения все-таки разбили на четыре категории: общеобразовательные; с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии и лицеи; нетиповые (для одаренных детей, прием ведется на конкурсной основе).
Пройдемся по каждому из этих пунктов (в первых трех мы акцентировали внимание только на первой десятке, а нетиповые оценили все восемь). Заранее просим прощения за некоторую сухость изложения, но статистика превыше всего, особенно в условиях, когда учебные заведения попадаются, например, на завышении оценок. Впрочем, эта сухость компенсируется эмоциональностью директорских комментариев.
«Типовой, в общем-то, рейтинг: баллы идут, и они почти не взвешены, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в сфере образования. — Когда большое количество критериев оценки, они нивелируются при подсчете. Значимость каждого показателя в рейтинге вызывает вопрос: может быть, у школы какой-то показатель, который влияет на итоговую оценку, ниже, но настолько ли он значим? Самая важная — это первая колонка, „Качество образования“. Предположим, врач оценивает твое здоровье по 10-балльной шкале. Давлению поставили три балла, а за отсутствие царапин — 8. Но давление-то более важно. Вообще не должно быть много показателей изначально: максимум три-четыре».
Прошлогодний лидер — СОШ №12 (на фото) — заняла лишь 8-е место, уступив первую строчку СОШ №98
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ: ГДЕ УЧИТЕЛЯ — МУЖЧИНЫ
Значительные изменения произошли в позициях общеобразовательных школ. Прошлогодний лидер — СОШ №12 («еврейская») заняла лишь 8-е место (и делит его с СОШ №111, которая обосновалась там с 2017-го), уступив первую строчку СОШ № 98, не вошедшей годом ранее в лидирующую тройку и занимавшей 4-е место. Теперь же у этой школы, судя по «расшифровке» рейтинга, отмечают лучший показатель по воспитательной работе и качеству развития кадров, также на высоком уровне национальное образование... Прошлогодний бронзовый призер — СОШ №175 — в этом году получает «серебро». А 3-е место переходит школе №34, которая в прошлом году не была даже в десятке — на 11-м месте.
На целых 15 позиций смог подняться коллектив СОШ№ 51 — 4-е место: Коллективу удалось лучше всех в городе наладить работу с одаренными детьми, обеспечить безопасность, прививать детям основы ЗОЖ. На один пункт, до 5-го места, продвинулась СОШ №169. Со 2-го на 6-е перешла СОШ №20. А вот СОШ № 161 смогла с 25-го места подняться до 7-го (качество образования поднялось на 38 пунктов, значительно выросли показатели «воспитание здорового образа жизни» и «качество развития кадров»). На 9-м месте закрепилась СОШ №174 (ранее — 15-е).
Пожалуй, «взлетом года» можно назвать замыкающую десятку лидеров СОШ №13. Несмотря на чертову дюжину в названии, коллектив учебного заведения смог укрепить позиции аж на 28 пунктов, до 10 места. Подняться так высоко удалось благодаря колоссальному повышению почти всех показателей: качество образования увеличилось на 36 пунктов, обеспечение безопасности и здоровьесберегающая деятельность — на 29, работа с талантливыми школьниками — на 15, управленческие навыки — на 12, а национальное образование и качество развития кадров — на 10. Добавим, что 10-е место также заняла ООШ №30, которая ранее была на 20-м месте.
«Когда-то мы занимали 136-ю позицию, — напомнил в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор СОШ №98 Азит Замалдинов. — Медленно, но уверенно поднимались. Чтобы достичь каких-то целей, должна быть эффективная команда, и у нас она собрана. Отличительная черта нашего коллектива: почти 50 процентов — мужчины. Это молодые ребята-грантовики. И я акцент делаю именно на мужскую половину. Вот и результат. При этом мы обычная общеобразовательная школа. Уверен — научить можно всех, причем без репетиторства. У нас, к примеру, учителя, если это необходимо, бесплатно занимаются с ребятами по индивидуальному расписанию. В итоге откровенно слабых детей за год подготавливали так, что они ОГЭ сдали на отлично».
Здесь прошлогодний лидер, СОШ №146, получил «бронзу», а первенство — за СОШ №33, которая ранее занимала 4-е место. «Серебро» отдано школе № 39
...И ШКОЛЬНЫЙ РЕСТОРАН
Здесь прошлогодний лидер, СОШ №146, получил «бронзу», а первенство — за СОШ № 33, которая ранее занимала 4-е место. «Серебро» отдано школе №39, в прошлом году находившейся на 5-м месте.
На 4-й позиции — СОШ №141, которая ранее была третьей. Прошлогодний серебряный призер — СОШ №170 — разделил 5-е место с СОШ №179, ранее пребывавшей на 9-й позиции. На 9 пунктов, с 15-го на 6-е место, поднялась СОШ №72. На 7-й позиции второй год держится СОШ №18. Два пункта потеряла школа №171 — она 8-я. На 9-е место с 8-го перебралась СОШ №165. А прошлогодний бронзовый призер — СОШ № 23 — все-таки смог заскочить в последний вагон лидирующей десятки.
«Критерии мы их совместно очень долго разрабатывали с управлением образования, отметила в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор СОШ №33 Нелля Шаяхметова. — В принципе, они охватывают все области. И если по качеству образования, ОГЭ и ЕГЭ школа может показывать не очень высокие результаты, она может проявить себя в других направлениях — спортивном, воспитательном. Нет, наверное, объективных, рейтингов, и всегда будут недовольные, но я всегда очень серьезно отношусь к ним... Что дает рейтинг? Совсем не зря мы выиграли много грантов: „Большая перемена“ — миллион рублей, „Успешная школа“ — еще миллион, стали региональной инновационной площадкой — это 500 тысяч. Рейтинг показывает нам и родителям, куда школе двигаться».
