Более 200 представителей из 79 муниципалитетов РФ съехались сегодня в автоград для участия в Академии развития моногородов. Корреспонденты «БИЗНЕС Online», побывавшие на открытии мероприятия, узнали, какие субъекты числятся в аутсайдерах по привлечению инвесторов, и услышали, что в РТ бизнесу скоро дадут возможность брать беспроцентные кредиты — впервые в России.
В Академии развития моногородов принимают участие представители 79 муниципальных образований из 13 субъектов Поволжского федерального округа
«ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО «НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ» С «МОНОГОРОДСКОГО» ПЕРЕВОДЯТСЯ, КАК «ВСЕГДА ПЕРВЫЕ»
Сегодня в набережночелнинском IТ-парке стартовала Академия развития моногородов. В ней принимают участие представители 79 муниципальных образований из 13 субъектов Приволжского федерального округа — всего более 200 человек. То, что это мероприятие в первую очередь обучающее, а не формальное, наверное, показывает тот факт, что пленарное заседание, где модератором выступал руководитель департамента фонда развития моногородов Евгений Подшивалов, было рассчитано всего на полчаса, а пресс-конференция с участием пяти (!) спикеров заняла 10 минут. Всего работа академии рассчитана на два дня. В первый на базе IТ-парке проводятся семинары, деловая игра и воркшоп, во второй — посещение ряда объектов Набережных Челнов.
Пленарное заседание началось с выступления первого заместителя премьер-министра РТ Рустама Нигматуллина. Он напомнил, что моногорода республики одними из первых начали широко пользоваться возможностями привлечения федеральных средств на развитие инфраструктуры. Четыре моногорода РТ получили статус ТОСЭРа. Благодаря приоритетной программе развития моногородов начиная с 2016 года в республике создано более 18 тыс. рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. «Сегодня у всех участников форума есть возможность изучить новые практики привлечения средств, чтобы еще эффективнее использовать имеющиеся ресурсы», — заключил он.
Ирина Макиева: «Тут сидят люди, которые друг другу доверяют и не стесняются сказать, что у нас что-то где-то не так»
Ирина Макиева, зампредседателя Внешэкономбанка, призвала собравшихся к честности и открытости: «Вы, получив определенные знания и применив их на практике, должны честно сказать: что получается, а что не получается. Тут сидят люди, которые друг другу доверяют и не стесняются сказать, что у нас что-то где-то не так. Этот образовательный проект — Академия развития моногородов — направлен на то, чтобы рассказать, где появились новые деньги, как правильно их брать и приводить к себе на территорию, чтобы вы честно признались, что получилось, а что — нет».
Затем высокая гостья сделала реверанс в сторону принимающей стороны. По ее словам, челнинский мэр Наиль Магдеев уже рассказал ей, как заманивает резидентов в ТОСЭР. «Иностранцев много, пришли китайцы... Не буду открывать коммерческую тайну, какие еще резиденты появятся... Но очень бы хотелось, чтобы каждый из моногородов привел на свою территорию достойных резидентов. Российских, иностранных — все равно. Мне кажется, неважно, кто дает зарплату тем людям, которые живут в городе», — высказала Макиева свое мнение.
Далее к трибуне вышел гендиректор ФРМ Илья Кривогов. В своей речи он не избежал сдержанной критики. «Мы находимся в системе постоянного мониторинга [моногородов], раз в полгода собираем информацию, смотрим целостность команд, что, где и как. Если честно, не у всех все получается, — признал Кривогов. — Многие команды сконцентрировались на благоустройстве. Понятно, что это деньги, их надо осваивать. Но нельзя забывать про инвесторов, про рабочие места — про то, ради чего, собственно, и создавался фонд. Все-таки благосостояние наших жителей зависит в первую очередь от наличия работы, от зарплаты, которую они получают. Поиск инвестора — важнейшая часть работы. В этом направлении пока не все получается, например, в Нижегородской, Кировской областях производственные проекты не реализуются, та же самая ситуация в Пензенской области, в Мордовии. Во многих городах этих субъектов созданы ТОРы. А поскольку работа с инвесторами практически не начата, то через год-два они могут быть признаны неэффективными. Инвестиционный акцент на эти территории однозначно будет поставлен. Минфин сейчас ищет дополнительные деньги на реализацию различных проектов, а тут [в ТОСЭР], наоборот, льготы. То есть этот дисбаланс недолго будет продолжаться».
