Водителей карпулинга предлагается штрафовать, если они будут принимать от пассажира оплату наличными за свои услуги. Об этом следует из законопроекта, разработанного департаментом транспорта Москвы, передает «Коммерсантъ».

Вопрос госрегулирования карпулинга (совместного использования автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков — BlaBlaCar, BeepCar и «Яндекс.Попутка») впервые был поднят в этом году. Причиной стало обращение французского сервиса BlaBlaCar, который оказался под угрозой блокировки в РФ из-за обвинений в нелегальных перевозках.

Разработанный столичными властями документ предполагает, что для владельцев интернет-платформ будет введена аккредитация, а также установлен предельный размер платы за поездки. Деньги будут взиматься с попутчиков «в целях компенсации части расходов», но возможен только безналичный расчет — в противном случае водителя будут штрафовать на 5 тыс. рублей.

Кроме того, в документе прописаны требования непосредственно к водителям. Допускать к карпулингу предлагают только тех, кто имеет водительское удостоверение РФ и стаж вождения не менее трех лет. К карпулингу предлагают не допускать лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также неоплаченный штраф за нарушение ПДД с истекшим сроком и другие нарушения. Водитель, который совершил более 20 поездок в карпулинге за год, для следующих поездок должен получить допуск врача. Автомобили в карпулинге должны быть зарегистрированы в РФ и оснащены ГЛОНАСС.

Агрегаторы, в свою очередь, должны будут заключать с властями соглашения об информационном взаимодействии и предоставлять доступ к данным о водителях, чтобы государство вело учет числа перевозок по договорам некоммерческого фрахтования. В свою очередь, власти будут передавать агрегаторам данные о водительских удостоверениях, которые надо заблокировать, и другую информацию. Самих агрегаторов предлагается штрафовать на сумму от 20 до 300 тыс. рублей за нарушения, а если число таких нарушений за год достигает трех, то платформу предлагается лишать аккредитации или блокировать.

Законопроект был представлен рабочей группе в начале августа, и пока это один из вариантов, конкретных мер еще не принято, сказал «Ъ» один из участников обсуждения. При этом отмечается, что против законопроекта выступило минэкономики и союз пассажиров. Эксперты отмечают, что если в этой сфере введут госрегулирование, то водителям будет проще отказаться от услуг агрегаторов и «уйти в серую зону», а с попутчиками договариваться, например, в соцсетях. За рубежом карпулинг нередко дотируют и даже представляют спецполосы, как для такси, указывают они.