. На втором этаже Дворца культуры им. Ленина устроили небольшую выставку достижений отрасли образования Казани
Фото: metshin.ru

«ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ НЫНЧЕ СЛОЖНО ЧТО-ТО НАЙТИ...»

«У меня все хорошо», — сказал сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов, беспокойно ходивший из стороны в сторону у дверей культурно-досугового комплекса им. Ленина в Авиастроительном районе. Здесь сегодня вместо уютных залов международного информационного центра, как в прошлом году, прошло традиционное августовское совещание городских работников образования. За полчаса до начала большого педсовета с участием мэра Казани Ильсура Метшина из здания выбежал на улицу с довольной улыбкой начальник управления образования исполкома города Ильнар Хидиятов. «Уже несколько раз перечитал!» — отметил он на вопрос нашего корреспондента, не волнуется ли он перед выступлением. Все-таки для него это был первый масштабный педсовет в новой должности — прежний начальник управления Ильсур Хадиуллин перебрался под крыло нового министра образования и науки РТ Рафиса Бурганова. Поэтому для Хидиятова это был своего рода дебют.

На входе в Дворец культуры им. Ленина, который накануне Нового года торжественно открывал президент РТ Рустам Минниханов после масштабной реконструкции, всех встречал скромный молодежный оркестр. На втором этаже устроили небольшую выставку достижений отрасли образования города. Особой популярностью она не пользовалась — лишь единицы останавливались перед выставкой, зачастую чтобы сфотографировать информационные стенды, где красовался рейтинг школ Казани. Еще меньше людей было в соседнем зале, где был стол регистрации и небольшая распродажа учебной литературы. Интересующихся было так мало, что продавцы вынуждены были безропотно сидеть в своих телефонах, не обращая внимания на происходящее вокруг.

Распродажей учебной литературы интересовались мало
Фото: Максим Кирилов

«По татарскому языку нынче сложно что-то найти, — сказала одна из продавщиц учебных пособий. — У нас только книги с символикой и конституцией Татарстана. Попробуйте у соседей спросить, у Татарского книжного издательства». Действительно, у соседнего «прилавка» можно было найти несколько десятков учебных пособий и рабочих тетрадей по татарскому языку. Подавляющее большинство из них были для дошколят. На вопрос, почем нынче литература с громкими названиями типа «Татар теле дәресләре», продавщица сообщила, что от 40 до 600 рублей.

Ильдар Гильмутдинов Ильдар Гильмутдинов: «Президент услышал и по поводу федеральной целевой программы. Письмо по фонду уже у президента. Думаю, что в ближайшее время он своим указом все решит» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это все непросто, — рассказал в кулуарной беседе Гильмутдинов, обсуждая судьбу ФГОС о госязыках. — Государственный язык должен быть для всех понятным. Мы хотим этот вопрос решить. Его программа должна быть построена так, чтобы дети на бытовом, разговорном уровне... По крайней мере, если они уж взялись его изучать. Но, еще раз говорю, что никто никого не заставляет: дают такую возможность». По его словам, в Москве продолжается работа по разработке стандартов преподавания государственных языков. Сейчас все предложения собраны, и вовсю идет аналитический процесс с изучением всем региональных «хотелок». Вот только в минпросвещения России, по словам татарстанского депутата, вошедшего в рабочую группу, пока не особо активны с этим. Возможно, это связано с организационной неразберихой после разделения министерства. А вот вопрос фонда по поддержке национальных языков, как отметил Гильмутдинов, уже почти на стадии разрешения — документ лежит на столе у президента России Владимира Путина. «Президент услышал и по поводу федеральной целевой программы. Письмо по фонду уже у президента. Думаю, что в ближайшее время он своим указом все решит», — рассказал Гильмутдинов.


«РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ВАЖНАЯ ЗАДАЧА»

Хидиятов сразу предупредил президиум, что заседание продлится два часа. Метшина это удивило, и он переспросил о времени окончания педсовета, но начальник управления был тверд — в противном случае состояние отрасли образования в городе не успеть обсудить.

