Ирина Прохорова Ирина Прохорова: «Издательское дело не сдает своих позиций и готово ко всем изменениям. Я буду повторять: бумажные книги никуда не исчезнут» Фото: ©Александр Вильф, РИА «Новости»

«АББРЕВИАТУРА ЖУРНАЛА «НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» ЧИТАЛАСЬ КАК «НЛО» И ВЫЗЫВАЛА БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ШУТОК»

«Я начала свое дело в 1992 году. Журнал, который мы запустили, назвали „Новое литературное обозрение“, и его аббревиатура читалась всеми как „НЛО“. Это вызвало большое количество шуток на тему содержания нашего журнала», — вот как Ирина Прохорова, старшая сестра Михаила Прохорова, представилась участникам летнего кампуса, который проходит сейчас на «Свияжских холмах». Республика Татарстан уже в седьмой раз принимает Российскую академию народного хозяйства и госслужбы при президенте России и ассоциацию инновационных регионов России, председателем которой является президент РТ Рустам Минниханов, на летнем кампусе. Тема в этом году — «Предпринимательство в культуре и сфере развлечений». 

За две недели участники проекта прослушают лекции ведущих российских и зарубежных ученых, федеральных чиновников и глав крупных международных компаний. Примечательно, что лекция Прохоровой проходила на английском языке. 200 человек, из которых половина — иностранные студенты, все еще растерянно хлопали глазами, пытаясь понять, кто стоит перед ними. Судя по паузе в реакции, идей у них не было никаких.

Прохорова не растерялась и как настоящий предприниматель, приученный действовать быстро и максимально эффективно, предложила механизм работы, проверенный сотнями конференций: «Я рассказываю вам, что знаю, примерно минут 40. А потом вы спрашиваете о том, что вы сами хотите узнать». Понимание с аудиторией было найдено.

Запуск своего журнала литературовед объяснила потребностью в «новом издании, которое будет посвящено науке», и подчеркнула, что речь пойдет о бизнесе, которые начинался в 90-х годах, — о том, что он уже пережил и с какими сложностями на книжном рынке он еще столкнется здесь и сейчас. Сузив тему своего выступления, Прохорова тут же добавила: «На самом деле, я не хочу говорить о себе. Я хотела бы рассказать об особенностях старейшего и самого древнего медиа, которое существует по сей день».

По ее словам, в конце 90-х книга воспринималась как культурный объект — эти понятия были синонимичными. В книге объединилось все: и дизайн, и содержание. Самым популярным вопросом от журналистов за последнее десятилетие остается один: «Когда умрут бумажные книги?» Ответ Прохоровой однозначен и не подлежит изменениям — никогда. «Я могу точно сказать, что если вы издаете хорошие книги, хорошую литературу, то бумажные книги будут продолжать жить». Как культурный объект — точно. В то же время издатель признает, что литературный бизнес продолжает претерпевать изменения, которые вряд ли когда-то прекратятся.
 
Задумываясь над вопросом, чем можно объяснить те сложности, с которыми столкнулись издательства в середине 90-х, Прохорова предположила, что люди перестали иметь свое мнение. «А когда ты перестаешь иметь мнение, рисковать, то ты просто начинаешь воспроизводить среднестатистические однотипные истории, перестаешь делать что-то стоящее». Как следствие, литературный рынок столкнулся с тем, что общество повернулось к музыке, современному искусству и другим развлечениям — просто потому что оно не находило нужного содержания в литературе. «Это специфика этой индустрии: вы можете иметь стартовый экономический капитал, можете иметь человеческий капитал в виде контента — стоящего содержания. Но если вся индустрия в данный момент находится на спаде — вы тоже будете там».

Прохорова отметила позитивные тенденции, которые затронули книжный рынок. По ее оценкам, в течение последних 15 лет ситуация поменялась: «Мы видим, какое количество новых книжных магазинов открывается и какое внимание этому уделяют со стороны общества».

Продолжая в каждой части своего выступления отвечать на озвученный в самом начале любимый вопрос журналистов, Прохорова признала, что внутренняя структура издательского бизнеса тоже претерпевает изменения. Раньше издательское дело базировалось на гонорарах авторах и исключительной информации. Теперь, при наличии интернета, когда каждый может скачать нужную информацию в свободном доступе, ценность исключительности информации снижается. Но, по ее прогнозам, страхи серьезных изменений на этом рынке в любом случае пока преждевременны. Согласно международной статистике, 70% читателей до сих пор предпочитают бумажные книги, и эта тенденция не собирается сдвигаться в ближайшие несколько лет. Да и в дальнейшем изменения не станут резкими, так что на этот век работы издателям хватит.

. Мало кого действительно заинтересовали особенности ведения бизнеса в России 90-х, а вот за экспертным мнением в области культуры выстроилась очередь
Фото: Ирина Ерохина

«ГРАНИЦА МЕЖДУ ВЫСОКОЙ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРОЙ СЕЙЧАС ОЧЕНЬ СПОРНАЯ»

Долгая пауза после этой оптимистичной ноты возвестила студентов об окончании монолога спикера, и после продолжительных аплодисментов стартовал блок вопросов. Здесь студенты заметно оживились и продержали Прохорову чуть дольше часа. Мало кого действительно заинтересовали особенности ведения бизнеса в России 90-х, а вот за экспертным мнением в области культуры в широком смысле выстроилась очередь к микрофону.

Можно ли серьезно относиться к разделению культуры на высокую и массовую сейчас, в век свободного доступа к информации? Прохорова ответила вопросом на вопрос: а что можно считать массовой культурой? Приводя в пример того же Достоевского, неоспоримого классика русской литературы, она подчеркнула, что вряд ли изначально его произведения задумывались как представители высокой культуры. Существуют примеры откровенно специфической литературы, ориентированной на масс-маркет, которую преподнесли и представили на рынке как философскую, что и повлияло на ее восприятие обществом.

Как издательства определяются с выбором литературы, которую выпускают в печать? Опыт, труд и любознательность. По словам Прохоровой, необходимо всегда следить за происходящим, посещать тематические мероприятия и следить за новинками. В ее работе был момент, когда она отметила высокий интерес к теме путешествий. Казалось, всех интересует только это, но на книжном рынке совершенно не было представлено никакой литературы из этой сферы. Вот такие ситуации и воспринимаются как появление новых трендов.

Не обошлось и без финального вопроса из серии, столь полюбившейся Прохоровой: стоит ли воспринимать все происходящее на литературном рынке как то, что он не готов справиться с изменениями, с которыми сталкивается. «О нет. Мне казалось, я посвятила все свое выступление, чтобы доказать, что издательское дело не сдает своих позиций и готово ко всем изменениям. Я буду повторять: бумажные книги никуда не исчезнут».