Накануне акционеры КАМАЗа распределили рекордную прибыль и заменили в совете директоров Ильдара Халикова на Алексея Песошина, однако главной новостью стало то, что госкорпорация «Ростех» отдаст 3% акций автогиганта республике вместо ранее озвученных 5–6%. О том, за кого болел на футболе рулевой КАМАЗа Сергей Когогин и почему экс-депутат и акционер Сергей Еретнов не доехал до собрания, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Перед собранием акционеров Рустам Минниханов, Сергей Чемезов и Сергей Когогин вместе с большой свитой, в которую вошли почти все члены совета директоров автогиганта, посетили камазовскую школу юных футболистов
«Я ИСКРЕННЕ БОЛЕЛ ЗА ГЕРМАНИЮ. НЕУДАЧНО...»
Мундиаль наложил свой отпечаток даже на столь серьезное мероприятие, как собрание акционеров КАМАЗа, прошедшее накануне в Челнах. Оно было насквозь пронизано футбольной тематикой, начавшись и закончившись яркими эмоциями по поводу выступлений наших футболистов — как местных, так и российских. Перед собранием акционеров президент РТ Рустам Минниханов, гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и рулевой КАМАЗа Сергей Когогин вместе с большой свитой, в которую вошли почти все члены совета директоров автогиганта, посетили камазовскую школу юных футболистов. Геннадий Макаров, руководитель спортклуба «КАМАЗ», рассказал о том, что школа ведет свое начало с 1972 года и считается самой большой по количеству воспитанников в республике. Сейчас в региональном центре подготовки футболистов постоянно занимаются более 700 человек от 6 до 17 лет. Занятия для детей бесплатные. В школу их набирают прямо из детских садов — так делают «Зенит», ЦСКА, «Динамо» и прочие топовые клубы. Работают по методике, разработанной РФЛ, проводят мастер-классы с участием своих же бывших учеников, которые сейчас выступают за ФК КАМАЗ. Воспитанники центра подготовки играют в российской премьер-лиге — более 150 человек выступают за футбольные клубы первого и второго дивизиона РФЛ. ФК КАМАЗ на 80% состоит из воспитанников детского клуба. Ежегодно на содержание последнего выделяется 30 млн рублей.
Однако проблемы не обошли школу стороной. Макаров с горечью отметил, что у центра подготовки футболистов отсутствует свой интернат и крытый манеж, поэтому зимой они занимаются в спортзалах средних школ. А с 12 лет, когда футболисты получают единый идентификационный номер, их забирают в академии, например в Краснодар, в «Рубин». «Их селекционеры отслеживают наших детей и самых одаренных забирают. Поэтому у нас нет возможности их тут удержать — звезды уходят. КАМАЗ нас финансирует в определенных рамках. Вопрос строительства манежа мы ставили. В мае президент РТ одобрил проект манежа в парке „Гренада“ (на открытом поле там тренируется команда КАМАЗа — прим. ред.) в рамках частно-государственного партнерства. В какой стадии находится этот проект, я не знаю. Наши родители собрали 400 подписей и обращались с письмом к Виталию Мутко. Он обещал нас включить в программу, но пока никаких подвижек нет», — объяснил руководитель спортклуба «КАМАЗ».
После небольшой показательной программы юных воспитанников Минниханов и Чемезов вручили лучшим тренерам-преподавателям и детям подарки
Думается, что озвучил эту проблему Макаров не зря. Не исключено, что к полувековому юбилею автогиганта республика сделает такой подарок и вопрос с манежем сдвинется с мертвой точки. Частично эти догадки подтвердил позже на пресс-конференции глава республики. Он сказал, что закрытый манеж в Татарстане пока только один — в Казани, но минимум три-четыре манежа надо построить для казанской, челнинской и альметьевской зон. При этом за основу возьмут опыт маленькой Исландии. «Они пошли по пути того, что создали инфраструктуру. Сейчас мы будем смотреть опыт Исландии. Такой план у нас есть. Но у нас нет пока готового проектного решения», — сказал Минниханов.
