Своим опытом по обращению с отходами делился накануне с министром экологии Николай Атласов (справа)

«ПOСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ ВЫСТАВКИ В МЮНХЕНЕ  Я РЕШИЛ УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ПЕЛЛЕТ В 3 РАЗА»

Своим опытом по обращению с отходами делился накануне с министром экологии и природных ресурсов РТ Александром Шадриковым генеральный директор ОО «ПромИндустрия» Николай Атласов. Поездку в автоград министр, назначенный в феврале этого года, судя по всему, совершил впервые. На вопрос корреспондентов, чем был вызван его интерес к деятельности именно «ПромИндустрии», Шадриков ответил, что компания развивает направления, которых нет в других муниципалитетах, и этот опыт можно было бы начать тиражировать. Вместе с Шадриковым познакомиться с процессом перереработки вторысырья в Челны приехали и пара десятков казанских экоактивистов, выступающих против строительства мусоросжигаюшего завода в Осиново. Приехал даже представитель российского отделения Гринпис Алексей Киселев, возглавляющий в организации «Токсическую программу». Город в пресс-туре представлял глава исполкома Ринат Абдуллин и руководитель административно-технической инспекции Айрат Насыбуллин.

Первым объектом для посещения внушительной делегации стал завод компании в районе Нижнего бьефа, где различные пластики, в том числе пропиленовые мешки и ПЭТ-бутылки, преобразуются затем в гранулы для дальнейшего передела.

«Здесь мы сортируем полиэтилен, здесь мы сортируем пластик, а вот готовая продукция!» — рассказывал Атласов, стараясь перекричать очень громко работающее оборудование, из которого выходила черная и белая полиэтиленовая и полипропиленовая «лапша», которую затем измельчали в шредерах. По его словам, получаемые пластиковые гранулы идут впоследствии на производство пластмассовых изделий — различной тары, домашней утвари, полиэтиленовых труб, изоляции и пр. Взорам журналистов предстали огромные горы сырья, которые ждут здесь своей переработки. С десяток человек на заводе перерабатывают, как было сказано чуть позже, 500 т продукции ежемесячно.

Следующим объектом стал цех по переработке крупногабаритного мусора и выпуска товарной продукции — топливных пеллет, деревянной щепы и древесных опилок, которые затем идут на производство ДСП, полимерной террасной доски и других изделий. По словам Атласова, в месяц этот цех перерабатывает тоже около 500 т крупногабаритного мусора в виде старых деревянных поддонов.

Сейчас на этой площадке собирается практически 1,5 тыс. т картона ежемесячно, который отправляется на картонно-бумажный комбинат

— Древесину дробим и получаем новый продукт — топливные пеллеты. Такого оборудования в Татарстане точно ни у кого нет. Думаю, что и в России наверняка тоже нет, — заявил гендиректор предприятия-переработчика. — Я в июне ездил на всемирную выставку в Мюнхен и после этого решил объемы данного производства увеличить в 3 раза. Установив к уже имеющейся линии еще две линии, мы сможем выпускать уже около 2–2,5 тысяч тонн пеллет, а также древесной щепы и опилок в месяц. В настоящее время это оборудование уже собирается на заводе, в течение месяца оно будет доставлено в Набережные Челны, мы начнем его монтаж, — заявил он. Объем инвестиций — порядка 35 млн рублей.

— А куда продаете продукцию? — поинтересовался министр.

— Заказывают те, у кого есть твердотопливные котлы. На самом деле заказчиков очень много. Единственный минус — мы все лето работаем на склад, чтобы зимой начать его продавать.

Когда участники тура приехали на основную базу «ПромИндустрии», в Промкомзону, где производится сбор и упаковка картона, Атласов рассказал, что этот объект в свое время компания выкупила у конкурсного управляющего уже банкротного предприятия. «Здесь ничего не было: ни воды, ни газа, ни электричества. Вообще ничего было. Только корпуса. Мы их постепенно отремонтировали, привели в порядок. И вот сейчас на этой площадке собираем практически 1,5 тысячи тонн картона ежемесячно, который отправляем на наш картонно-бумажный комбинат». КБК, по его словам, перерабатывает в месяц около 30 тыс. т макулатуры. «1,5 тысячи тонн — это вклад „ПромИндустрии“ и вклад челнинцев, небезразличных к экологии», — отдельно отметил он.

— Из полутора тысяч тонн сколько поступает отходов от предприятий и сколько от населения? — поинтересовался у него Абдуллин.