В противовес указанным регионам были названы и те, „которые успешно продвинулись“. «Вот Магдеев, например. Правильно сказала Ирина Владимировна [Макиева], он действительно знает, где найти деньги. Но иногда приходится слышать, что денег нет. Тут надо дополнительно поработать с федерацией, с президентом Татарстана. Тем не менее проекты реализуются успешно. То же самое и с Башкирией. Мы активно работаем с этой республикой и видим результаты уже сейчас. Хотелось бы, чтобы такая ситуация была во всех субъектах. Мы со всеми регионами работаем. Но это один-два проекта. Надо ставить задачу, чтобы было 10 проектов. Тогда действительно можно будет говорить о новых предприятиях, новых производствах».
Последним из президиума к трибуне был приглашен Магдеев. Представляя его, Подшивалов сказал: «Все присутствующие, безусловно, знают, что „Набережные Челны“ с моногородского переводятся, как „Всегда первые“», — чем вызвал аплодисменты в зале. Челнинский мэр в своем выступлении, по традиции, не забыл упомянуть, что автоград — один из самых крупных моногородов. «Это наша судьба, судьбу не выбирают, но в силах наших команд ее изменить», — добавил мэр. Далее он больше говорил о планах на второй день работы академии — практически-экскурсионный. «У нас есть возможность посмотреть самый крупный в Европе индустриальный парк — КИП „Мастер“, — пригласил Магдеев гостей. — Полтора миллиона квадратных метров, большое количество резидентов. Вы сможете сами вживую с ними пообщаться, потрогать продукцию, которую они выпускают. Это и крупные компании, такие, как Haier, которая пришла и производит уже 500 тысяч холодильников в год. Мы расскажем, как мы пользуемся инструментами фонда моногородов и какие результаты у нас есть. Мы расскажем, почему у нас сегодня 56 тысяч работающих в малом бизнесе — это больше, чем на КАМАЗе. Мы можем показать главный конвейер нашей страны, где собираются грузовики, базу наших знаменитых пилотов команды „КАМАЗ-Мастер“, наши скверы и парки. Мы также можем рассказать, с какими проблемами мы столкнулись при реализации тех или иных проектов. Как на духу расскажем». Кроме того, мэр пригласил гостей и на Сабантуй.
Илья Кривогов: «Многие команды сконцентрировались на благоустройстве. Понятно, что это деньги, их надо осваивать. Но нельзя забывать про инвесторов, про рабочие места — про то, ради чего, собственно, и создавался фонд»
В ТАТАРСТАНЕ БИЗНЕСУ ПРЕДЛОЖАТ БЕСПРОЦЕНТНЫЙ КРЕДИТ
Позже, на пресс-конференции, зашла речь о порогах вхождения в челнинский ТОСЭР — 50 млн рублей инвестиций и 30 новых рабочих мест. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Макиева дала понять, что он может быть снижен. «Вы такой порог изначально для себя установили чуть повышенный, — сказала она. — Потому что город крупный, соответственно, и резиденты, которые могут сюда прийти, должны быть серьезными. Поэтому порог для Набережных Челнов и для какого-то небольшого города различается. Если он кажется слишком высоким, направляйте заявку на его снижение в минэкономики, а мы постараемся максимально вас поддержать».
Кривогов же рассказал о различии моногородов. «Все они разные и для каждого должен быть свой набор инструментов, — озвучил он вполне очевидное. — Для крупных городов, наверное, должны быть крупные проекты. Потому что небольшими серьезных изменений не достичь. А для каких-то городов, наоборот, возможна реализация проектов только малого бизнеса. Где-то основным является туристическое направление, где-то — промышленное. Но подходы должны быть одинаковые: как работать с инвестором, как найти ресурсы, как наладить контакт между властью и бизнесом».
Нигматуллина спросили о программах поддержки, которые максимально эффективны для Татарстана. «В первую очередь это программа развития инфраструктуры, как самих городов, так и промышленных площадок, — высказал он свою точку зрения. — Организации, которые приходят в качестве потенциального инвестора, проводят же экономический анализ. И в чистое поле вы никого не пригласите. Зачастую не просто пригласить и на подготовленную площадку. У них есть конкретные вопросы, и должны быть на них конкретные ответы. Чтобы люди решились вложить деньги в вашу территорию. Это непросто».
Фарид Абдулганиев: «Вы знаете, что мы взяли на себя обязательство: за 10 лет привлечь 19 миллиардов и создать 7 тысяч рабочих мест»
Фарид Абдулганиев, министр экономики РТ, рассказал о дополнительных программах поддержки местного бизнеса. «Вы знаете, что мы взяли на себя обязательство: за 10 лет привлечь 19 миллиардов и создать 7 тысяч рабочих мест, — сказал чиновник. — В настоящее время по моногородам, промышленным паркам разрабатывается дополнительный комплекс мер стимулирования предпринимательской активности. Какие-то я могу назвать уже сейчас. В частности, поддержка региона по снижению административной нагрузки на бизнес, это снижение или субсидирование процентной ставки по кредиту. Сейчас прорабатывается абсолютно новый продукт — беспроцентный кредит — для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые работают на промышленных площадках. Этот продукт мы сейчас дошлифовываем. Но это непросто, потому что такого продукта в России пока нет. Я уверен, что мы будем первыми». Абдулганиев добавил, что прорабатывается и ряд других инструментов поддержки. Но говорить о них можно будет только через две-три недели.