Диляра Каримова: «Мне не совсем нравится этот рейтинг, потому что по настоянию директоров школ он сделан по многим показателям»
«Мне не совсем нравится этот рейтинг, потому что по настоянию директоров школ он сделан по многим показателям, — признала в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор СОШ №146 Диляра Каримова. — Есть позиции, которые отражают победы директоров в конкурсах, но мы ведь не каждый год имеем право в них участвовать. Или такой показатель, как наличие автобуса. Но нам не нужен автобус — мы всегда можем его заказать. Или показатель наличия нескольких зданий. Но у нас нет стремления захватывать другие здания, мы мечтаем, что нас все-таки услышат и выделят средства для возведения пристроя, на что необходимо 54 миллиона рублей. У нас 1,5 тысячи детей учатся в одну смену! Школа пользуется спросом — вот главный показатель. Мы не хотим переходить на обучение в две смены — у нас только два класса хоккеистов так учатся, и то потому, что у них с утра лед. А еще у нас очень хороший школьный ресторан. Школа еще привлекает интерес и потому, что у нас много современных технологий, например проект „Речевые коммуникации“. Еще один проект — „Бизнес-суббота“: приходят бизнесмены и общаются с детьми. Но невозможно участвовать во всем — каждая организация расставляет свои приоритеты».
Лидер изменился и у лицеев с гимназиями: на верхнюю ступень пьедестала почета взошел лицей №177, ранее занимавший 4-е место
ЛИЦЕИ, ГИМНАЗИИ, НЕТИПОВЫЕ: ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРЕСНЫЙ РЕЙТИНГ
Лидер изменился и у лицеев с гимназиями: на верхнюю ступень пьедестала почета взошел лицей №177, ранее занимавший 4-е место, а на нем оказался прошлогодний лидер — гимназия №7. С 6-го на 2-е смогла подняться гимназия №19. А гимназия №122 сменила в этом году «серебро» на «бронзу».
На 4-е месте оказался прошлогодний лидер — гимназия № 7
Поднялась на 6 пунктов и заняла 5-е место гимназия №2. Следом за ней — лицей №83 (ранее — 12-й). С 3-го на 7-е место «скатился» лицей №121. Второй год 8-е место занимает гимназия №139. С 13-й на 9-ю позицию смог подняться лицей №78. А вот гимназия №155 потеряла пять пунктов и замыкает десятку лучших казанских лицеев.
С 6-го на 2-е смогла подняться гимназия №19
Что касается нетиповых учебных заведений, то в 2017 году лидирующую позицию в рейтинге занимал IT-лицей, однако, в этом году у него «серебро» (отметим самый высокий балл за качество обучения). Лидером же стал лицей-интернат №2, занимавший в прошлом году 4-е место (отметим, что у него первенство по «безопасности и здоровью»). Бронзовую позицию потерял лицей КФУ (здесь все в порядке с воспитательной работой и воспитанием кадров), заняв в этом году 5-ю строчку рейтинга. Его место занял лицей №131 (лучше всех ведет работу с талантливыми детьми), который опустился на одну позицию по сравнению с 2017 годом, — видимо, подвел параметр «качество образования».
Что касается нетиповых учебных заведений, то в 2017 году лидирующую позицию в рейтинге занимал IT-лицей, однако в этом году у него «серебро»
4-е место отдано лицею-интернату №7 — плюс один пункт. Судя по параметрам, у него сильная команда управленцев, но при этом он второй год не может улучшить качество образования — по этой позиции образовательное учреждение второй год занимает предпоследнее, 7-е место.
С 7-го на 6-е место поднялась гимназия-интернат №4 (к слову, «четверка» второй год остается в лидерах по параметру «национальное образование», также она лидирует в «Воспитании здорового образа жизни») — поменялась местами с СОШИ «СОлНЦе».
У директора школы «СОлНЦе» Павла Шмакова скептический взгляд на рейтингование
У директора школы «СОлНЦе» Павла Шмакова скептический взгляд на рейтингование. «Этот рейтинг совсем неинтересный, — заявил он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — А интересный рейтинг — у министерства образования, который оценивает по объективным показателям: ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам, научным конференциям, стобалльникам. А это... Спрашивают, организован ли отряд юных друзей полиции, помощников пожарных или сколько 60-летних учителей имеют высшую квалификационную категорию. Да большинство из них ее в этом возрасте имеют! Реальный показатель — сколько детей хочет учиться в конкретном учебном заведении. То, что мы по национальному образованию на 7-м месте, — это такая липа! Мы единственная школа, где татарский преподается нормально, — а на 7-м месте».
Нияз Гафиятуллин: «Радует то, что рейтинг устоялся и правила игры не меняются»
А замыкает «большую восьмерку» нетиповых заведений, как и в прошлом году, лицей №145.
«Радует то, что рейтинг устоялся и правила игры не меняются, — подвел своего рода итог в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор Международной школы Казани Нияз Гафиятуллин. — А вообще, явно возросла конкуренция между собой у сильных школ. И не лучшие перемещения былых законодателей мод говорят о том, что, наверное, пора задуматься о каких-то изменениях».
==table2082==
==table2081==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.