— От населения поступает около 10 процентов, все остальное — это коммерческие отходы, — пояснил гендиректор «ПромИндустрии» и отметил, что компания установила в городе уже более 100 контейнеров для раздельного сбора вторсырья — макулатуры, пластика, стекла, алюминия. — Мы устанавливаем контейнеры за свой счет, но при активной поддержке администрации города. Она не противится, наоборот, дает нам эти площадки, говорит: устанавливайте контейнеры, надо, чтобы город был чистым. Кроме того, мы нашли общий язык и с бюджетными организациями города. Кроме всего прочего, уделяем внимание экологическому воспитанию детей, — рассказал он и добавил, что каждый контейнер, установленный в Челнах, обходится его компании в 80 тыс. рублей. При этом определен бюджет, не менее 100 тыс. рублей каждый месяц вкладывается именно в систему раздельного сбора. По его словам, каждый месяц в городе на 7–8–9 контейнеров для сбора вторсырья становится больше.

От населения поступает около 10%, все остальное — это коммерческие отходы

Как выяснилось тут же, у Атласова есть и производство по переработке лакокрасочных отходов. «Эта итальянская установка приобретена нами несколько лет назад для того, чтобы отходы растворителей и разбавителей, которые имеют II класс опасности, мы имели возможность регенерировать», — рассказал он, когда делегация зашла в небольшое помещение, где производится растворитель. При этом гендиректор ОО «ПромИндустрия» продемонстрировал «сырье», которое поступает в цех. В канистре находилась темная жидкость неопределенного цвета. Затем Атласов показал готовый продукт — растворитель, который получается на выходе из установки.

— Сколько перерабатываете? — спросил Шадриков.

— 400 литров в день мы перерабатываем. Если бы сырья было больше, то мы бы купили еще одни станок, потому что на входе за утилизацию лакокрасочной продукции предприятия нам платят деньги.

— А кто закупает готовую продукцию? — не переставал вникать в нюансы министр экологии.

— Ford-Sollers, Казанский вертолетный завод закупают. Окрасочные камеры время от времени требуется очищать от налета краски. И для этой цели наша продукция подходит отлично. Каждая такая 5-литровая канистра стоит 150 рублей. То есть мы получаем деньги фактически из того, что нельзя захоранивать, — заявил Атласов.

По его словам, через контейнеры, установленные в городе, компания получает порядка 10% от общего объема перерабатываемого ею вторсырья. Еще столько же поступает через пункты приема, которые «ПромИндустрия» также установила в различных частях города. Туда сборщики вторсырья сдают его за деньги.

Так или иначе от населения, по его словам, в компанию поступает минимум 300 т сырья каждый месяц.

— А отходы у вас самих остаются после переработки? — поинтересовались экоактивисты.

— У нас отходы производства — это 3–4, максимум 5 процентов от всего объема, — похвалился Атласов. — В день мы прессуем и отправляем на полигон максимум один или два бункера. Прессуем его для того, чтобы на полигоне он никуда не разлетался.

Затем дело дошло и до готовой продукции, которую, как выяснилось, в «ПромИндустрии» тоже делают из вторсырья. Атласов подвел министра к поддону, на котором лежала полимерпесчаная плитка.

«Из отходов мы делаем такой замечательный продукт — полимерпесчаную плитку. Это все, по сути, сделано из мусора. В полимер, добытый нами из вторсырья, добавляем песок и краситель — отличная плитка получается. Не бьется. Могу продемонстрировать ее прочность, — сказал он и тут же с силой бросил плитку на пол — она осталась целой. — Если бы была бетонная, то разбилась бы. За это у нас ее и покупают — недорого, экологично и практично». «Бытовой мусор у нас превращается и вот в такое», — гендиректор «ПромИндустрии» продемонстрировал табличку на которой было написано «Осторожно кабель». Атласов пояснил, что заказывают такую продукцию нефтяники. «Не ржавеет, и на металл не воруют», — подсказал кто-то из его коллег.

«Из отходов мы делаем такой замечательный продукт — полимерпесчаную плитку. Это все, по сути, сделано из мусора»

«МЫ МОЖЕМ С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ, ЧТО НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ГОТОВЫ К РАЗДЕЛЬНОМУ СБОРУ ОТХОДОВ»

После этого все частники пресс-тура направились в город, где им показали один из контейнеров для сбора вторсырья, а затем и пункт, где сырье принимают уже за деньги. Атласов пояснил, что старается такие контейнеры расставлять в местах сосредоточения маленьких и больших объектов торговли. «Картонные коробки из магазинчиков продавцы сразу выбрасывают сюда. Люди приносят ПЭТ-бутылки. Контейнер заполняется за три-четыре дня», — рассказывал он. Одна из активисток увидела в контейнере для картона ПЭТ-бутылку и указала на это.

— Спасибо тому, кто ее туда принес, — заявил Атласов. — Даже если бутылка оказалась в контейнере для картона, она все равно дойдет до переработки. Мы мусорки не прячем в городе. Наоборот, ставим их на видные места. Надо создать людям все условия, чтобы они занимались раздельным сбором вторсырья и чтобы подрастающее поколение видело это.

— А как вы с образовательными учреждениями работаете — со школами, детскими садами? — поинтересовался министр у Атласова.