После небольшой показательной программы юных воспитанников Минниханов и Чемезов вручили лучшим тренерам-преподавателям и детям подарки. «Сегодня важное событие для республики — годовое собрание акционеров КАМАЗа, — обратился к футболистам Рустам Нургалиевич. — Это ведущее машиностроительное предприятие страны. Самый любимый спорт — это футбол. Тем более сегодня мы участвуем в проведении чемпионата мира. Мы надеемся, что большой шанс у российской сборной. Все мы будем болеть за то, чтоб мы дальше продвинулись. Футбол популярен в нашей республике. Сегодня официально в спортшколах занимаются 8 тысяч детей. 61 полноразмерный стадион и более 800 площадок по всей республике. Мы хотим, чтобы в наших национальных клубах играли наши ребята!»
Чемезов тоже напомнил собравшимся про «величайшее событие». «Наша команда впервые за многие годы участвует в 1/8 финала
Чемезов тоже напомнил собравшимся про «величайшее событие». «Наша команда впервые за многие годы участвует в 1/8 финала. Я уверен, что вы как будущие чемпионы наверняка будете участвовать в мировых чемпионатах. Мы все будем болеть за наших ребят. Нужно играть, чтобы побеждать, чтобы быть лучшим. Россия, вперед! КАМАЗ, вперед!» — патриотично закончил свое короткое обращение глава «Ростеха».
Еще раз про футбол заговорили под самый конец мероприятия, когда журналисты поинтересовались у генералитета, есть ли у них, за исключением нашей сборной, другие фавориты. Этот вопрос, надо сказать, несколько возмутил Минниханова, который спросил у журналиста: «Кроме наших, кто у нас есть? У нас в России, пока идет [чемпионат], мы должны за наших болеть!» Когогин же не стал рассуждать о патриотизме: «Я могу сказать, что наши акционеры и партнеры в основном расположены в Германии. И я искренне болел за Германию. Неудачно...»
Отойдя от футбольных баталий, делегация переместилась в зал IT-парка. Когогин в своем выступлении перед акционерами начал с рынка грузовиков
«БУДУЩЕЕ КАМАЗА — В ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫХ ПРОДУКТАХ»
Отойдя от футбольных баталий, делегация переместилась в зал IT-парка. Когогин в своем выступлении перед акционерами начал с рынка грузовиков, отметив, что в 2017 году удалось преодолеть снижение темпов производства, среагировать на спрос и направить усилия на совершенствование популярных моделей автомобилей. В результате компания перевыполнила бизнес-план. В общей сложности в 2017 году реализовано 38 192 автомобиля, что на 11% больше, чем годом ранее. При этом продажи в России выросли на 18% и составили 33 тыс. грузовиков. За рубеж поставлено 5 тыс. грузовиков. Доля компании по итогам года составила 45%. При этом существенно выросли продажи нового модельного ряда — на 71%. Наибольшим спросом пользуется «КАМАЗ-5490». Выручка в 2017 году превысила 156 млрд рублей (рост 18%), чистая прибыль выросла в пять раз — почти до 3,5 млрд рублей. Инвестиции в развитие и освоение нового модельного ряда выросли на 74% до 14,3 млрд рублей.
Поведал рулевой автогиганта и о производственных успехах. Стартовало производство рядных 6-цилиндровых двигателей для нового поколения автомобилей «КАМАЗ». Сейчас двигатель проходит испытания, а до конца года будет собрана опытно-промышленная партия в количестве 200 штук. С первого квартала 2019 года стартует их промышленное производство. Кроме коммерческого транспорта, двигатели планируется применять в тяжелом и железнодорожном транспорте и малой энергетике. Также в 2019 году будет запущено серийное производство каркасов кабин. К августу завершится монтаж технологического оборудования. В четвертом квартале этого года будет запущено опытное производство. Мощность завода, напомним, составит 57 тыс. кабин в год.