«Система образования — бесспорный ресурс для умной силы и культурного лидерства Казани, пространство новых возможностей и общественного диалога», — начал свой внушительный по объему доклад начальник управления образования города. По его словам, городские власти в этом году потратили на отрасль образования 15 млрд рублей, что составляет 69% всего бюджета Казани. Сумма, к слову, на 2,5% больше, чем в прошлом году. И на эти деньги удалось обеспечить «качественное и доступное образование», докладывал Хидиятов. В частности, удалось построить в этом году три школы в микрорайонах «Салават Купере», «Светлая долина» и на улице Минской: всего — на 3248 мест. Начато строительство еще двух школ, которые откроются к началу следующего учебного года. Правда, признал докладчик, новые школы не решают проблему по переходу на односменку — во вторую смену все еще учатся более 14% детей. Решить этот вопрос можно будет с помощью пристроев к действующим учебным учреждениям.

Ситуация с дошкольными учреждениями выглядит лучше: в этом году откроют три новых детсада, а в 2018–2019 годах построят еще 10 учреждений на 2170 мест. Детсады сегодня посещают около 71 тыс. дошкольников, в этом году более 17 тыс. детей впервые придут в детский сад. Продолжают городские власти укрупнять детсады: раньше реорганизовали 29, в этом году займутся еще 22 учреждениями. Не без гордости Хидиятов сообщил, что вместе с традиционными формами активно развивается вариативное образование: с группами временного пребывания, семейными группами, дошкольными отделениями при школах. Инновационному укладу детсадов уделили отдельный параграф доклада. «Всем отделам образования необходимо проанализировать результаты рейтинга», — заявил Хидиятов, показывая на слайде список лучших и худших дошкольных учреждений.

Далее чиновник обратил внимание на систему оценки общего образования, в которой есть свои сложности. Рособрнадзор не раз поднимал вопрос о завышении результатов ВПР (всероссийских проверочных работ), в опубликованном списке есть и пять казанских школ, которых это коснулось. «Проблема, мне кажется, заключается в том, что школы не хотят видеть в ВПР действенный инструмент по определению реального уровня образования обучающихся. Они воспринимают его как инструмент для административного контроля со стороны региона или муниципалитета», — отметил докладчик, не став опровергать эти догадки.

. Самое большое количество стобалльников, 10 человек, подготовили педагоги лицея №131, 7 человек — IT-лицея КФУ, по 5 человек 100 баллов набрали выпускники лицея КФУ и гимназии №122
Фото: metshin.ru

Львиную часть выступления он посвятил теме сданных школьниками госэкзаменов. Успешно эти испытания прошли 99% выпускников, то есть 10,5 тыс. детей. Этот показатель подрос на 0,4%. Меньше стало тех, кто не смог получить аттестаты: на город их всего 66 человек. По ЕГЭ за последние 10 лет средний балл по русскому языку повысился на 18,7 балла, а по профильной математике — на 15,6. Доля высокобалльных работ увеличилась по 8 предметам из 14. Наибольший рост отмечен по немецкому, английскому, русскому языкам и химии. Разница среднего балла между школами с высокими и низкими результатами по русскому языку сократилась на 1,8 балла, а по математике — на 6,2 балла. «Это положительный пример работы отстающих школ», — пояснил Хидиятов. За год выросло число стобалльников — с 46 до 89 человек. Город вообще дал почти половину всех выпускников республики, набравших на ЕГЭ высший балл. Интересная статистика: почти каждый пятый стобалльник пользовался услугами репетитора или ходил на курсы в вузы.

Медаль «За особые успехи в учении» получили в этом году 632 выпускника. Хидиятов предположил, что их число уменьшится, так как при оценке собираются учитывать все предметы, а не только отметки по русскому и математике. Отдельное внимание докладчик уделил теме выступлений школьников на олимпиадах. 73 человека стали победителями и призерами всероссийских олимпиад. На их подготовку город потратил 20 млн рублей. Для сохранения стабильно высоких результатов чиновник предложил материально поощрять одаренных детей и попросил поддержки Бурганова в этом вопросе.

Отдельное внимание Хидиятов уделил вопросам кадровой политики. Преподавательский состав сегодня на 29,2% состоит из молодых людей, что радует чиновников. Постепенно, по словам докладчика, хотят уходить от кадровой работы к модному «управлению персоналом». Как и школьников, учителей тоже нужно финансово поддерживать, но детализировать этот тезис не стали.