— Сейчас через 500 метров будет школа 84-я, и вы там все увидите своими глазами, — пообещал он в ответ. Возле школы делегатов уже ожидала руководитель общественного движения «Чистый лист» Рузиля Сахабиева. Она рассказала, что совместно с «ПромИндустрией» уже целый год внедряет в городе систему раздельного сбора отходов.

«Мы активно сотрудничаем с ТОСами, на сегодня установлено более 70 контейнеров для ПЭТ-бутылок и алюминиевых банок. Проводим встречи с людьми, со школьниками. Жители города активно вовлекаются в эти процессы. Мы можем с уверенностью сказать, что Набережные Челны готовы к раздельному сбору отходов», — рассказала Сахабиева министру и добавила, что в этой связи хотела бы попросить поддержки, чтобы была возможность установить в городе еще больше контейнеров для сбора отходов. По ее словам, заявки по установке контейнеров в городе у организации расписаны на три-четыре месяца вперед.

«Люди приносят ПЭТ-бутылки. Контейнер заполняется за три-четыре дня»

Здесь же ученица 10-го класса лицея-интерната №84 им. Гали Акыша Регина Гарипова рассказала Шадрикову, что она вместе со своими одноклассниками включилась в этот проект и теперь даже люди из соседних комплексов приносят ПЭТ-бутылки и макулатуру в контейнеры, которые установлены возле школы. Министр экологии и природных ресурсов РТ, внимательно выслушав рассказ Гариповой, попросил ее выступить с докладом на мероприятии «Эковолна» в Казани, чтобы школьники и из других муниципалитетов могли ознакомиться с этим опытом.

По словам Атласова, сегодня в школах города установлено порядка 5 тыс. картонных контейнеров для вторсырья, изготовленных по заказу компании на местном КБК, куда школьники, учителя и их родители приносят макулатуру.

— Как мотивируете детей? — спросил Шадриков.

— Их и мотивировать и не надо. Они сегодня настолько грамотные, с этим уже растут. Они понимают, что нашу экологию нужно беречь. Время от времени мы, конечно, проводим промежуточные итоги. На День учителя, например, наградили лучшие школы, лучшие садики, лучшие колледжи. Лучшим вручили по айпаду, — рассказал он. — А школам, которые собрали больше всех вторсырья, помогаем покупкой канцтоваров, стараемся поддержать, одним словом. В городе, по моим наблюдениям, уже не осталось школ, не вовлеченных в этот процесс. Тех, кто данный процесс имитирует, уже нет. Во всех учреждениях, где мы ставим контейнеры, идет приток вторсырья, — отметил он.

.
Фото: eco.tatarstan.ru

По словам Атласова, «ПромИндустрия» перерабатывает сегодня максимум 10% отходов, имеющихся в городе. «Это очень мало! Надо выходить на более высокие показатели. Сырье, которое без раздельного сбора попало в мусоровоз, становится никому не нужным, так как уже смешалось с органическими отходами. Только раздельный сбор способен увеличить количество перерабатываемого мусора. Если мы этого делать не будем, то станет меньше сырья, которое можно было бы пустить на повторную переработку. Мы не должны жить как неандертальцы, гадя под самих себя, — заявил предприниматель. — Мы хотим, чтобы раздельная мусоропереработка развивалась как в Челнах, так и в целом по Татарстану».

Напомним, ООО «Гринта» из Набережных Челнов было выбрано оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в 22 районах восточной зоны Татарстана и автограде. Компания единственной заявилась на конкурс, объявленный минстроем РТ в июне. В зону ответственности нового оператора вошли Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Елабуга, а также Агрызский, Азнакаевский, Аксубаевский, Актанышский, Бавлинский, Бугульминский, Заинский, Лениногорский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Новошешминский, Нурлатский, Сармановский, Тукаевский, Черемшанский, Чистопольский и Ютазинский районы.

Региональный оператор займется накоплением, сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и захоронением твердых коммунальных отходов в восточной зоне РТ. Компании – переработчики вторсырья могут остаться не у дел.

Каждый контейнер, установленный в городе, обходится компании в 80 тыс. рублей

Договоры с оператором предприятия, образующие ТКО, должны заключить до 1 января 2019 года. Единый тариф на услуги компании определит госкомитет по тарифам РТ. Как заметили в минстрое, юридические лица вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия у них объекта размещения отходов. Впрочем, министр экологии немного успокоил: отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о схеме встраивания переработчиков вторсырья в работу регионального оператора, Шадриков отметил, что сейчас ищутся способы для их взаимодействия. 

«Мы бы хотели, чтобы региональный оператор и переработчики вторсырья сели за один стол и обговорили, как дальше мы будем двигаться. 1 января 2019 года уже не за горами. Понятно, что есть региональный оператор, который прошел конкурсный отбор, есть бизнес, который занят переработкой вторсырья. У каждого свои интересы. Мы планируем проработать все конструктивные предложения для того, чтобы вместе выстроить хорошую плодотворную работу. Все поступившие предложения от переработчиков будут аккумулированы и затем представлены региональному оператору», — заявил министр.