Сергей Когогин: «Наша стратегия — производство автомобилей новейшего поколения К5, отвечающих самым современным требованиям, и переход в премиум-сегмент»
Напомнил Когогин о подписании в рамках санкт-петербургского экономического форума специального инвестконтракта на 47 млрд на развитие модельного ряда автомобилей «КАМАЗ» и Mercedes-Benz. Контракт, подчеркнул гендиректор, это в первую очередь гарантии, которые КАМАЗ получил от правительства РФ по локализации важных для последующего развития отрасли компетенций. Еще один вектор развития компании — газомоторная техника, электромобили и беспилотники. К слову, для наглядности членов совета директоров вчера от одного объекта до другого в Челнах возили на городском электробусе, который намереваются пустить по общественным маршрутам в Москве. «В перспективе эта техника станет частью транспортной инфраструктуры российских городов, — уверенно заявил Когогин. — Эти и другие факты подтверждают, что за последние годы произошел качественный переход от России как страны-импортера подержанной автомобильной техники к стране с развитым сборочным циклом». При этом, совершенствуя свой продукт, на КАМАЗе не просто опираются на собственный научно-исследовательский потенциал, а привлекают и сильнейших специалистов ведущих НИИ.
На 2018 год планы КАМАЗа — реализация 43 тыс. автомобилей, из которых более 6 тыс. поставят на зарубежный рынок. «Наша стратегия — производство автомобилей новейшего поколения К5, отвечающих самым современным требованиям, и переход в премиум-сегмент», — подытожил рулевой автогиганта.
На 2018 год планы КАМАЗа — реализация 43 тыс. автомобилей, из которых более 6 тыс. поставят на зарубежный рынок
В речи Минниханова общий тренд на светлое будущее автогиганта был продолжен. КАМАЗ устойчиво выдерживает высокие показатели и входит в десятку крупнейших налогоплательщиков республики, напомнил президент. На долю предприятия приходится четверть продукции машиностроения республики — 28,7% и треть экспортируемой машиностроительной продукции. Напомнив о том, что главным импортером КАМАЗа в прошлом году был Казахстан, президент выразил надежду на то, что теперь эстафету перехватит и Туркменистан, президент которого в ближайшее время планирует приехать с визитом в РТ. «Если по рынку СНГ зафиксирован рост, то по рынку дальнего зарубежья отмечается определенное снижение. Необходимо сохранить позиции завода на стратегических рынках», — напутствовал Рустам Нургалиевич.
Общая задача правительства и КАМАЗа, по мнению главы республики, вывести в 2019-й новый серийный автомобиль с новым двигателем и кабиной
Общая задача правительства и КАМАЗа, по мнению главы республики, вывести в 2019-й новый серийный автомобиль с новым двигателем и кабиной. «Другого пути нет, поскольку определяющим фактором сегодня являются потребительские свойства и владение автомобилем. Будущее КАМАЗа — в принципиально новых продуктах. Первые электробусы будут поставлены в Москву. Важно обеспечить качественный сервис на всем цикле, создать инфраструктуру и закрепить лидерские позиции на новом рынке», — сказал президент.
Он также вспомнил о собственных ощущениях от поездки на беспилотном автобусе «Шатл». «Это уникальный аппарат. Двигается, очень умный, — с улыбкой заметил Минниханов. — Мы уверены, что ближайшие 5–10 лет будет сформирован новый рынок роботизированных автомобилей».
Президент завершил выступление перед акционерами темой полувекового юбилея предприятия, который будет отмечаться в 2019 году. Минниханов пообещал, что в рамках сохранения памяти будет выделен земельный участок, на котором построят музей автогиганта. «Мы должны хорошо подготовиться к этому знаковому событию», — заключил он.
Возвращаясь к теме юбилея на пресс-конференции, Когогин высказал пожелание, чтобы к 50-летию республика оказала поддержку Челнам в развитии инфраструктурных проектов и изменению социальной среды. «Вместе с городом была подготовлена программа, мы сегодня попросили поддержки в ее реализации. Программа довольно масштабная. В миллиардах я ее, честно, не считал. Но самую насущную проблему в автограде мы постарались в этой программе отразить, потому что нам крайне важно, чтоб социальная среда в городе развивалась опережающими темпами по сравнению с базовым предприятием „КАМАЗ“», — витиевато высказался гендиректор автозавода.