«В конце июля текущего года принят федеральный закон, который предусматривает изучение родного языка в обязательной части учебного плана, — перешел к болезненной теме Хидиятов. — Необходимо обеспечение государственных гарантий по реализации прав по изучению родных языков во всех образовательных организациях. Реализация эффективной языковой политики по сохранению и развитию национального образования — важная задача, которая стоит перед руководителями образовательных организаций. Изучение родного языка в детских садах должно быть организовано в соответствии со статусом образовательной организации и с учетом мнения родителей. Сегодня есть много разных интересных технологий, учебных пособий, которые позволяют заинтересовать детей по изучению родного языка. Задача руководителей школ и детских садов — создать условия».

И это стало единственным, что сказал начальник управления образования Казани по этому скользкому вопросу. Куда больше положительных слов было сказано о родителях, творческой активности казанских школьников, различных общественных движениях учащихся и их проектах.

Выступление Хидиятова дополнили доклады нескольких других выступающих, которые должны были стать прениями. Но они слабо походили на дискуссию, а лишь акцентировали внимание на отдельных темах, которые в основном докладе были раскрыты слабо. Венцом основной части большого педсовета стал мультфильм на злободневную тему раздельного сбора отходов «Приключения пластиковой бутылки». Немного отвлечься и посмотреть мультик предложил Хидиятов. Начальник управления образования рекомендовал всем в зале почаще крутить его детям — экологические воспитание все-таки...

Рафис Бурганов Рафис Бурганов (слева): «Хочу акцентировать внимание на необходимости исполнения государственных гарантий реализации прав по изучению родных языков из числа языков народов России» Фото: metshin.ru

«УВЛЕКАЯСЬ ПОГОНЕЙ ЗА ХОРОШИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ, ЗАБЫВАЕТ, ЧТО ДЛЯ ДЕТЕЙ...»

После этого к трибуне пригласили Бурганова, который стал хвалить казанские власти за «яркое и динамичное» развитие отрасли образования. Он во многом повторил все те же самые цифры, которые озвучил основной докладчик. Например, сообщил, что 99% детей по республике обеспечены местами в детсадах, а в Казани пока только 95%, — есть куда расти. Министр просил обратить внимание на развитие вариативных форм обучения. Об этой необходимости, заметим, заявлял на прошлой неделе Минниханов на республиканском августовском педсовете в Кукморе.

Лестные слова адресовал глава минобрнауки РТ директорам школ, хвалил за инновационные подходы казанских учителей. Но не все оказалось так гладко, как на первый взгляд. «Замечу, что муниципальное управление образования, увлекаясь погоней за хорошими результатами, забывает, что для детей, не выбравших профиль, есть еще и универсальный учебный план. В этом году в министерство поступает большое количество обращений от родителей, в том числе и из Казани, по поводу отказа в приема ребят в 10-й класс. Мы с вами не имеем на это ни законодательного, ни морального права», — отметил Бурганов. В качестве примера он привел Вахитовского район, где почти 81% выпускников 9-х классов перешли в прошлом учебном году в 10-й класс, при этом по итогам ГИА данный район занимает третью позицию по республике.

Скандалы, связанные с отказом переводить детей в 10 класс, напомним, начались еще при предшественнике Бурганова Энгеле Фаттахове. «Вопросы повышения качества образования были рассмотрены на заседаниях совета безопасности и кабинета министров, было принято решение, что не всем обязательно после 9-го класса идти в 10-й и в 11-й и далее в вузы», — говорил Фаттахов на одной из пресс-конференций. Был назван даже конкретный индикатор — долю школьников, переходящих в 10–11-й классы, в минобразования надеялись снизить с 51% хотя бы до 35-40%. В пример при этом ставилась Бугульма, где за три года три школы превратились из средних в основные. Результат — лидерские позиции в республике по сдаче ЕГЭ. Впрочем, когда начались жалобы родителей в прокуратуру на необоснованные отказы в переводе из одного класса в другой, министерство признавало, что это незаконно и недопустимо. Теперь от «перегиба» фаттаховской эпохи, похоже, открещиваются окончательно. 