Магдеева же попросили высказаться об эффективности обучения, которое проходят мэры моногородов. «Обучение всегда полезно, особенно в таком важном и непростом деле, как развитие моногородов, — сказал челнинский мэр. — И мы всегда ждем таких встреч, как, например, в рамках сегодняшней академии. Мы для себя сделали такой вывод: программа обучения руководителей моногородов для нас явилась новым окном возможностей. Это другой уровень! Проект развития моногородов — приоритетный для страны. И можно сказать, что он работает. Результат у кого-то лучше, у кого-то хуже. Но я по нашему городу вижу, что результат есть. Инструменты поддержки, которые существуют, они работают, все это можно перевести в цифру. Давайте посмотрим на цифру: в Набережных Челнах сейчас самый низкий уровень безработицы за последние 17 лет. Это один из показателей, к которому нужно стремиться. Напряженности на рынке труда, которая была четыре-пять лет назад, сегодня нет. Появились новые рабочие места — около 3 тысяч, появились российские инвесторы, иностранные. Все это результат обучения».
В завершение пресс-конференции Макиеву попросили высказать мнение об уровне развития моногородов Татарстана. Она корректно не стала говорить, кто лучший, а кто худший, но при этом объявила, что 25 июня в Москве состоится пресс-конференция, посвященная данной тематике. На ней в числе прочего озвучат список из 10 лучших моногородов страны по итогам работы в 2017 году. «Я очень надеюсь, что хотя бы один из городов Татарстана окажется в этом списке, — сказала Макиева. — Но пока об этом не знает никто. Будет озвучен топ-10 — у кого есть чему поучиться. Остальные же моногорода должны у этой десятки взять лучшие практики и применить у себя».
25 июня в Москве состоится пресс-конференция. На ней в числе прочего озвучат список из 10 лучших моногородов страны по итогам работы в 2017 году
«ЕСЛИ ТОСЭРЫ В РЕГИОНЕ ВОСТРЕБОВАНЫ, ИХ МОЖЕТ БЫТЬ СКОЛЬКО УГОДНО»
Очевидно, что ТОСЭР — мощный инструмент для привлечения инвестиций, что очень важно для моногородов, поэтому им нередко и присваивают статус такой территории. Вот только всегда ли хорошо, когда в одном регионе сразу несколько ТОСЭРов? В Татарстане их, например, уже четыре — Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск и Чистополь. На этот статус претендует и Менделеевск. А что о таком обилии ТОСЭРов думают участники академии из других регионов?
Александр Ессен — глава города Сарапул, Удмуртская Республика:
— У нас пока один ТОСЭР в регионе, так что нам пока не с чем сравнивать. Но самое главное, чтобы в территориях опережающего развития была своя специфика — в одной занимались одной отраслью, в другой — иное направление. Чтобы не было мешанины, винегрета, когда все занимаются всем. Иначе возникает внутренняя конкуренция ТОСЭРов за инвесторов. И нет концентрации на какой-то отрасли, которую, может быть, исторически нужно развивать. Допустим, у нас в городе очень хорошо развита пищевая отрасль, машиностроение, радиоэлектронная промышленность. Нам надо в этом направлении двигаться. У других моногородов нашей республики другие компетенции, им, наверное, надо чем-то другим заниматься. От этого выиграет субъект в целом.
Ирина Голованова — первый заместитель главы города Кумертау, Башкортостан:
— При наличии нескольких ТОСЭРов в регионе есть как положительные, так и отрицательные стороны. Однозначно при этом возникает конкуренция. И ты начинаешь быстрее бегать, усиленнее работать, активнее искать инвесторов. А когда инвестор приходит в регион, он не знает, в какой ТОСЭР ему пойти, у него возникают вопросы. И мы должны доказать, что мы лучше, и мы это делаем. Я думаю, что эта конкуренция приведет к большему развитию региона, чем наличие всего одного ТОСЭРа.
Александр Безматерных — первый замглавы Нытвенского района Пермского края:
— Если ТОСЭРы в регионе востребованы со стороны инвесторов — это всегда хорошо. В этом случае их может быть сколько угодно. У нас в регионе планируется два ТОСЭРа, одна в Чусовом уже есть, вторая не будет лишней. Если удастся еще и Нытве получить такой статус, это будет хорошо.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.