Чемезов был краток и вдруг заговорил о главном ресурсе завода — о людях, без которых, по его мнению, предприятие не смогло бы осуществить глубокую модернизацию
НЕ 5%, А ЧУТЬ МЕНЕЕ 3%
Чемезов был краток и вдруг заговорил о главном ресурсе завода — о людях, без которых, по его мнению, предприятие не смогло бы осуществить глубокую модернизацию. Почти по-медведевски глава «Ростеха» пожелал всем работникам КАМАЗа счастья и благополучия, а предприятию — долгих лет процветания.
Все самое интересное Чемезов приберег на десерт. Отвечая на вопрос относительно намерения передать Татарстану 5−6% акций КАМАЗа, он заявил, что госкорпорация передаст в итоге чуть менее 3% акций автогиганта. «Оценку стоимости мы завершаем. Я думаю, что в августе закроем эту сделку», — сообщил Чемезов.
Напомним, что «Ростех» планировал за этот щедрый жест получить доли в трех предприятиях. Два из них входит в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) — это АО «Радиоприбор» и АО «Альметьевский завод „Радиоприбор“». Сейчас КРЭТ имеет там контроль: в «Радиоприборе» у концерна 55,8%, у республики — 43,6%, во втором заводе 50% принадлежит концерну, 41% — региону. Сделка позволит консолидировать в руках холдинга почти 100% акций данных предприятий. Кроме того, «Ростех» рассчитывает получить принадлежащие Татарстану 42,6% акций Казанского электротехнического завода.
Отвечая на вопрос корреспондентов относительно намерения передать Татарстану 5−6% акций КАМАЗа, Чемезов заявил, что госкорпорация передаст в итоге чуть менее 3% акций автогиганта
Ну и конечно же, на собрании акционеров распределили чистую прибыль. «БИЗНЕС Online» уже писал о том, что чуть меньше четверти от заработанного за прошлый год КАМАЗ решил отдать своим акционерам. Если точнее, на выплату дивидендов пойдет 24,85% от 3,017 млрд рублей чистой прибыли, а именно — 749,7 миллиона. На одну акцию будет выплачен 1 рубль 6 копеек. Таких денег завод не отдавал своим владельцам еще никогда. Это самая высокая сумма за всю историю КАМАЗа. Половина суммы предназначается главному акционеру КАМАЗа — госкорпорации «Ростех». Еще 5%, или 150,9 млн рублей, будет отложено в резервный фонд общества, основная же часть прибыли 2017 года в размере 2,11 млрд рублей (70,15%) предназначена для финансирования инвестпроектов.
Не забыли и о вознаграждениях членам совета директоров. О суммах на совещании Когогин скромно умолчал, просто сославшись на положение о вознаграждениях и компенсациях, однако гендиректора выдал большой талмуд, в который уместился весь годовой отчет автогиганта и который оказался в раздаточных материалах для СМИ. На 142-й странице 270-страничной увесистой книги было обозначено, что в 2017 году членам правления полагается зарплата в размере 101,2 тыс. рублей и премия в 24,2 тыс. каждому.
Как-то совсем незаметно собрание акционеров КАМАЗа проголосовало по поводу замены члена совета директоров Ильдара Халикова на Алексея Песошина
И как-то совсем незаметно собрание акционеров КАМАЗа проголосовало по поводу замены члена совета директоров Ильдара Халикова на другого представителя правительства — премьер-министра РТ Алексея Песошина. Правда, официально итоги голосования будут известны не раньше 3 июля. Напомним, что кандидатура действующего премьера вместо его предшественника была предложена еще в марте.
Зато один скандал, так или иначе касающийся собрания акционеров, все же случился: экс-депутата горсовета Челнов и акционера КАМАЗа Сергея Еретнова задержали по пути на мероприятие на первой автодороге и направили в следственный отдел. Об этом он сам сообщил «БИЗНЕС Online» по телефону. Причиной якобы стало его уклонение от дачи показаний по делу судьи Набережночелнинского городского суда Голфии Вафиной. В постановлении о приводе сказано, что бывший депутат уклоняется от явки для проведения следственных действий, не является в назначенное время. Напомним, что однажды Еретнов на собрании акционеров уже подвергал критике руководство градообразующего ПАО «КАМАЗ» в присутствии президента республики и главы «Ростеха». После этого в отношении злобствующего акционера и завели громкое игорное дело. Ближе к вечеру стало известно, что следователи отпустили Еретнова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.