«Хочу акцентировать ваше внимание на необходимости исполнения государственных гарантий реализации прав по изучению родных языков из числа языков народов России во всех общеобразовательных школах. Прошу взять данный вопрос под особый контроль», — также заявил глава минобрнауки РТ. Это были единственные слова по наболевшей теме.

Под конец Бурганов тезисно согласился со всем, что сказал Хидиятов и другие докладчики: формировать образовательные центры с объединением школ, плотно работать с одаренными детьми и вообще делать из казанского образования драйвер для всех остальных районов. Переходя к церемонии вручения наград, Бурганов отдельно похвалил Метшина и его команду за проделанную работу.


«СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ — МИНИСТР ВОЛНУЕТСЯ!»

Сам мэр Казани в ответном слове перед разговором о состоянии образования в городе решил сначала сделать обзор успехов в других сферах. Почти десять минут он рассказывал собравшимся учителям и директорам школ об экономике города, показывая на слайде растущие показатели ИПЦ, строительства, уличного ремонта, реконструкции парков и скверов — в общем, про все то, что позволяет делать Казань удобным для жителей и привлекательным для приезжающих абитуриентов.

По его словам, курс, начатый несколько лет назад, по строительству новых школ и создания комфортных условий для обучения будет продолжен городскими властями. К слову, под учебные учреждения уже зарезервировали 27 земельных участков. Чтобы его слова звучали убедительнее, он на одном из слайдов показал всем, какими раньше были казанские школы. На одной картинке был полуразрушившийся потолок, а рядом — новые школы по уникальным дизайн-проектам. Намерены также городские власти продолжить и ремонт школьных территорий.

Метшин порадовался данным по стобалльникам, напомнил, что в этом году 16 казанских школ вошли в топ-500 лучших по стране (раньше таких было 12). «Это большое достижение, и мы гордимся этим», — отметил мэр Казани.

«Однако за громкими победами нельзя забывать о повседневной жизни, — вернул он всех на землю. – Необходимо продолжить работу по сокращению разрыва между лидерами и отстающими школами. Но здесь, безусловно, нельзя действовать грубо, в ущерб школам. Нужны не красивые отчеты, а стабильная эволюция. Как говорил Салтыков-Щедрин, просвещение следует внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития». Активнее призвал Метшин работать всем с вузами и предприятиями: «Учителя только открывают двери, дальше вы идете уже сами». В этом смысле колоссальна роль проводимого в следующем году чемпионата рабочих профессий WorldSkills — пора бы подумать о своей команде победителей в этом чемпионате.

Тем временем часы уже почти приблизились к двухчасовому рубежу, и мэр Казани стал завершать выступление. Напоследок он наравне со всеми затронул тему экологического воспитания, проект «Добрая Казань», и отдельно остановился на предстоящих толстовских чтениях в Казани, куда созывал всех учителей.

После этого мэру передали две скромные бумажки — у зала остались вопросы. Учителя поинтересовались, можно ли организовать пристрой к татарской гимназии, мол, не хватает места для всех желающих обучаться. Метшин сообщил, что такое решение было принято неделю назад и все будет. Второй вопрос касался темы благоустройства школьной территории. Этот вопрос глава города обещал взять в работу.

— Это мой 13-й педсовет в Казани. Я очень хорошо помню и ваши лица. Слава богу, что они меняются, — отметил Метшин, чем немного рассмешил зал, но тут же поправился. — Да в лучшую сторону меняются! Мы молодеем вместе с Казанью. Я просто помню этот тяжелый груз на наших плечах, неподъемную бетонную плиту. Хорошо помню свои первые приходы в школы... Пришли, а из четырех этажей два туалета работало. Но не потому, что директор плохо работала, а просто потому, что не выделялись денежные средства. Спасибо Рустаму Нургалиевичу. Огромные средства! 141 здание отремонтировали! Но остались какие-то другие вопросы. В любом случае уровень сегодня совершенно другой. И то количество школ, которые строим в этом году в «Салават Купере», «Светлой долине», на Минской... По Мамадышскому тракту в течение года... — тут у Бурганова с грохотом упала табличка с его именем, что не осталось без внимания мэра. — Ситуация меняется — министр волнуется!»